Фотомарафон «100-летие ТАССР»: рабочие судоремонтных мастерских Камского речного пароходства, 1950-е годы

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 164-я

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: рабочие судоремонтных мастерских Камского речного пароходства, 1950-е годы
Фото: предоставлено realnoevremya.ru из фондов Историко-краеведческого музея города Набережные Челны

Одним из самых крупных советских речных пароходств было Камское. В его состав входили несколько портов на реке (в числе которых были Набережные Челны), судостроительные и судоремонтные мастерские. На балансе пароходства находилось несколько сот пассажирских судов и грузовые баржи.

Наличие крупной естественной гавани — затона — рядом с Набережными Челнами позволило этому небольшому городу еще в досоветские времена стать одним из центров судоходства по Каме. Затон был длинным — 5 км и широким — до 160 метров. На зимовку он мог принять до 140 судов. Все это очень способствовало развитию челнинского речного порта. На берегу стояли крупные предприятия — судоремонтные мастерские, работники которых следили за состоянием зимовавших в затоне судов.

Работники Камского речного пароходства. В центре Н.П. Кривоножкин. 1950-е годы предоставлено realnoevremya.ru из фондов Историко-краеведческого музея города Набережные Челны

Разумеется, после революции судоремонтные мастерские были национализированы, но работа в них практически никогда не останавливалась. Во время войны здесь ремонтировали суда Волжской флотилии, испытывая гигантские трудности буквально со всем: и с кадрами, и с материалами (зачастую не хватало банальной древесины на постройку плотов). Есть некоторые свидетельства тому, что на пилораме в Челнинском затоне и на работах в судоремонтной мастерской после войны работали военнопленные (в их числе было даже несколько французов).

Затон. Судоремонтные мастерские. Бригада котельщиков на ремонте баржи, бригадир Н.П. Кривоножкин. 30 января 1955 г. предоставлено realnoevremya.ru из фондов Историко-краеведческого музея города Набережные Челны

В послевоенные десятилетия порт Набережные Челны интенсивно развивался и входил в десятку крупнейших в РСФСР. Отсюда отправлялись рейсы в большинство камских и волжских городов — ходили прогулочные и туристические пароходы, было организовано регулярное пассажирское сообщение. Кама была одной из крупнейших судоходных артерий, особенно после затопления Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ.

Людмила Губаева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

За помощь в подготовке материала редакция благодарит Историко-краеведческий музей города Набережные Челны, лично его директора Юлию Капитову и главного хранителя Наталью Микрюкову.

Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru

ОбществоИстория Татарстан

Новости партнеров