Почему существование Казанского ханства было чудом и как мы пользуемся его наследством
Колумнист «Реального времени» Марк Шишкин рассматривает события, связанные со взятием Казани в 1552 году, в широком контексте борьбы за Волжский путь и размышляет о том, что можно сказать по этому поводу, кроме взаимных исторических и национальных претензий.
Выйти за пределы московско-казанского конфликта
Октябрь — месяц, когда начинают болеть старые раны русско-татарских противоречий. Вспоминая события 1552 года, есть обычай предъявлять национальные претензии и говорить неприятные соседям вещи.
Еще в 90-е годы XX века история, когда противостояли Москва и Казань, стала подходящим фоном, чтобы проецировать на нее взаимоотношения амбициозного субъекта федерации с центром. Параллельно в центре формировалась идеология борьбы «сепаратизмом» и «экстремизмом», где государство Чингизидов на Средней Волге интерпретировалось, чуть ли не как «Талибан», который требовалось уничтожить в целях безопасности. Все эти концепции бытуют и сегодня, но могут объяснить реальность только тем, кто в них свято поверил. Если у вас остаются вопросы к истории, стоит попробовать посмотреть на прошлое шире.
В истории последнего тысячелетия 1552 год — это эпизод в долгом споре о том, кому принадлежит Волга. При взгляде с высоты веков кажется удивительным не то, что Иван IV огнем и мечом завоевал Среднее Поволжье, а что это не сделали его предки за сто лет до него. Тем замечательнее на этом фоне смотрится феномен Казанского ханства.
Речной народ завоевывает свою главную реку
Русские исторически — это речной народ. «Лес и особенно степь действовали на русского человека двусмысленно. Зато никакой двусмысленности, никаких недоразумений не бывало у него с русской рекой. На реке он оживал и жил с ней душа в душу. Он любил свою реку, никакой другой стихии своей страны не говорил в песне таких ласковых слов», — писал об этом Василий Ключевский.
Русское протогосударство возникло на речном пути из варяг в греки. Передвигаясь по рекам, русские расширили свою территорию до Тихого океана. Но соседство с таким речным народом создавало для других народов не меньше проблем, чем известное соседство земледельцев с кочевниками. С возникновением русского государства ареной столкновений стала Волга, связывающая Восточную Европу с Передней Азией.
Еще киевские князья X века ходили на предков татар — волжских булгар, которые контролировали важнейший участок Волжского пути: место слияния Волги и Камы, откуда рукой подать до сказочных пушных богатств Биармии. Но по-настоящему эта борьба развернулась в XII веке, когда в междуречье Волги и Оки зародилась современная Россия со столицей во Владимире. «Ты бо можеши Волгу веслы раскропити», — обращался к владимирскому князю Всеволоду Большое Гнездо автор «Слова о полку Игореве». До Всеволода с Булгарией воюют Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский. Потом в начале XIII века князь Юрий Всеволодович в ответ на поход булгар против Великого Устюга уничтожает Ошель — главный булгарский центр на Горной стороне. В устье Оки на эрзянских землях он строит Нижний Новгород, который стал предшественником Васильсурска и Свияжска московско-казанских войн.
Только Батый прерывает это русское военное наступление на Волгу, однако открывает превосходные возможности для мирной экспансии. В период Золотой Орды русские продвигаются на юг до Каспия и Кавказа в качестве законопослушных подданных чингизидов, образуя купеческие и ремесленные слободы в разросшихся татарских городах. Отдельные русские аристократы, типа князя Федора Ростиславича, делают в Орде блестящие карьеры. Согласно «Степенной книге» этот князь был пожалован своим тестем ханом Менгу-Тимуром многими городами, и в их числе Казанью.
