«Мы вот сидим и спорим, как относиться к фильму про Иисуса — во всяком случае, это явно провокация»

Премьера нового казанского хоррора превратилась в кинопоказ «ужасных» фильмов с двойным, а то и с тройным смыслом

В ночь Хэллоуина в кинотеатре «Мир» молодые казанские кинематографисты планировали провести премьеру своего фильма «Вирион» о зомби. Однако проблемы с пост-продакшеном вынудили перенести ее почти на год, а фильм заменили на трейлер. А фестиваль Horror Shorts прошел без местных новинок, но с премьерами для казанской публики. Правда, фильмы, которые должны были ужасать, вызывали порой смешанные чувства. Единственной лентой, однозначно с успехом встреченной зрителями, стал снятый за 6 дней фестиваля мусульманского кино фильм ужасов «Пленка» от казанского кинорежиссера Алексея Барыкина.

Не доросли

Под покровом ночи я вошла в кинотеатр. Возле кассы — никого кроме тыквы со свечой внутри. Свеча тускло освещала паутину, тянущуюся от кассы. Я ухватилась за ручку двери, но она распахнулась раньше, и на меня вывалился молодой парень с разлагающимся лицом в эпилептическом припадке.

Это любители фильмов ужасов собрались на ночной фестиваль Horror Shorts в кинотеатре «Мир», чтобы отпраздновать Хэллоуин. Пришедшим в костюме вход был бесплатный, однако таких не оказалось. Зато гримеров эксплуатировали по полной. Ошметки кожи, гнили и крови на лицах и руках выглядели крайне правдоподобно.

Подборка фильмов, приготовленная для гостей, вызвала у зрителей бурю эмоций и, видимо, не всегда самых приятных. В подтверждение того, что казанский зритель к таким провокациям еще не привык, человек 15 покинули зал после третьего фильма. И дело даже не в страхе.

Алексей Барыкин, продюсер и основатель казанской Школы авторского кино, который прибыл на кинопоказ как режиссер фильма «Пленка», презентованного здесь же всего полтора месяца назад и показанного в эту ночь в хоррор-подборке, так оценил происходившее на экране: «Все-таки кинотеатр «Мир» — это такое арт-хаусное пространство. Эти фильмы с элементами арта, с элементами провокации, с иронией и двойным дном. Мы вот сидим и спорим, как относиться к фильму про Иисуса. Во всяком случае, это явно провокация, которая заставляет о чем-то думать: не только об ужастиках, но и о том, насколько это допустимо, уместно».

Смотреть фильм ужасов там, где происходит его действие

«Ужас — это не жанр, это набор художественных инструментов, благодаря которым возникает ощущение ужаса. В первую очередь, ужас — это острое ощущение, связанное с угрозой. И не всегда это угроза жизни, не всегда есть убийства в кадре, но это всегда сильное эмоциональное состояние», — такую характеристику дал Алексей Барыкин.

Видимо, именно откровенное ощущение ужаса и понятно казанскому зрителю: фильм Барыкина «Пленка», снятый в самом кинотеатре «Мир», произвел куда большее впечатление, чем 8 других «шедевров» кинопоказа в ночь Хэллоуина.

«На фестивале мусульманского кино захотелось придумать что-то интересное, и решили, что гвоздем программы будет ворк-шоп. В России его устраивают на «Кинотавре», фильм снимают, пока идет фестиваль, — от идеи до показа, и в последний день проходит показ», — рассказал Барыкин о том, как появился фильм «Пленка». Он добавил, что у собравшихся будет необычный опыт: возможность посмотреть фильм там, где он снимался.

Мы не будем рассказывать, почему развешанная в кинотеатре кинопленка после просмотра этого фильма вызывала ужас, — его стоит посмотреть. Как и новую полнометражную комедию от казанских кинематографистов, съемки которой начнутся на следующей неделе и о которой также рассказал Барыкин. Планируется закончить работу к Новому году.

Отложенная премьера и подслащенная «ужасная» ночь

А вот трейлер фильма «Вирион» не вызвал в зале особых эмоций, так как содержал минимум информации. Дело в том, что это дебют для авторского коллектива, и пост-продакшн вызвал трудности. Поэтому премьера фильма, которая изначально должна была стать ключевым моментом кинопоказа, перенеслась только на следующий год.

— Жанр очень актуален, потому что раньше у жителей Казани такого не было. Все хотят, чтобы у них было все свое. И сейчас можно сказать, что в Казани есть свои ужасы, — подытожил Барыкин.

Можно смело сказать, что ночь была во всех смыслах «ужасной», но ложку меда добавляли конфеты из тыквы. Перед сеансом на столе можно было взять бумажную тыкву. Тот, у кого внутри оказывалось слово «победитель», получал пригласительный на любой фильм. Тот, у кого записки не было, — конфеты.

Чем пугали и отпугивали организаторы Horror Shorts?


«Зомбенладен: Ось зловещей мертвечины» (Zombinladen: The Axisof Evil Dead). Режиссер Клеман Дено, Франция, 2011. 4 минуты

«Величайший злодей планеты возвращается — Усама Бен Ладен, сброшенный в морскую пучину, восстал из мертвых!». Снятый как трейлер к блокбастеру, «Зомбенладен» вызывает у зрителя смешанные эмоции — от отвращения до смеха. Компания главных героев, решив призвать Усаму, прочитала Коран и выяснила, что ему в раю обещано 27 девственниц. Их в помещении не нашлось, поэтому в бикини был наряжен 40 летний мужик.

