Фотомарафон «100-летие ТАССР»: буровики на работе, 1960-е годы
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 182-я
Когда начиналась гонка за большой нефтью в Татарии, вопросы сохранения природы стояли далеко не на первом месте. Нужно было выкачивать черное золото любой ценой, республика с ее гигантским Ромашкинским месторождением была рекордсменом в СССР по добыче нефти.
Технологии разрабатывали и усовершенствовали на ходу: многие приемы добычи и технологические схемы, использующиеся на современных буровых по всему миру, были внедрены именно в Татарии. Таким образом, на Ромашкинском месторождении был организован своеобразный полигон для испытания технологий: и в области разведки, и в области проходки скважин, и, конечно, в области нефтедобычи.
Например, на Ромашкинском месторождении была впервые внедрена технология внутриконтурного заводнения пластов. Благодаря нагнетанию воды внутрь нефтеносных слоев повышается отдача скважин: водные массы вытесняют нефть из недр, заставляют ее подниматься, и таким образом повышается дебит скважины. За внедрение этой методики группе тех, кто ее внедрял и разрабатывал, присудили Ленинскую премию в 1962 году.
Потом «Татнефть» переходила на герметизированную систему сбора и транспорта нефти. Там проходили апробацию методы обработки пластов: гидроразрыв, гидропескоструйная перфорация. Все это, с одной стороны, сильно усложняло технологическую схему, а с другой — позволяло неустанно повышать дебит скважин и выводить все меньше загрязнения на поверхность. Впрочем, об экологических вопросах в те годы думали в последнюю очередь. Главным было наращивать производство. Между бригадами было введено соцсоревнование. Лучшие бригады награждались и премировались.
Но зачатки экологического сознания все-таки присутствовали. Во-первых, сельскохозяйственные районы, внезапно ставшие гигантским полигоном нефтедобычи, страдали: загрязнялась почва, и поэтому нужно было каким-то образом ограничивать площади, занятые скважинами. Увеличение нефтеносности скважин за счет более эффективной добычи и работы с пластами работало в том числе и на эти цели: лучше было бурить меньше скважин, зато продуктивных, чем множество слабых.
И, конечно же, нужно было обуздать газ. Сегодня ветераны татарского нефтепромысла вспоминают, что в их детстве в нефтяных районах республики светло было всю ночь: горели факелы, на которых попутный газ попросту сжигался. В наше время представить такое расточительство невозможно. А тогда проблемы решали по мере их поступления и по мере первоочередности.
В 1950—60-х был построен Миннибаевский газобензиновый завод и начала строиться разветвленная сеть газопроводов, по которым газ потихоньку поступал в разные города и села республики. Это несло не только существенные экономические выгоды, но и вносило вклад в спасение экологической обстановки: атмосферный воздух в нефтеносных районах за первые десять лет мощной добычи был очень низкого качества именно из-за гигантских объемов сжигавшегося на факелах попутного газа.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
За помощь в подготовке материала редакция благодарит Музей нефти (НГДУ «Лениногорскнефть» ПАО «Татнефть»).
Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru.