Автоград в 2016 году: экономика в «красной зоне», но бездефицитно-оптимистичный бюджет

ВТП Набережных Челнов сократится в 2015 году и не вылезет из «ямы» в 2016 году

Автоград в 2016 году: экономика в «красной зоне», но бездефицитно-оптимистичный бюджет
Фото: realnoevremya.ru/Сергей Афанасьев

Валовый территориальный продукт планируется в автограде в 2015 году в объеме 160,5 млрд рублей — темп роста отрицательный (89%). При этом экономика Челнов отыграть свое падение не сможет и в 2016 году — план на следующий год по ВТП размером 166,8 млрд рублей. Индекс промпроизводства в 2015 году провалился до 74,7%. Несмотря на это, экономический блок команды Магдеева уверен в росте инвестиций в 2016 году — за счет включения автограда в ТОРы и роста СМР — тогда как сами же строители снижают планы ввода жилья. В мэрии уверены отчего-то еще и в том, что денежные доходы челнинцев не понизятся. На этом фоне финансовый блок исполкома автограда умудрился сверстать бездефицитный бюджет (при том, что бюджет-2015 дефицитный) с ростом более чем на 700 млн рублей. Как и за счет чего удалось это сделать, разбирался корреспондент «Реального времени», побывав на слушаниях по проекту бюджета Челнов на 2016 год.

Экономические показатели автограда-2016 «в красной зоне»

В понедельник состоялись публичные слушания по бюджету Набережных Челнов на следующий 2016 год и плановый период 2017-2018 гг. Слушания эти традиционные, после горячего зачастую обсуждения проект бюджета выносится на голосование в горсовет и принимается (теперь, скорее всего, примут его единогласно…).

Слушания прошли в большом зале мэрии, а догадаться о ключевом для города событии можно было по тому, какое число сотрудников правопорядка и ГИБДД кружило вокруг администрации. Сам зал оказался набит битком — был, как говорится, полный аншлаг, какой бывает перед театральной премьерой. Среди публики были и студенты КФУ, и, как впоследствии выяснилось, активисты, и даже члены партии «Коммунисты России».

Солировала на этот раз главный финансист города, замруководителя исполкома Альфинур Галиакберова. В «программке» бюджетной премьеры были также выступления председателя постоянной комиссии по бюджету Венеры Туктаровой и заместителя Наталии Кропотовой из управления экономического развития и поддержки предпринимательства Елены Ворониной.

Галиакберова, открыв слушания и впечатлившись аншлагом, заранее предупредила особо ретивых и активных горожан, что им на выступления, предложения и проч. после регламентных докладов дается по 3 минуты, а «мнения челнинцев будут носить лишь рекомендательный характер». Корреспондент «Реального времени», поприсутствовав на публичных слушаниях, не нашел особых отличий от предыдущих, прошлогодних, разве что экономическая ситуация в городе такова, что цифры не столь вдохновляющие, как в прежние годы.

Новости, собственно, две: одна плохая и другая хорошая (или, лучше сказать, сдержанно-оптимистическая). Начнем с плохой. Почти все экономические показатели автограда планируются на 2016 год «в красной зоне» — спрогнозированы они так были, по словам Ворониной, первой докладчицы, «открывшей вечер бюджетной премьеры», в силу снижения темпов роста в 2015 году и «сложной геополитической ситуации». В том числе — и отталкиваясь от показателей крупнейших предприятий этого года (в большей степени, конечно, КАМАЗа — о ситуации с компанией и влиянии ее на экономику города мы писали на прошлой неделе).

Из экономической ямы город планирует выбраться только в 2017 году

Итак, валовый территориальный продукт автограда (ВТП) планируется в 2015 году в объемах 160,5 млрд рублей — темп роста отрицательный: 89%. Т.е. экономика ожидаемо упадет к концу года на 11% минимум. При этом, как выяснилось, не сможет отыграть свое падение автоград и в 2016 году — план на следующий год в объеме ВТП размером 166,8 млрд рублей, темп роста — 98%. Выйти в плюс челнинская экономика сможет по расчетам экономистов мэрии лишь в 2017 году, да и то прирост составит какие-то доли процента, в абсолютном выражении ВТП ожидается в размере 185,3 млрд рублей. Причем это только пока ожидаемые цифры — для примера, напомним, в 2014 году ВТП автограда составил 171,1 млрд рублей, с уже минусовым индексом промышленного производства (ИПП) — 96,4%.