Какие были альтернативы Казанскому ханству
Как только в середине XIV века имперская власть над Волжским путем ослабла, русские снова вспоминают военную дорогу на Булгарский улус. В 1370 году поход на Булгар совершает нижегородский князь Дмитрий Константинович. Этим самым он помогает правителю западной части Орды Мамаю поставить северную окраину империи под свой контроль. В 1376 году объединенное московско-нижегородское войско еще раз осаждает Булгар, при этом татары (впервые на территории России) применяют огнестрельное оружие. В российской историографии принято считать этот поход собственной инициативой русских князей, но даже он служил интересам враждующих ордынских партий, колоссальная откупная в 5000 рублей, безусловно, была инициативой русских. В 1395 или 1399 году на протяжении трех месяцев воюет в Булгарском улусе князь Юрий Дмитриевич. Формальным поводом для вторжения стала поддержка ордынцами нижегородских князей в борьбе за независимость от Москвы, но возможной стала такая операция только после катастрофического разгрома Орды Тамерланом в 1395 году. Параллельно с походами русских князей на Волге действуют новгородские пираты-ушкуйники, который разоряют не только ближайший Булгарский улус, но доходят и до Сарая.
Десятилетия XV века накануне образования Казанского ханства — это «слепая зона» в массовом восприятии истории, куда добираются только немногие профессионалы. Между тем это время, когда центр северных владений Золотой Орды окончательно смещается из Булгара в Казань. И это же время интересных альтернатив.
В 1431 году, служивший Москве князь Федор Пестрый разрушает Булгар. Этот был ответ на татарский поход 1429 года, когда царевич Махмут-Хозя и князь Али-баба дошли до Галича Мерьского и Костромы. Разбирая этот эпизод, историки вышли на интересный сюжет принадлежности Булгарского улуса к владениям ханов из династии сибирских Шибанидов. Как раз в это время восточную часть Золотой Орды объединяет выдающийся выходец из этого рода Абулхайр-хан. В историографии эту державу называют Государством кочевых узбеков. И Булгар в источниках упоминается как город, платящий ясак Абулхайру.
Выходит, что прежде чем стать Казанским ханством, Булгарский улус какое-то время был частью государственного образования, откуда вышли современные ногайцы, казахи и узбеки. Возможно, этот сюжет еще вспомнят, когда в этнодемографии Северной Евразии произойдут изменения, начало которых мы наблюдаем сейчас. Однако для Среднего Поволжья середины XV века гораздо вероятнее была другая альтернатива. Для сибирских Шибанидов Волга и Кама были далекой периферией, а сил, способных сдержать наступление русских, здесь просто не было. Не будь на Руси в это время усобицы между Василием II и княжеской линией Юрия Дмитриевича, разрушением Булгара дело могло и не ограничиться. Возможно, с присоединения Казани началась бы военная карьера еще Ивана III, а не Ивана IV. Однако все эти альтернативы решительно смел хан Улу-Мухаммед.
Улу-Мухаммед и роль личности в истории
Избрание Улу-Мухаммеда ханом в 1419 году ознаменовало конец долгого и разрушительного для Золотой Орды противостояния между всемогущим диктатором Идигеем и сыновьями хана Тохтамыша. Однако надолго объединить былую империю не получилось. Практически все его правление прошло в состоянии усобицы с другими претендентами на золотой престол. В 1437 году Улу-Мухаммед в очередной раз утратил контроль над Сараем и пошел за поддержкой на Русь. Князь Василий Васильевич был для хана человеком не чужим: во-первых, он был внуком покойного литовского князя Витовта — давнего союзника Улу-Мухаммеда, а, во-вторых, был обязан хану великокняжеским ярлыком. Однако Василий поддержки не оказал и направил на изгнанника многократно превосходящее войско. Чудом хану удалось выжить и одержать победу, что «Казанский летописец» объясняет искренней молитвой хана «русскому Богу». После победы хан уходит на Среднюю Волгу, где заполняет политический вакуум и продлевает историю независимой Казани на 100 лет. Конфронтация с Москвой после такой предыстории была предрешена.
