«Самое странное, что в современных мультфильмах сексизма стало только больше»

Как советские мультфильмы воспринимаются через призму борьбы за равноправие

То, что считалось «нормальным» 20 лет назад, имеет отчетливый привкус аномальности сегодня. К примеру, тенденция изменений четко прослеживается в отношении мировых сообществ к мировоззренческим проблемам, таким как расизм, сексизм и другие формы дискриминации. Чтобы защитить человечество от некорректных социальных явлений, под оценочной лупой рассматриваются различные сферы нашей жизни. Неприкосновенным не остается даже кинематограф с детскими мультфильмами, сконструированными в прошлом веке. «Реальное время» поговорило с экспертами о том, какие мультфильмы нашего детства с точки зрения современной этики могут получить негативную оценку.

«Большинство проблем, которые находят в них, так скажем, «защитники», — высосаны из пальца»

Нина Ромодановская, главный редактор интернет-портала «ПрофиСинема» рассказывает, что она периодически является невольным зрителем дискуссий, касающихся проявлений дискриминации в кинематографе.

«Если говорить именно о мультфильмах, то большинство проблем, которые находят в них, так скажем, «защитники», — высосаны из пальца. Да, в мире определенные темы бесспорно актуальны, и на это нельзя закрывать глаза. Я считаю, есть каноничные вещи, как старые добрые советские мультики, которые вовсе не содержат в себе проявлений сексизма и соответствующих форм дискриминации. Ситуации, которые раскрываются в сюжете, несут в себе важнейшие воспитательные функции. Они показывают маленьким зрителям нюансы взаимоотношений между людьми».

Ромодановская отмечает: в таких мультфильмах, как «Ну, погоди», «Простоквашино», «Снежная королева», рассматриваются значительные психологические аспекты. Например, отношения родителей и детей, любовные взаимоотношения, общение с братьями меньшими и природой.

  • Своеобразное товарищество Матроскина и Шарика в «Простоквашино» развивает у ребенка социоцентрические ценности, обозначает важность дружбы и принятия своего приятеля, несмотря на разность интересов и целей.
  • В «Снежной королеве» просматривается духовное воспитание человека, превозносится внутренняя сила, закрепляется ценность любви.
  • При анализе мультфильма «Аленький цветочек» мы видим возвышение индивидуальности в структуре человеческих ценностей.

Такое мнение об этих мультфильмах складывалось у нескольких поколений на протяжении целых десятилетий. Но, как отмечает Ромодановская, сейчас мировые сообщества наблюдают в них абсолютно другие идеи.

  • Идеальная героиня — Настенька из «Аленького цветочка», демонстрирующая свое добродушие, — критикуется определенными социальными группами. Ложная ценность спокойного темперамента и самоотреченного поведения вознаграждается союзом с прекрасным принцем. Только возникает вопрос: действительна ли такая стратегия в современной жизни?
  • Дискриминация — это не только про женщин. Например, в «Снежной королеве», по современным меркам, сюжет сравнивается с рингом, где две разные по темпераменту барышни выясняют, у кого больше прав на аморфного и ведомого мужчину.
  • «Простоквашино» уже не считается веселым мультиком о жизни советской семьи и друзей. В нем находят усталую и недовольную маму, которая вынуждена мыть сковородки, запрятав платья в шкаф. И безалаберного и негативно-либерального папу, который желает лишь спокойствия и соглашается на «капризы» жены.

Адаптивные мультики

Кинокритик Адиля Хайбуллина считает, что советским кинематографом нужно гордиться.

«Неверно искать в «Аленьком цветочке» что-то отрицательное. Этот и другие перечисленные мультики — гениальны. Они создавались мастерами своего дела и грамотно адаптированы для категории людей для которых были сконструированы. Каждый герой продуман, у него есть характер и четкая последовательность действий», — полагает она.

«Вышеперечисленные мультики адаптированы для всех, — утверждает Адиля. — Только нужно понимать, что в адекватном мире и в соответствующей семье мультфильмы смотрят вместе с родителями, а потом также обсуждают увиденное вместе с родителями. В целом мультики до определенного возраста нужно подбирать. За принятием той или иной информации детьми ответственны исключительно родители. Не нужно перекладывать вину на кинематограф. Все мысли ребенка зеркальны той обстановке, в которой он живет».

«Сейчас я вижу гораздо больше неприемлемых реплик и действий в поведении персонажей»

Так же считает и представительница феминистического сообщества, фотограф Екатерина Мамонтова:

«Детская психика эластична, — комментирует Екатерина. — Нельзя сказать, что пара мультфильмов может сделать ребенка асоциальным. Однако, если ребенок слышит что-то и из мультфильма, и из рекламы, и из уст бабушки и воспитательницы/учительницы — вот здесь, конечно, стереотипы закрепляются. И нужно приложить много усилий, чтобы победить их».

Примечательно, что сейчас, в век толерантности, особых изменений в идеологической подоплеке современных мультфильмов не происходит. Их обвиняют в больших нарушениях, нежели любимое «Простоквашино», хотя в переписанной серии этого мультфильма уже заметили дискриминацию.

«Удивительно, но сейчас я вижу гораздо больше неприемлемых реплик и действий в поведении персонажей, — делится своим мнением Екатерина Мамонтова. — Самое странное, что в современных отечественных мультфильмах сексизма стало только больше. Например, в перезапуске «Простоквашино» папа упрекает навигатор с женским голосом, что он не знает дорогу в отличие от навигатора с мужским голосом».

Максимально предвзятое, с точки зрения идеологии, отношение к мультфильмам сейчас достигает высшей кондиции. Переписываются голливудские киноэпопеи, трансформируются их главные герои. Интересен вопрос, что будет запрещено дальше и кто из героев будет подвергнут буллингу за то, что некорректно уместился в последовательность исторических перестроек.

Екатерина считает, что человечество постоянно переписывает собственную историю и смотрит на нее в новых и новых ракурсах.

«Возможно, однажды искусственный интеллект станет равен человеку, получит права и еще воздаст нам всем за демонизацию механизмов в той самой серии «Ну, погоди!».

Долина Пуха
ОбществоКультура

Новости партнеров