Промышленный сектор — основной виновник падения показателей, только за 9 мес. этого года ИПП составил 74,7% (т.е. минус 15,3% к аналогичному периоду прошлого года). По КАМАЗУ ИПП еще меньше — 64,8%. В 2016 году, однако, мэрия надеется поднять (каким образом?) общий показатель промсектора до 96%, а в 2017 году «в связи со спадом неопределенности в экономике» и вообще выйти на 100%.

Мэрия уверена в росте инвестиций в 2016 году: благодаря ТОРу и строителям…

Доля инвестиций в ВТП автограда составляет 23,1%. Объем их на этот год запланирован в размере 37 млрд рублей (в прошлом году было 38 млрд рублей с ростом на 18%), а это всего 93,1% к прошлому году. В 2016 году мэрия планирует объем инвестиций, однако, выше, чем в 2015 и даже 2014 годах: 39,2 млрд рублей. «Откуда деньги, Зин?». По словам Ворониной, исполком надеется на основной фактор роста — включение автограда в список территорий с опережающим развитием (их по РФ будет всего четыре — Челны включили в список — правда, пока постановления правительства РФ об этом нет).

Второй главный фактор роста инвестиций — строительно-монтажные работы (между прочим, один из основных драйверов челнинской экономики наряду с КАМАЗом, — прим.ред.). Так, отметила Воронина, в 2015 году бюджету удалось привлечь 6 млрд рублей по программам капремонта жилого комплекса и дорожно-транспортного хозяйства. Однако, увы, на 2016 год эту цифру уже снизили: теперь в мэрии ждут лишь 4,3 млрд рублей инвестиций в СМР, что, согласитесь, ставит второй фактор под некоторое сомнение.

…но строители планы по вводу жилья снижают

Настоящего роста инвестиций в автограде ждут лишь в 2018 году, для чего уже сегодня команда Магдеева формирует «инвестиционный климат», строит индустриальные парки, улучшает условия для МСБ и т.д. Так или иначе, пока, в 2015 году, объем инвестиций в СМР составит 31,3 млрд рублей (96,3%), строители к декабрю должны сдать 340 тыс. кв. м жилья, выполнив план РТ. В 2016 году объем СМР планируется в размере 32,9 млрд рублей, только одно «но» — план при этом на 2016-2018 год снизился до 255 тыс. кв. м… Что объяснимо — в росте на миллиард, вероятнее всего, заключена инфляция, в том числе рост цен на строительные материалы. Сам же строительный рынок, судя по представленным цифрам, явно сужается.

Чиновники исполкома уверены — снижения денежных доходов не будет!

В «красной зоне» и показатели розницы. К концу года в автограде ждут объема товарооборота в 129 млрд рублей (89,2% к уровню 2014 года), впрочем, в 2016 году чиновники уже ждут 134 млрд рублей (напомним, в 2014 году он составлял 132,5 млрд рублей). Среднесрочно на него должны оказать положительное влияние, считает Воронина, рост денежных доходов населения, расширение торговых сетей и снижение инфляции, что в принципе также очень сомнительно, если учесть, что за последний год реальные доходы населения в силу роста курса доллара упали минимум в два раза, если иметь в виду рынок товаров зарубежного производства, не считая обычной инфляции. Расширять же торговые сети в условиях снижения реальных доходов населения, а стало быть, и реального потребительского спроса, решиться могут далеко не все (и опять же, не забываем про рост цен на стройматериалы, которые инвесторам придется закладывать в строительство магазинов).

Тем не менее никакой ошибки тут нет: в мэрии действительно рассчитывают на то, что денежные доходы населения к концу года будут… «на уровне прошлого года»! Напомним и чиновникам, и читателям, что по итогам 2014 года средняя зарплата в автограде составляла 28,2 тыс. рублей, сегодня объявили, что к концу 2015 года она составит 28,48 тыс. рублей «с ростом на 1,5%». Вот только авторы доклада отчего-то «забыли» про инфляцию и ничего не рассказали о реальной заработной плате. Напомним также, что по словам начальника экономического управления Кропотовой, средняя зарплата к 1 сентября составила всего 27,3 тыс. рублей (на 1 июля она вообще была — 26,7 тыс. рублей!), но, справедливо добавила Кропотова, «с учетом роста цен это меньше на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года».