Однако даже про Казанское ханство, воюющее с западным соседом, нельзя сказать, что здесь не ощущалось русское присутствие. Волга оставалась главной торговой магистралью, а поэтому в Казани постоянно жили русские купцы. В Казань, как на Дон, откуда «выдачи нет», бежали преступники и авантюристы из России. Таким, к примеру, был главный герой русской «Повести о Тимофее Владимирском». Татарские походы на Русь сопровождались притоком пленных, значительная часть которых оседала в Казанском ханстве. Некоторые, как анонимный автор «Казанского летописца», служили при дворе, другие работали на земле. Очевидно, что принявшие ислам пленники в будущем ассимилировались татарами. Те же, кто сохранил православие, стали основой для формирования особой социальной группы русских ясачных крестьян, фигурирующей в документах даже в конце XVIII века. Правовой статус этих русских совпадал с татарами и другими народами Поволжья, при этом их потомки в XX веке свободно владели татарским языком, а жителями других русских деревень характеризовались как «местные». Шел и обратный процесс, когда Москва становилась прибежищем для множества представителей недовольной казанской знати.
В конце концов, военно-политическое и экономическое доминирование России стало ощутимым настолько, что представители казанской элиты вроде царевны Гаухаршад или Чуры Нарыкова, старались уходить от конфронтации. Но эта линия была неприемлема для крымской династии Гиреев, которая проводила свою политику собирания татарских земель. Так ханство пришло к своему финалу.
Почему татары не удержали Волгу
В многовековой перспективе борьбы за Волжский путь 1552 год не видится случайностью. Он не был «ответом на набеги» и принуждением наследников Чингисхана к миру, как старается убедить русская историография. Не был он и проявлением какого-то особого русского империализма, как нередко пишут татарские авторы. Все началось задолго до того как русская элита обрела имперское самосознание. И уж точно, не за «Третий Рим» с «подрайской землицей» ходили на Булгар русские союзники беклербека Мамая и новгородские ушкуйники.
В таких долгих процессах как превращение Волги в «великую русскую реку» конкурируют не полководческие таланты, а демография, экономика и качество государственного строительства. Поэтому если искать возможные альтернативы 1552 году, то не в XVI и XV веках, а столетием раньше. К 1552 году Казань и Астрахань остались единственными крупными татарскими городами на Волге. Между ними лежали тысячи километров степей, где кочевали подданные Ногайской орды и Крымского ханства. Для татарского мира это был большой шаг назад, ведь еще в XIV столетии на всем протяжении от дельты Иделя до Камы лежали десятки больших и малых городов. Так случилось, что население этих городов сначала сильно пострадало от нескольких волн чумы, а затем — в 1395 году — эти города целенаправленно уничтожил чагатайский полководец Тамерлан. Мир, созданный Чингисханом и его наследниками, где в волжских степях могли встретиться Китай, Иран и Италия, исчез на глазах одного поколения. После этого все развивалось по правилу старой науки, что «природа не терпит пустоты».
И Донское побоище, и стояние на Угре, и взятие Казани — лишь локальные последствия угасания старой империи и рождения новой. Гораздо больше, чем эти события, на историю повлияло поражение Тохтамыша от Тимура в 1395 году. Однако человеческое сознание так устроено, что ему необходимы красивые и емкие символы. Для русского самосознания такими символами национальной независимости стали 1380 и 1480 годы. Для татарского самосознания 1552 год стал символом утраты государства и начала долгого периода религиозной дискриминации. Воевать с этими символами, умалять их значение и жонглировать «неопровержимыми» фактами — бессмысленное занятие, которое непременно приведет к обратному эффекту.
