Рустам Минниханов: «Деньги должны иметь целевой характер, Ильсур Раисович»

16 юрлиц и 21 физлицо уведомили татарстанские власти о своем участии в иностранных организациях: налогооблагаемая база подросла… на 100 млн рублей

В Татарстане растет просрочка по уплате налогов, убытки предприятий, падают налоговые доходы. Такие неутешительные итоги 9 месяцев были подведены сегодня в Кабинете министров РТ. Правительство призывает свои ведомства бросить все силы на сбор налогов, потому что многие предприятия в условиях кризиса перешли на серые зарплаты, а муниципалитеты — затянуть пояса. Власти признают, что источники покрытия дефицита бюджета пока не найдены, а новые кредиты из федерального бюджета привлечь вряд ли получится.

«Чудес не бывает»

Совещание финансовых, казначейских и налоговых органов республики об итогах исполнения консолидированного бюджета РТ за 9 месяцев 2015 года и задачах до конца 2015 года президент Татарстана Рустам Минниханов начал с неутешительных прогнозов. «Бюджет (на 2016 года — прим. ред.) мы примем, но дефицит — 5,8 миллиарда, и если у кого-то есть иллюзии, что мы быстро сумеем его покрыть, то с учетом тех изменений, которые приняты в налогообложении нефтяной и газовой отрасли уже после того, как мы заложили наш бюджет, это задача очень сложная. Мы уже сегодня должны понимать, за счет каких ресурсов будем покрывать дефицит бюджета», — заявил он. Глава республики заявил, что «чудес не бывает» и рассчитывать на дополнительное финансирование никому не стоит: все только в рамках бюджета.

В целом, доходы бюджета за 9 месяцев этого года выросли на 12,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (на 13,7% — в консолидированный бюджет республики): в консолидированный бюджет Республики Татарстан поступило 179,1 млрд рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы составили 154,2 млрд рублей, безвозмездные поступления — 24,9 млрд рублей. 126,6 млрд рублей доходов поступили в бюджет республики. Динамика за январь-октябрь также в зоне роста, сообщил глава управления Федеральной налоговой службы РФ в Татарстане Марат Сафиуллин.

«Годовое задание по сбору налогов выполнено на 79%, выполнен бюджет, что позволяет прогнозировать его выполнение в целом за год. С одной стороны, сказывается падение цен на нефть, повышение расходов на импорт и снижение потребительского спроса, а с другой — увеличение рублевой выручки экспортеров, рост цен на внутреннем рынке и ставок по НДПИ. Многие предприятия в республике постепенно адаптируются к изменениям в экономике, осваивают новые рынки сбыта, в том числе благодаря импортозамещению», — доложил он.

По словам чиновника, по сравнению с первым полугодием прошлого года налоговая база по налогу на прибыль возросла в 1,4 раза, что позволило увеличить его поступления за январь-сентябрь почти на треть — до 56,8 млрд рублей. Однако поквартальный анализ показал, что за 2 квартал она снизилась по сравнению с первым на 10% при росте убытков на 19% (почти на 36 млрд рублей). Таким образом, общий убыток четверти татарстанских предприятий, а именно столько являются убыточными, составляет 180 млрд рублей.

«Все убыточные предприятия у нас на контроле, такое внимание ко многим вполне обоснованно. Так, в ходе контрольных мероприятий сумма убытков скорректирована в сторону снижения на 5,7 млрд рублей. Надо и дальше повышать анализ убыточных компаний. Нужны кардинальные изменения в работах балансовых комиссий с убыточными организациями: нужны не констатации фактов, а упреждающий мониторинг финансового состояния и принятие мер по отношению к убыточным предприятиям», — считает Сафиуллин.

Однако, какие именно меры планирует вводить, не назвал. На 1 октября процедуры банкротства были введены в отношении 679 татарстанских предприятий, это на 29 процедур больше, чем на начало текущего года.

Предприятия теряют миллиарды

Кроме того, растет и переплата по самому важному налогу в бюджете РТ. На 1 октября она составляет 6,2 млрд рублей, однако с учетом того, что крупнейшие предприятия корректируют свои доходы в сторону уменьшения, скорее всего, она возрастет еще больше, считает Сафиуллин. По данным министра финансов РТ Радика Гайзатуллина, по отдельным крупным организациям произошло снижение уплаты налога на прибыль на 2,9 млрд рублей. Переплата чревата для бюджета тем, что организация может потребовать вернуть лишнюю сумму.

По второму по значимости налогу — на доходы физических лиц — оптимизма налоговики тоже не высказывают: из-за замедления роста зарплаты замедлилась и динамика роста поступлений по НДФЛ: за 9 месяцев он вырос только на 6%, хотя это один из самых высоких темпов роста в ПФО. Объем собранных средств составил 40,3 млрд рублей. Дальше ситуация усугубится: в 2016 году рост НДФЛ составит рекордно малые 3,2%, предупреждает Гайзатуллин. Кроме того, чиновники опасаются увеличения предприятий с неофициальной зарплатой. По данным Сафиуллина, на 1 сентября около 2 тысяч налоговых агентов удерживают и не перечисляют налоги в бюджет, их долг превышает 700 млн рублей. «Я думаю, раз роста нет, конвертных выплат стало больше. Все ищут пути спасения. Где у нас отклонение (в сборах НДФЛ — прим. ред.) появляется, значит, это наши клиенты. Они были и есть, мы не до конца эффективно работаем», — резюмировал Минниханов и призвал прокуратуру подключиться к этому вопросу.