Интересные данные озвучили и по безработице. Если до сих пор раз за разом озвучивалась цифра в 0,95%, что все равно было выше прошлогодних 0,73%, то к концу года мэрия опасливо ждет роста уровня безработицы до 1,8%, однако обещает, что «массового высвобождения рабочей силы не планируется».

Как и за счет чего увеличился бюджет в 2016 году

Хорошую новость озвучила вторая — и главная докладчица — Альфинур Галиакберова. Бюджет будет бездефицитным. Напомним для начала, что первоначальные цифры бюджета автограда на 2015 год были бездефицитные: 7 193 млн рублей по доходам и расходам. Однако кризис, как известно, внес свои коррективы, и к сентябрю бюджет по понятным причинам сделал крен в расходы, доходы оценивались уже в 7,23 млрд рублей, а расходы — в 7,418 млрд (200 млн рублей к концу года мэрии придется где-то найти). Поэтому к плановым цифрам на 2016 год нужно относиться очень осторожно — неизвестно, как поведет себя и курс рубля, и инфляция, да и экономика в целом.

Тем не менее, финуправление мэрии представило на суд общественности следующие параметры: доходы и расходы в размере 7,939 млрд рублей. То есть рост к «теоретическому» бюджету 2015 года сразу на 746 млн рублей, а к «практическому дефицитному» — на 709 млн рублей по доходам и всего на 521 млн рублей — по расходам. То есть при формальном росте цифр налицо стремление администрации города — и вполне понятное — включить режим экономии.

Интересно, что согласно опять же плановым показателям бюджета на 2016 год, согласно проекту бюджета на 2015 (сверстанному еще осенью 2014 года), доходы и расходы прогнозировались в следующем году в размере 7,6 млрд рублей. Очевидно, что увеличить доходную часть пришлось за счет вынужденного увеличения расходной части бюджета почти на 340 млн рублей к первоначальным расчетным показателям.

На собственные доходы у мэрии автограда надежд особо нет…

При этом собственные доходы запланированы в размере 3,9 млрд рублей, из них налоговые — 3,129 млрд, неналоговые — 772 млн рублей. В первоначальном плане на 2016 год значились чуть другие цифры: 3,29 млрд рублей по налоговым доходам и 816 млн рублей по неналоговым. Иными словами, при всем резком росте доходов и расходов бюджета-2016 рост этот явным образом не основан на увеличении каким-то образом собственных доходов города: величина их упала с 4,1 млрд рублей до 3,9 млрд. По неналоговым доходам заметно снижение на 44 млн рублей. Налоговые же доходы выросли, мягко говоря, ненамного.

Галиакберова отметила, что главным источником последних является НДФЛ (а с собираемостью его в этом году не очень — так как в свою очередь основным наполнителем НДФЛ является КАМАЗ), объемы которого запланированы в размере 1,7 млрд рублей. Ориентировочно, по ее словам, это 43,9% от всех собственных доходов. В прошлом году эта цифра составляла 45,2%. План по НДФЛ в 2015 году был 1,774 млрд рублей. Невооруженным глазом видно, что в следующем году мэрия не особенно надеется на улучшение положения КАМАЗа и других крупнейших предприятий города: цифру плана пришлось даже понизить. Изначально, осенью 2014 года, в мэрии надеялись собрать в 2016 году 1,9 млрд рублей, а не 1,7 млрд.

Второй основной доход — 15,9% — земельный налог, он запланирован в размере 622,3 млн рублей (планировалось изначально 625 млн рублей, в 2015 году план составлял 620 млн рублей) — осторожность команды Галиакберовой понятна: по информации начальника УФНС по Челнам Лилии Гатиной, собираемость земельного налога в этом году упала на 46%. Мало того, на III заседании горсовета (очень коротком и мобильном) та же Галиакберова озвучила новые ставки по земельному налогу — они снижаются, город идет налогоплательщикам навстречу. Глава финуправления понижение ставок почти по всем категориям (см. справку) объяснила новой оценкой кадастровой стоимости земли. То есть, если у кого-то в минфине РФ и были какие-то надежды на рост поступлений в результате увеличения кадастра, им, судя по всему, не суждено было оправдаться.

Налог на совокупный доход (включая ЕНВД, «упрощенку» и патентные отчисления) планируется в размере 585,1 млн рублей (15% всех собственных доходов).

Неналоговых доходов всего в бюджете-2016 автограда будет 19,8%, большая их часть ожидается от сдачи муниципального имущества в аренду (595 млн рублей) — всего в размере 861,6 млн рублей (интересно, что это выше плановых показателей на 2016 год — 850 млн рублей). В 2015 году план по этим доходам составлял 816 млн рублей (с поступлениями их как раз все относительно неплохо).