Казань — столица, а не кузница или житница
Однако поскольку русские, татары и другие народы, вышедшие из Золотой Орды, живут в одном государстве, сама собой напрашивается такая версия истории совместного жительства, которая, может, и не устроит всех, но поможет жить в общем доме. С такой версией истории в современной России дела обстоят очень странно — ее нет. Нет промежуточных и переходных форм между историей «побед русского оружия» и историей «тюрьмы народов». Евразийская идеология, которая пыталась занять эту нишу, оказалась неприемлемым вариантом для всех сразу, потому что невозможно построить что-то на замалчивании болезненных эпизодов национальной памяти, а общая география просто так не заменит родство по языку и религии. С концепцией «новой имперской истории» знаком лишь узкий круг профессиональных исследователей. Казалось бы, отсутствие публичной политики способствует расцвету дискуссий на историческом материале, но в подавляющем большинстве эти дискуссии имеют деструктивный характер. Насколько деструктивный, что переноса их в реальную политику совсем не хочется.
Воспоминание октябрьских событий 1552 года в современном Татарстане традиционно ассоциируется аудиторией «Хәтер Көне» и его лозунгами. Но исчерпывается ли дата только этими лозунгами? В календаре дата взятия Казани — это чуть ли не единственный повод вспомнить о существовании Казанского ханства. Для тех, кто живет в Татарстане, вне зависимости от национальности и вероисповедания, столетнее существование этого государства до сих оказывает влияние на повседневность. Это не гипербола, а реальность. Достаточно сравнить исторический путь Татарстана с соседними регионами.
Законный хан Сарая, Крыма и Дешта Улу-Мухаммед, устроив престол в Казани, сделал ее центром власти, суверенитет которой признавали и татары, и финно-угорские народы, и русские. С этим царским статусом Казани не спорил даже Иван IV, который принял титул царя казанского. Не спорило с ним и все русское общество. Старинные русские города, обращаясь к казанцам в Смутное время, прямо писали «мы вам меньшие», считая Казань выше по статусу. Казанские митрополиты в церковной иерархии были третьими после владык Москвы и Великого Новгорода, а архимандриты забытого ныне Спасо-Преображенского монастыря в Казанском кремле были выше, чем настоятели Соловецкого монастыря. На эти средневековые ранги можно было бы махнуть рукой, но именно они делали город центром администрации и городом аристократии. За администрацией сюда раньше, чем в другие уголки России, пришла современная система образования, воплощенная в Казанском университете. За научной базой последовали промышленность и технологии, вплоть до «Авиастроя», татарской нефти, КАМАЗа, «Оргсинтеза» и Иннополиса.
Благодаря наследию ханов Казань — это столица, а не всероссийская ярмарка, кузница или житница. И об этом важно говорить, вспоминая взлет и падение Казанского ханства.
Справка
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
комментарии
Или их пациенты?
Уж больно "профессионально" "диагнозы" ставят.
Булгарской государство завоевал монгол Чингизхан.
Марк сделал полшага вперёд в понимании хода исторических событий.
Осталось 9,5.
А первый раз монголы напали на Волжскую Булгарию ещё при жизни монгола Чингизхана.
Именно эти 2 тысячи монгол русские летописи и называли "татарами".
А недоучки Ленин и Троцкий в силу ряда политических причин в 1920 году назвали "татарами" всех поволжских тюркских мусульман.
Так поволжские тюркские мусульмане получили "ленинский" этноним "татары".
И шедше полемъ, перелезше Волгу, и засяде пустую Казань, Саиновъ юртъ. И мало въ граде живущихъ, и нача збиратися Срачиніи и Черемиса, развіе по улусамъ Казанскимъ, и раді ему быша, а изоставшися оть плена худыя Болгары молиша его, Казанцы, быти ему заступнику бедамъ ихъ, и помощника отъ насилія, воеванія Рускаго, и быти царству строителя, да не до конца запустеютъ, и повинушася ему. Царь же вселися въ жилище ихъ и постави себе древяны градъ крепокъ, на новомъ месте, крепчаеше старого, недалече отъ старыя Казани разоренныя отъ Рускія рати. И начаша збиратися ко царю мнози варвари отъ различныхъ странъ, ото Златыя Орды и отъ Асторохани, отъ Азуева и отъ Крыма, и нача изнемогати время то и Великая Орда Золотая, усиляти и укреплятися вместо Золоты Орды Казань
Вроде это Вы первыми использовали это слово?
