«Эссен» отложил выход на рынок Казани

Сеть магазинов «Эссен» временно отказалась от региональной экспансии. Формально представители компании говорят, что планы по развитию сети в Казани сохраняются, однако фактически никаких работ по открытию гипермаркета на приобретенном участке на улице Кул Гали не ведется, несмотря на то, что ритейлер уже определился с местом и обещал запустить магазин к 2015 году. Эксперты полагают, что продуктовый рынок перенасыщен, и пока открывать новые гипермаркеты в Казани сложно.

«Открытие гипермаркетов в новых регионах пока не планируется»

Торговая сеть «Эссен» передумала открывать в Казани свой первый гипермаркет. Об этом на днях сообщил Retailer.ru со ссылкой на операционного директора сети Вильгельма Грефенштейна. «Открытие гипермаркетов в новых регионах пока не планируется. Компания продолжает осваивать текущие регионы», — цитирует его издание. При этом он подчеркнул, что компания по-прежнему планирует осваивать рынок Казани в полном объеме, однако уточнить сроки открытия гипермаркета в столице РТ он не смог.

Сейчас у «Эссена» 23 гипермаркета, 8 дискаунтеров и 14 магазинов у дома «ЭССЕН Экспресс» в Татарстане, Кировской области, Чувашии, Удмуртии, Марий-Эл и Башкортостане. Всего в домашнем регионе сеть покрывает 19 городов. При этом даже в соседнем с Казанью Зеленодольске есть полноценный гипермаркет «Эссен». Однако в самой столице у сети есть только один небольшой магазин «ЭССЕН Экспресс» на ул. Амирхана.

«К Казани нужно быть готовым»

Долгое время сеть отказывалась от захода в столицу РТ. Еще в 2010 году соучредитель сети Леонид Барышев в интервью газете «Коммерсант» рассказывал, что стоимость строительства в Казани в 2 раза дороже, чем в соседней Башкирии. Кроме того, он хотел посмотреть, как пойдут дела у сети «Ашан», который в то время тоже только планировал открыть магазин в Казани. «Зачем лезть в банку с пауками, если рядом есть свободные рынки?», — цитировал «Коммерсант» Барышева.

Впервые о планах построить в Казани гипермаркет «Эссен» в сентябре 2013 года заявил совладелец сети, генеральный директор ООО «Оптовик» Вадим Махеев. По его словам, площадь магазина должна была быть 3,3 тыс. кв. м, средний чек в магазине — около 1 тыс рублей, а сумма инвестиций в проект — около 300 млн рублей. Тогда на примете у компании было 3 участка. Сама технология строительства, уверял Махеев, позволяет построить здание за полгода, но с учетом выдачи всех разрешений на застройку он обещал открыть гипермаркет к началу 2015 года. Махеев называл формат магазина «чем-то средним между «Бахетле» и гипермаркетом», полагая, что такая ниша в городе еще свободна. Бизнесмен даже не исключал, что в городе в итоге появится не один, а несколько подобных магазинов.

Год назад, в октябре 2014 года, компания разместила на своем сайте текст интервью Махеева «Деловому кварталу», в котором тот не отказывался от своих планов. «К Казани, действительно, надо было быть готовым: тебя обязательно будут сравнивать с «Бэхетле», «Перекрестком», «Каруселью» или «Ашаном». Сейчас мы к такому сравнению готовы», — говорил глава торговой сети. Он выразил уверенность, что «Татарстан и Казань в частности готовы «переварить» еще много качественных супермаркетов и гипермаркетов, до перенасыщения этому рынку еще далеко».

Что станет с землей «Эссена» на ул. Кул Гали?

Тем не менее ООО «Оптовик» в мае 2014 года все-таки приобрел участок земли площадью более 10,6 тыс. кв. м возле мечети на ул. Кул Гали. Это подтверждает выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, имеющаяся в распоряжении редакции. Источники на рынке утверждали, что покупке предшествовали долгие поиски участка. Известно также, что компания вела переговоры с ASG Алексея Семина, но цену, которую они предложили, елабужская торговая сеть посчитала чрезмерно завышенной. Однако сейчас на этом участке никаких работ не ведется. На вопрос «Реального времени» о судьбе участка и о возможных сроках строительства к моменту публикации компания не ответила.

