«Минфин нас вообще готов закрыть. Минфин — это наш бич»

В Казани Союзное государство считало, сколько выделить денег на выслеживание преступников по ДНК

Комиссия парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, начавшаяся в Госсовете РТ в четверг с содержательного спича Фарида Мухаметшина, без него стала скучной читкой докладов, и, если бы не переполненная вопросами Светлана Савицкая, зампредседателя комиссии, зампредседателя комитета госдумы РФ по обороне (женщина-космонавт в прошлом, к слову сказать) — встреча закончилась бы через полчаса.

Просить надо больше

Некоторую «живинку» в заседание комиссии внесла дискуссия, почему «суворовцев» возили отдыхать не в «Орленок», как заявлено, а в Евпаторию. Оказалось, что Союзное государство поздно проинформировало министерство обороны Беларуси, и «билеты на железнодорожный транспорт в необходимом направлении и в настоящее время отсутствуют». Еще и детей должно было быть 400, а отправили 246. Не хватило примерно 3 млн рублей, что вызвало негодование Савицкой и многих участников собрания, было предложено дособирать деньги из бюджета Союзного государства, чтобы больше такого не было.

Также зампред комиссии отметила, что организаторы суворовской смены могли бы внимательнее отнестись к тому, что минфин выделяет деньги с расчетом инфляции, а она, по прогнозам, в следующем году достигнет 12%, поэтому и просить нужно было больше.

Найти преступника по ДНК

Николай Янковский, зампредседателя научного совета по генетике и селекции РАН, выступил с разъяснениями программы с замысловатым названием — «Разработка инновационных геногеографических и геномных технологий идентификации личности и индивидуальных особенностей человека на основе изучения генофондов регионов Союзного государства». Оказалось, что речь идет об инновационной системе поиска преступников по ДНК.

Вот некоторые из задач программы:

  • Определение вероятной внешности неизвестного лица по образцу его ДНК с указанием вероятности определения каждой черты с методическими рекомендациями по применению.
  • Определение наиболее вероятного этнографического происхождения неизвестного лица по его биологическим следам, реализованное в виде программного обеспечения, баз данных генетических характеристик населения регионов Беларуси и России с методическими указаниями по применению.
  • ДНК-идентификации и определение популяционной принадлежности индивида по наборам избранных генетических маркеров и половым хромосомам.

Говоря простым языком, Янковский предлагает программу, с помощью которой можно будет вычислять преступников по ДНК так же, как по отпечаткам пальцев. Для примера он рассказал о том, что программа по останкам царя нашла и показала даже 6 членов его семьи, захороненных недалеко.

Потратить сотни миллионов, чтобы не тратить миллиарды

В документах комиссии можно было почерпнуть информацию об ожидаемых результатах от программы:

  • определение вероятного возраста неизвестного лица по образцу его ДНК;
  • прогнозирование динамики генофондов населения регионов Союзного государства;
  • анализ 13-20 генов, влияющих на психоэмоциональный статус индивида.

Распределение по годам средств бюджета Союзного государства на реализацию программы «ДНК-идентификация»

Годы

Всего млн. росс. руб.

В том числе
Россия / Беларусь

2016

300 000,0

200 000,0

100 000,0

2017

1 050 000,0

700 000,0

350 000,0

2018

900 000,0

600 000,0

300 000,0

2019

420 000,0

280 000,0

140 000,0

2020

330 000,0

220 000,0

110 000,0

Всего за 5 лет

3 000 000,0

2 000 000,0

1 000 000,0

Янковский отметил, что сейчас тест на ДНК стоит 1000 долларов, «и в будущем, когда все займутся этой темой, у нас уже будет программа, и если мы сейчас потратим на нее сотни миллионов, потом не придется тратить миллиарды».

«В ФАНО сидят люди, которые не соображают в науке»

Савицкая начала свое комментирование с одной из основных бюрократических проблем. В плане было прописано, что это концепция программы. По ее словам, концепция — это идея, и сложно представить, как минфин будет выделять средства на идею, поэтому предложила принять проект сразу как программу. Но оказалось, это не так просто, все подписи собраны уже на концепцию программы, и для переделывания понадобится чуть ли не год.

— Тут написано, что предполагаемый госзаказчик — ФАНО (Федеральное агентство научных организаций учреждение-посредник, появившееся в результате реформы РАН ред.), которое по определению создавалось для управления имуществом, — начала Савицкая.

— И госзаказами, — добавили коллеги.

Светлана Савицкая: «Минфин — это понятно, нас он вообще готов закрыть. Минфин — это наш бич».

— Но это не госзаказ. Это заказ Союзного государства, — не успокаивалась зампредседателя. — В ФАНО сидят люди, которые не соображают в науке. Давайте передадим Академии наук. Кто вообще придумал отдать ФАНО?

Янковский был вынужден вмешаться и объяснить ситуацию, чтобы предотвратить начинающиеся споры.

— Программу делали три года назад, а в прошлом году РАН расформировали. И они больше не имеют права быть госзаказчиком. Минфин нам уже отказал, попросил другой вариант, дешевле, мы его предоставили, они не приняли, — посетовал Янковский.

— Минфин — это понятно, нас он вообще готов закрыть. Минфин — это наш бич, — завершила Савицкая, но проект программы был принят.

Елена Догадина

Новости партнеров