«Большинству населения не важно, на чем ездить»

Татарстанские парламентарии спорили, насколько повысить стоимость проезда в общественном транспорте и не получить взрыв народного гнева

Сегодня в Госсовете РТ обсуждался законопроект, который может изменить порядок организации пассажирских перевозок наземным транспортом. Всему виной федеральный закон №220, который будет регулировать эту сферу. Корреспондент «Реального времени», присутствовавший на заседании, стал свидетелем бурных обсуждений. Оказалось, что из-за отсутствия денег в татарстанском бюджете перевозки могут стать нерегулируемыми, что, в свою очередь, может привести к росту тарифов в несколько раз.

«Мы можем обратно скатиться к «Газелям», «консервным банкам»

Самый большой резонанс на заседании комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству вызвал доклад замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ Андрея Егорова. Он рассказал о трудностях, возникших в связи с принятием ФЗ-220, в котором появилось понятие «перевозка по нерегулируемым тарифам» (т.е. по тарифам и с предоставлением льгот на проезд, установленным перевозчиком самостоятельно).

— В целом меняется подход к организации пассажирских перевозок. Если до принятия федерального законопроекта отношения регулировались гражданским законодательством, то теперь устанавливаются требования, по которым перевозки осуществляются в соответствии с 220-м ФЗ. Что это под собой подразумевает? Есть деньги в бюджете — муниципалитет заказывает перевозки, если денег нет — конкурс объявить он не может. Он объявляет открытый конкурс на перевозки по нерегулируемым тарифам, то есть регулярные перевозки, которые устанавливает сам перевозчик.

Ясность в этот вопрос внес председатель комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Рафис Бурганов, который сразу подчеркнул, что «денег в бюджете нет», что означает автоматический переход на нерегулируемые тарифы.

— Мы можем обратно скатиться к «Газелям», «консервным банкам». Надо срочно рассматривать этот вопрос на уровне президента республики. Мы с вами понимаем, что после хлеба насущного идет транспорт насущный, особенно если это касается межмуниципальных, внутримуниципальных перевозок. Перевозчик просто будет выкатывать свою калькуляцию — вместо 20 рублей будет 80, — и она будет оправдана, потому что на одной заправке 20 рублей бензин, на другой — 25, — возмутился Бурганов.

Цены могут вырасти в 2 раза

Понятно, что самым болезненным остается вопрос, насколько могут вырасти тарифы после перехода на нерегулируемую систему.

— Асфан Галямович, скажите, пожалуйста, какой разброс по транспортным тарифам может быть, если нерегулируемые тарифы пойдут? — обратился Бурганов к Асфану Галявову.

— Где-то, наверное, в 2,2 раза: в 1,8 где-то трамвай и где-то в 2,1, наверное, троллейбус, — отозвался Галявов.


— Поставит он 40 рублей, мы должны будем ему выплачивать не 15 рублей, как сейчас, а должны будем отдать ему 40 рублей, — начал говорить Андрей Егоров.

— Которых нет, — хмуро вмешался Бурганов.

— На сегодняшний день себестоимость перевозок на автобусе — это 23-25 рублей. На трамвае и троллейбусе себестоимость тоже выше, — продолжал Егоров.

— Дотаций же до этого все равно не было?

— Не было.

— Ну а как возили?

— Ужимали, оптимизировали маршрутную сетку. Во многих районах оптимизация дошла до такого, что общественного транспорта просто не было, — ответил Егоров.

«Без вины виноватыми можем остаться»

По его мнению, корни проблемы уходят еще в 2005 год, когда деньги стали поступать не напрямую перевозчику, а переводиться на социальные проездные билеты. По оценкам Егорова, 2 млрд из 3 остаются в кармане льготников. В качестве решения он предложил ввести методику, которую подготовит Комитет по тарифам и которая будет устанавливать границы тарифов.

Но эта инициатива единогласного одобрения также не вызвала, потому что по большому счету это будет значить, что тариф так или иначе будет регулироваться, что, в свою очередь, противоречит федеральному законодательству.

Зампредседателя комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев и вовсе предложил ограничиться рекомендациями комитета по тарифам, а нового закона не принимать, следуя ФЗ-220.

— Федеральный закон регулирует межсубъектовые перевозки, межмуниципальные и муниципальные регионального значения, — горячо возразил Егоров.

Не придя к общему знаменателю, участники решили повременить с окончательным вердиктом.

— Без вины виноватыми можем остаться. Надо придумать схему, по которой мы пойдем вперед, а не скатимся в не забытое еще прошлое. Мы говорим не только о том, что качество обслуживания ухудшится, но и о том, что появится дополнительное количество транспорта, которое очень сильно усложнит движение. Мы понимаем, что большинству населения не важно, на чем ездить, главное, чтобы каждые 10 минут около его подъезда останавливался какой-то вид транспорта. Непопулярные решения можно принимать, если они какие-то вопросы решают, но в данном случае решение не только будет непопулярным, но и осложнит сегодняшнюю ситуацию, — подытожил Рафис Бурганов. Собравшиеся встретили его слова безмолвным молчанием — вырастут ли тарифы на транспорт, так и осталось под вопросом.

Гуландам Зарипова

Новости партнеров