По состоянию на 22 октября, в казну поступило 4,2 млрд рублей имущественных налогов или 84% от начисленных сумм, задолженность по ним составляет 800 млн рублей, рассказал Сафиуллин. Но это не связано с кризисом, считает он: «Для подавляющего большинства российских граждан налоговая нагрузка не является чрезмерной, просто кто-то забыл или не захотел оплатить вовремя».

«Эффективным инструментом деоффшоризации страны должны стать принятые поправки в налоговый кодекс: прибыль иностранных компаний, подконтрольных российским собственникам, облагалась налогом на прибыль в нашей стране», — заявил он. 16 юрлиц и 21 физлицо уведомили республику о своем участии в иностранных организациях, увеличив тем самым налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и НДС на 100 млн рублей. В то же время, выявлено 9 тысяч сделок на 33 млрд рублей, о которых они не заявили в налоговые органы.

В нынешних условиях глава УФНС по Татарстану решил ужесточить требования и к своим подчиненным. «Обращаю внимание налоговых органов, что теперь уровень взыскания ниже 70% и отсутствие прироста поступлений по контрольной работе в абсолютных суммах будут рассматриваться управлением как неудовлетворительная работа», — заявил он.

Расходы консолидированного бюджета Татарстана составили 169,2 млрд рублей, бюджета республики — 151,5 млрд рублей, расходы местных бюджетов за 9 месяцев 2015 года с учетом межбюджетных трансфертов определились в 49,7 млрд рублей, сообщил Гайзатуллин. Большинство расходов идет на исполнение «майских указов» Владимира Путина, то есть на социальные платежи и повышение зарплат бюджетникам. Транши из федерального бюджета поступили в размере 24,5 млрд рублей (77% от запланированного), остаток — 16%, еще 7 млрд рублей Татарстан ожидает до конца года. Таким образом, бюджету предстоит освоить более 11 млрд рублей.

«Уже сейчас надо правительству активно вести работу, жестко поставить на контроль. У нас есть несколько таких вещей, пусть даже иногда не по нашей вине, средства поступают в конце года. Мы можем лишиться этих средств», — намекнул президент на беспечность некоторых глав в реализации намеченных госпрограмм.

«Коммерческие кредиты — даже не думайте»

Критика главы республики коснулась некоторых министров лично: так, главе минтранса РТ Ленару Сафину он поручил эффективнее собирать транспортный налог, пока его поступления — лишь 84% от запланированных. А главе минсельхоза РТ Марату Ахметову Минниханов напомнил, что многие крупные предприятия, среди которых на слайде корреспондент «Реального времени» заметил «АРЧА» и «Булгар арыш», «съедают» большие суммы по субсидиям и грантам, а платежи в бюджет не делают.

«Марат Готович, не обижайтесь, если будут применены санкции прокуратуры. Тут надо поступать порядочно», — предупредил он. Как оказалось, не платят и сами муниципалитеты. «Почему Мамадыш в Пенсионный фонд не платит? Как он может не платить? У нас же есть коммунальные платежи, отсрочки. Это безобразие, наказать этих руководителей», — возмутился президент.

В целом, муниципальный долг районов почти не изменился и составил 30,5 млрд рублей. Однако ключевой задачей глава республики считает не допустить его роста. «Однозначно — никаких коммерческих кредитов, чтоб духу даже не было! Даже не думайте! Мы на грани… и федеральные кредиты уже брать… Надо жить по средствам. Вот у нас у Нижнекамска: он сам покрывает, и мы ему помогаем, дальше никаких действий не должно быть», — заявил он.

Очевидно, что доступ к бюджетным кредитам у республики уже затруднен. Похожая ситуация — и с бюджетными трансферами. Министр финансов предупредил, что на федеральном уровне обсуждается пересмотр порядка их предоставления. «В бюджете на 2016 год предполагается сокращение дотаций, субвенций и большинства видов субсидий, кроме субсидий на поддержку сельского хозяйства», — рассказал он.

Завершая совещание, Минниханов еще раз поручил активнее собирать налог на прибыль и НДФЛ, земельный и муниципальный налог (недоимка в Казани и Камском устье), а также арендные платежи. «В 22 районах выросла на 160 млн с начала года задолженность по аренде муниципального имущества. Деньги должны иметь целевой характер, Ильсур Раисович», — заявил он. Более того, с начала года число районов, общие доходы которых снизились и не дотянули до прогнозных, выросло с 12 до 18.

«Иллюзия того, что мы на 20 млрд больше получили (общие доходы бюджета по сравнению с 9 месяцами 2014 года — прим. ред.), это не те деньги. Это было бы неплохо, если бы курс был 30-32 рубля за доллар. Но даже эти темпы сохранить не так-то просто», — резюмировал президент.

Дина Валиуллина, фото prav.tatar.ru

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Сафиуллин Марат Адипович

Новости партнеров