Digital & Connected TV Russia 2015: «В связи с понятными политическими событиями мы все активнее смотрим новости»

Россияне смотрят ТВ по 4 часа в день, и при этом половина из них получает контент на платной основе

Новые способы доставки контента и возможности их монетизации обсудили в Москве на VI Международной конференции Digital & Connected TV Russia 2015, которая завершилась в конце недели. По мнению многих экспертов, которых выслушал корреспондент «Реального времени», эфирное телевидение все больше уступает новым технологиям — онлайн-платформам. Однако противников идеи вымирания эфира тоже немало.


«Прирост интереса к новостям довольно существенен…»

По словам замминистра связи и массовых коммуникаций России Алексея Волина, цифровое эфирное телевидение в будущем соберет лишь треть аудитории видеоконтента. Уже сейчас больше половины аудитории принимают сигнал через кабель, спутник, пользуется IPTV и OTT-сервисами. И по мере прокладки широкополосного интернета в малые и удаленные населенные пункты эта тенденция будет нарастать, уверен Волин. При этом к 2021 году в «цифре» будет вещать два мультиплекса, что потребует частот. «Поэтому крайне важно сохранить тот частотный диапазон, который сегодня закреплен за телевизионным вещанием», — сказал замминистра. А значит, о высвобождении дефицитных частот для других нужд речи не идет.

Директор по телевизионным исследованиям компании TNS Ксения Ачкасова рассказала об основных трендах в изменении традиционного медиапотребления. По ее словам, за последние два года резко вырос интерес к новостям — почти на четверть:

— В связи с вполне понятными политическими событиями мы все активнее смотрим новости. Прирост интереса к новостям довольно существенен… Кроме того, где олимпиада, мы видим непродолжительный подъем интереса к спорту. И все это делается в ущерб развлекательным и киносериальным продуктам, которые мы сейчас смотрим несколько меньше.

4 часа голубого экрана в день

В целом же, среднее время телесмотрения не изменилось — средний россиянин по-прежнему смотрит телевизор 4 часа в сутки. Стоит оговориться, что компания TNS исследует только города крупнее 100 тысяч жителей, то есть около половины населения страны. И эти телезрители бросили компании новый вызов, отметила Ачкасова: мониторить видеоконтент становится все сложнее, поскольку один и тот же видеоматериал или рекламный ролик смотрят по телевизору, со смартфонов и планшетов, с домашних компьютеров.

При этом половина россиян уже получает контент на платной основе — будь то кабельные сети или онлайн-подписка. Поэтому шокового перехода от эфира к оплате телепрограмм через интернет эксперты не ожидают. А это, в свою очередь, может сильно трансформировать бизнес-модели современных телекомпаний в пользу сокращения доли рекламных доходов и наращивания контента «на продажу».

Между тем, в отрасли остаются весьма высокими политические риски: нишевые и региональные игроки до сих пор с содроганием вспоминают историю конца прошлого года, когда Госдума приняла поправки в закон «О рекламе», запретив размещать ее во внеэфирных средах. Закон даже получил название — закон «Дождя» из-за ряда совпадений.

То есть, компании, вещающие только в кабельных или спутниковых сетях, лишились возможности зарабатывать. Это решение могло бы уничтожить региональное телевидение как класс, если бы поправки в авральном режиме не пересмотрели и не внесли изменения в начале 2015 года.

«На российском рынке не наберется и десяти игроков, которые успешно создавали бы дорогой контент»

На фоне подобной нестабильности развиваются новые технологии доставки сигнала — OTT и в целом IP-телевидение (то есть доставка сигнала через Интернет на компьютер, приставку, смартфон и т.п.), потоковое вещание через LTE, мобильные приложения и платная подписка. Однако, по прогнозам минкомсвязи, для телевидения реклама остается и будет оставаться важнейшим способом получения дохода.

— Кабельное телевидение у нас, как, наверное, и у многих операторов, падает, потому что люди переходят в цифру, люди хотят уже какого-то интерактива, хотят дополнительные экраны, хотят мультистрим, — заявила руководитель отдела развития платного телевидения компании NetByNet (входит в «Мегафон») Анастасия Киселева.

Однако развитие новых технологий пока упирается в слабо развитую индустрию создания контента. На российском рынке не наберется и десяти игроков, которые успешно создавали бы дорогой контент. По мнению Алексея Волина, эти компании являются локомотивами отрасли и могут рассчитывать на особое внимание со стороны минкомсвязи, потому что «не будет этих игроков — не будет национального телевидения в стране», считает замминистра.

1/18
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
Дмитрий Щипанов, фото автора

Новости партнеров