Главная надежда города — на республиканские и федеральные субвенции и субсидии

Фактически основной акцент в доходной части бюджета в мэрии делают на межбюджетных трансфертах (т.е. республиканской и федеральной финансовой помощи, включая субвенции, субсидии). Их размер огромен: запланировано получение «посильной помощи» в объеме 4,037 млрд рублей. Для сравнения напомним, что изначально планировалось получение трансфертов автоградом в 2015 году в размере 3,34 млрд рублей, а план на 2016 год составлял 3,35 млрд рублей. Получается, что автоград дал сигнал республике и федерации на рост субвенций, субсидий и дотаций на общую сумму 687 млн рублей.

Доля межбюджетных трансфертов в бюджете тем самым составит больше половины — 50,85%, тогда как план на 2015 предполагал снижение ее до 46%. Но план воплотить в реальность не удалось: к июлю доля выросла до 58,5%, к сентябрю немного снизилась до 54%. Поэтому уверенности в том, что в 2016 году доля не вырастет до 55-65%, нет, и план в получении 4 млрд рублей может еще быть даже заниженным.

Любопытно, что согласно прошлогодним параметрам бюджета-2016 (сегодня об этом Галиакберова ничего не сказала) так называемые «отрицательные трансферты» — т.е. отчисления города в республиканский бюджет — должны были составить 867,8 млн рублей, а в 2015-м — 1,7 млрд рублей.

Расходная часть, которая «в теории» пока аналогична доходной, в овновном будет направлена на выплату зарплат бюджетникам: 5,547 млрд рублей (это 69% всех расходов), 817 млн рублей — на объединенную статью ЖКХ и дорожное хозяйство (из них 561,3 млн рублей –на ЖКХ, в плане же фигурировала цифра в 529 млн рублей), 2,5 млрд рублей на дошкольное образование (включая субвенции республики в размере 917,7 млн рублей) и 2,6 млрд рублей — на общее образование. Бюджет, по словам Галиакберовой, социально ориентированный: на социально-культурную сферу пойдет 89,47% всех расходов (изначально стояла цифра в 86,5%).

Эксперт КФУ: Прогноз Альфинур Галиакберовой «оптимистический»

Последним докладчиком — в качестве независимого эксперта — выступил Анатолий Макаров, профессор кафедры экономической теории местного филиала КФУ. Он обратил внимание, что даже формальное увеличение доходов и расходов (по его расчетам на 10%) — это «оптимистический прогноз», учитывая планируемый экономический спад в РФ в 2016 году еще на 3%. Кроме того, бюджет РТ в 2016 году вырос лишь на 6% и уже сверстан дефицитным — дефицит составит 5,8 млрд рублей (очевидно, что как Челны рассчитывают на республиканскую помощь, так республика, отдавая большую часть нефтяных доходов в Москву, рассчитывает на помощь федеральную). Макаров тем самым намекнул, что планируемый бюджет вряд ли удастся исполнить в точных цифрах.

Динамика последних лет: налоговые доходы снижаются, трансферты растут

Профессор привел также любопытные данные, свидетельствующие о негативной динамике все большей зависимости автограда от межбюджетных трансфертов и снижения налоговых доходов. Так, в 2014 году доля их в бюджете составляла 49,3%, в 2015 года она должна была снизиться до 45,5% (см. выше наши расчеты), но в итоге в 2016 году лишь возросла до 50,9%. При этом налоговые доходы в 2016 году ожидаются в объемах меньших, чем в 2014, падают и неналоговые доходы (с 11,1-11,3% в 2014-15 годах до 9,7% в 2016 году). Большую часть трансфертов, по словам Макарова, составляют субвенции, до 30% — субсидии, у дотаций доля в 0,1-2%. Снижение поступлений НДФЛ, по мнению челнинского экономиста, свидетельствует о снижении стабильности и падении темпов развития экономики.

Как коммунисты поспорили с Денисом Щербой о парке Победы из-за 100 млн рублей

К сожалению, несмотря на «аншлаг», количество слушателей не переросло в «качество». Вопросов (критики, предложений) было немного. Главную претензию по тратам финуправления высказали соратницы Татьяны Гурьевой.

Напомним, в минувшую субботу в день рождения социалистической революции коммунистка-оппозиционерка, бывшая депутат горсовета, раскритиковала этапы финансирования реконструкции парка Победы. По ее словам, 100 млн рублей, выделенных на установку мемориала Великой Победе, «закатали в брусчатку», соответственно, на установку самого мемориала денег уже может не быть.

Сегодня Галиакберовой одна из слушательниц сообщила, что потратили 75 из 100 млн рублей, от чего не легче — «как будут строить мемориал?!». Альфинур Галиакберова для ответа на вопрос подняла начальника управления архитектуры, градостроительного и жилищного развития Дениса Щербу, наследника хозяйства Рафара Шакирова (голова которого «полетела» в 2014 году тоже после коррупционного скандала).

Любопытно, что на прошлой неделе стало известно, что Щербу прокуратура автограда рекомендовала Магдееву уволить за «утрату доверия». Произошло это вследствие недавнего скандала с якобы коррупционной составляющей: вроде бы Щерба требовал у одного бизнесмена заключить договор на строительство завода с «Камгэсэнергостроем» — структурой, близкой самому главному строителю города. После прокурорской проверки, выявившей как будто ряд нарушений «установленного законом порядка предоставления муниципальной услуги» («как будто», потому что сам факт нарушений может установить только суд), а Щерба не предотвратил конфликт интересов, стороной которого сам являлся.

Щерба на вопрос бабушки выдал дежурный ответ о том, что 75 млн рублей потратили на установку 20 тыс. кв. м брусчатки, общее благоустройство парка, детские площадки, велодорожки и т.д. После чего скандальный главный строитель города, выглядевший на удивление спокойным и бесстрастным в свете вышеизложенного, сел на место.

Не тут-то было! Следующей поднялась еще одна женщина и задала чуть ли не слово в слово тот же вопрос: почему большая часть выделенных республикой средств ушла на брусчатку: «Деньги были выданы на установку мемориала. Мемориала нет. Денег нет тоже — их закатали в бетон! Я писала Магдееву, отвечал мне Щерба, говорил про какой-то проект, будто бы его еще нет. Да и брусчатка уложена безобразно, я позавчера была, там грязь и вода (как раз позавчера с Гурьевой «митинговал» и автор этих строк — грязи особо не заметивший, — прим.ред.)!».

Галиакберова под хохот в зале вновь подняла Щербу, который, стараясь быть вежливым, сообщил, что в плане реконструкции парка два этапа, первый этап прошел, на него и было выделено 100 млн рублей. Для реализации второго этапа будут публичные слушания, где мэрия узнает мнение о том, каким он должен быть, у челнинцев. Женщины, выслушав ответ Щербы, разъярились еще больше:

— Откуда вы еще деньги на мемориал возьмете? — спросила одна из них у Галиакберовой. — Вы же главная по деньгам в мэрии!

— Главные по деньгам в городе — депутаты! — нашлась чиновница, но дальше дискуссию продолжать не стала.

Больше вопросов по бюджету у горожан к Галиакберовой не было.

Сергей Афанасьев, фото автора
Справка

Новые ставки земельного налога в Набережных Челнах с 1 января 2016 года

  • с 0,1 до 0,013 % снижены ставки на земельные участки, приобретенные для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и дачного хозяйства.
  • с 0,15 до 0,11% снижены ставки на землю под многоквартирными домами и приобретенные для их строительства и объектов инженерной инфраструктуры, ЖКК;
  • с 0,3 до 0,28% снижены ставки на земли, предоставленные для обеспечения оборонной безопасности и таможенных нужд;
  • с 0,6 до 0,4% — занятых гаражами;
  • с 1,1 до 1,04% — занятых производственными, административными зданиями, сооружениями промышленности;
  • с 1,5 до 1,05% — под автостоянками;
  • с 1,5 до 1,28% — занятых гостиницами и отелями;
  • с 1,5 до 1,35% — для участков, занятых объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания,
  • с 1,5 до 1,4% — занятых административными и офисными зданиями;
  • 0,43 до 0,39% — казенными учреждениями, финансируемыми из бюджета.
  • Увеличение ставки земельного налога с 0,15 до 0, 172 предлагается лишь для владельцев земельных участков под индивидуальными жилыми домами и приобретенных для их строительства. По словам Галиакберовой, сделано это в результате как раз снижения кадастровой стоимости для земель этой категории и чтобы не допустить снижения поступления налога в городской бюджет.

Туктарова Венера Надировна

Новости партнеров