Наверное, самая сильная часть фильма — эпизод с бен Ладеном в титрах, пьющим коктейль из котенка, предварительно замешанного в миксере. Негодованию публики в этот момент нет предела. А вот кадры ядерной войны, сотни зомби, реки крови и горы человеческих смертей в самом фильме вызывают лишь смех. Даже интересно, сколько людей перевернулось в гробу после выхода этой короткометражки?

«Не бойтесь смерти» (Don't Fear Death). Луис Хадсон, Великобритания, 2013. 3 минуты

Показ этого анимационного фильма ужасно совпал с трагедией в Египте. Мультфильм о крушении самолета, в котором единственный спасшийся пилот читает пассажирам лекцию о преимуществах смерти. «Нет пульса — нет ответственности», — ледяной британский юмор с ярчайшей картинкой.

«Тележка-убийца» (Killer Kart). Режиссер Джеймс Фини, США, 2012. 15 минут

«Они были созданы, чтобы помогать. Вместо этого их пинают, толкают, сбивают машиной, потому что кому-то лень пройти три лишних метра. Бездомные и наркоманы постоянно воруют их. Рано или поздно это должно было случиться». Если вам показалось, что это о восстании машин, отнюдь.

В нашем потребительском мире, где все служит человеку для удобства, человек неосознанно требует все больше и больше, не желая благодарить за то, что имеет. Продуктовые тележки больше не могут с этим мириться. Так что вечер четырех сотрудников мегамола превратился в кошмар, а зрители после просмотра фильма будут куда бережнее относиться к тележкам, если совсем не прекратят походы в супермаркеты.

«Дыхание» (Breathe). Режиссер Тоби Микинс, Великобритания, 2013. 5 минут

Пока зрители гадают, какой бытовой предмет-убийца будет на этот раз, парень на экране аккуратно стелет ковер, расставляет стулья в огромном пустом ангаре… В главных ролях — будущие звезды британского кино, среди которых выделяется Джозеф Олтин, известный по «Ребенку 44» и роли Пипара в сериале «Игра престолов».

В ангаре живет девушка-призрак, увидеть которую можно только задержав дыхание. Парень приводит друга, чтобы показать ему это чудо: если повезет, она к нему придет. Но такое ли это везение и насколько эфемерны границы дружбы?

«Пруд» (De Vijver). Режиссер Йорун Дюмулейн, Бельгия, 2015. 17 минут

В лучших традициях Бронте и Остинь — старинный замок на берегу пруда, за забором которого можно спрятать что угодно. Изысканная история о любви и о том, что невозможно хранить тайну вечно. Так и Кристиана не может остановиться в поисках отца, ведь мать с тех пор прикована к креслу, а тетя Жаннин каждое утро приносит ей черную таблетку…

«Черный медведь» (L'ours noir). Режиссеры Ксавье Серон и Мерил Фортуна-Росси, Франция/Бельгия, 2015. 17 минут

К сожалению, очень часто правила поведения, путеводители и другие брошюры, предназначенные для нашей безопасности, сформулированы нелепо или мы ими пренебрегаем. Черный франко-бельгийский «эксперимент» — это смесь порно, романтики, природы, пива и первоисточника сценария — путеводителя по национальному парку Форийон в Квебеке.

Что делать, если встретите медведя? Костюм медведя, который привычнее был бы на детском утреннике, не мешает ему отрывать части тела. А что произойдет после пункта в путеводителе «притворитесь мертвым, лягте на живот, расставьте ноги»?

«90 градусов на север» (90 Grand Nord). Режиссер Детски Граффам, Германия, 2015. 21 минута

Черная комедия, фантасмагория и метафизическая притча с моралью — хитро придуманный многослойный фильм. Он обыгрывает знаменитую немецкую дисциплинированность («красный свет — хода нет»), и «Робинзона Крузо», и братьев Гримм, и библейскую притчу.

У делового, вечно занятого мужчины в автомобиле закончился бензин, а через 10 минут нужно быть на работе. Поэтому он идет пешком через лес, ругаясь по телефону с женой. Мы ненавидим свои серые будни, когда что-то нас отвлекает. Даже когда «отвлечение» — это ласково просящий поиграться с тобой сынишка. Светофор-людоед — это лучшее, что могло произойти в жизни с этим торопящимся мужчиной.

«Кулак Иисуса» (FistofJesus). Режиссеры Адриан Кардона и Давид Муньос, Испания, 2012. 14 минут

«То, что Иисус Христос — подлинная историческая фигура, не отрицают даже убежденные атеисты. А что если и приписываемые Христу чудеса не метафора, не вымысел, а правда? Чем на самом деле могло обернуться воскрешение Лазаря, учитывая, что Иисус в этом был новичком?»

И да, он превращает Лазаря в зомби, который постепенно заражает всех остальных. Остаются только Иисус и его верный друг Иуда. Причем именно Иуда показан как мыслящий и мудрый христианин, а во что превратили Иисуса — пусть каждый судит сам.

Елена Догадина, использованы фото из соцсетей

Новости партнеров