«Реальное время» попросило участников рынка оценить ситуацию на рынке ритейла в Татарстане.

  • Никита Купцов

    Никита Купцов генеральный директор ООО «Первая линия»

    Задержка в открытии, понятно, с чем связана: игроков на рынке ритейла в Казани много, те же самые X5 Retail Group, местные «Ак барс торг», даже «Вамин» начал открывать сеть своих супермаркетов. Кроме того, федеральные игроки выходят на рынок – «Ашан» был представлен двумя гипермаркетами, активно развивается «Атак». Конкурировать очень сложно по поставкам и аренде, нужна база, логистическая инфраструктура. Это сложно и дорого найти удобное место под гипермаркет. Но я думаю, что у федералов все равно больше шансов выйти вперед, так как они высокоорганизованные, имеют большие бюджеты. Чтобы войти на рынок, они могут на начальном этапе предоставить высокие ставки аренды, они даже могут позволить себе, чтобы в каком-то регионе их магазины могли быть некоторое время убыточными, чтобы обойти конкурентов по ценам. Будущее все равно за федералами с несколькими форматами: гипермаркетами, супермаркетами, форматами «у дома». Гипермаркетом считается магазин от 10 тысяч квадратов. По самым скромным подсчетам, строительство обойдется в 500 миллионов. Что касается месторасположения, мне кажется, им нужно было ориентироваться на выезд из города. Выбранное место я оцениваю как не очень перспективное.
  • Леонид Рахимов

    Леонид Рахимов директор «Грин Хилл Реалти»

    Что им официально комментировать? Не смогла сеть, так не смогла. Для того, чтобы зайти на рынок, нужно, чтобы сложились несколько условий: финансы, маркетинговая идея, люди и операционные вещи (с каким перцем вы там пирожки делаете, какая отделка, какое освящение). У них из четырех составляющих что-то не клеится. Какая-то «штука» не работает. Но лавры «Магнита» никому не дают покоя, они, конечно, все на это смотрят. Есть две стратегии продвижения любого товара. Есть стратегия притягивания – здесь вы должны быть огромны в части внешнего и внутреннего наполнения, и дальше начинаются различные внутренние выгоды: какие-то вещи распродаются дешевле, чем везде, огромное количество товара, парковка – все к себе притягивает. Вторая стратегия называется стратегий проталкивания. Когда вы сам продукт подносите непосредственно чуть ли не ко рту покупателя, чтобы ему осталось только его открыть и откусить. По этим двум стратегиям рынок будет двигаться вечно, поэтому после «Августины» может быть и «Сентябрина», которая еще в два раза меньше, но уже в каждом подъезде открылась. О месторасположении: понятно, что «Эссену» придется вступить в серьезную конкурентную борьбу. Ну а почему бы и нет. Пока они варят свой майонез и кетчуп — им все по плечу. Об участке: сейчас все владельцы мечтают о миллионе рублей за 100 кв. метров. Это получается, 10 тысяч рублей за квадрат. Все 10 тысяч кв. метров может и продовольственный магазин съесть. Потратить на строительство можно сколько угодно, а вообще, можно уложиться в 20 тысяч рублей за кв. метр.
Дина Валиуллина, Мария Горожанинова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Сетью гипермаркетов «Эссен» (ООО «Оптовик») владеют производители соусов известной торговой марки «Махеевъ», депутаты Госсовета РТ Вадим Махеев и Леонид Барышев. Согласно данным системы «Контр-фокус», выручка компании за 2014 год составляет 16 млрд рублей, а чистая прибыль — 40,7 млн рублей. По данным сайта компании, в ее магазинах работает более 3 тысяч сотрудников и делают покупки более 100 тыс. клиентов ежедневно. ООО «Оптовик» считает себя крупнейшим ритейлером в Поволжье, а в его планах — через 10 лет увеличить оборот в 3 раза и войти в десятку крупнейших федеральных сетей.

Новости партнеров