2. статья интересная, много правды интересно скомпонованной, напоминает мульти-пульти из детства два медвежонка делят головку сыра, а лисичка "помогает им "делить", естественно в пользу своего животика, который потом гладит лапкой. Мой приятель спросил какой национальности лисичка, я ответил, он обиделся.. не говори правды, не теряй дружбы.. Марк дружбу, как я не потеряет..
3. насчёт рюрика датчанина. мои родственники с острова, который сейчас называется Рюген, способом выживания которых был морской разбой, за что на Руси их называли русью, в отличии от варягов, таких же морских бандитов ,но норвежцев по национальности (викингов), с которыми они вместе ходили на царьград и ещё х знает куда (читайте норвежские хроники), всегда были славянами;
4. Пожалуйста никогда не освящайте право захватов, чем собственно грешит и Марк при всё моём уважении к нему вот пришёл тот, вот пришёл этот. ПОТОМУ ЧТО ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС А ПОЧЕМУ ЕМУ МОЖНО, А МНЕ НЕЛЬЗЯ? Вот так и создалось русское государство..
5.а суть взятия Казани элементарна согласно экономики - одно государство, руководство которого состояло из русских и татар (50% русского!!! дворянства (воинское сословие) были татары) военной силой прекратило работорговлю, в том числе и русскими, организованную другим государством. Торговля рабами менее эффективна чем производство товаров той же публикой, которую как скот гнали в Среднюю Азию (пишут, что за триста лет это около 20 000 000) Шах Али, не даром чингизид чётко, в отличии от Гиреев понял целесообразность такого использования подданных русского царя...
6. вот кто ни будь выступает, что у нас, в Нашем Татарстане выступает по национальности руководства? Ни разу не сталкивался, а вот по эффективности халва-халва стала надоедать. Пример но разве в государстве республике с большой исламской составляющей можно торговать морковкой из Израиля, выращенной иудеями? Где тут соблюдении Корана?
7. чо мало русских, которые с удовольствием бы занялись выращиванием морковки, свёклы капусты в ПРОМЫШЛЕННЫХ масштабах..?
8. вот если бы в Москве, этой большой деревне был бы свой Шах Али при белом царе в ранге Председателя правительства РФ была бы и своя морковка... СО СВЁКЛОЙ.. вот как можно поверить что в Татарстане хорошо относятся к моим родственникам по линии отца. если свёклу везут из Самарской области?
9. Марк! Бик зур рахмат!!! может благодаря таким как Вы и Вашим работам кое кто поймёт что во власти, надо иметь разные э фамилии. а то как об уголовном деле в руководстве, так Ф,И,О, только ОДНОЙ национальности...
Были, например Тюменские татары, это не та Тюмень, что в Сибири, а та, что в Мордовии.
В Золотой Орде был татар теле - татарский язык!
"Кодекс Куманикус (лат. Codex Cumanicus) — известный письменный памятник куманского (половецкого) языка начала XIV века (1303 год), единственный список которого хранится в библиотеке собора Святого Марка в Венеции. СОСТАВЛЕН МИССИОНЕРАМИ на основе разговорного языка западной ветви кыпчаков. Основное назначение «Кодекса» было практическим: для изучения кыпчакского языка МИССИОНЕРАМИ и знакомства населения Золотой Орды с христианством".
Кодекс составлен западно-европейскими МИССИОНЕРАМИ и для миссионеров.
Не половцами, а западно-европейцами и для западно-европейцев.
Западно-европейцы (как и русские летописи) все монгольские и тюркские племена называли "татарами".
Нет НИ ОДНОГО исторического источника, в котором хотя бы одно монгольское или тюркское племя называло бы САМО СЕБЯ "татарами" в Золотой Орде.
Это исторический ФАКТ.
Или Вы просто "провоцируете" для дискуссии?
Или просто провоцируете?
В Золотой Орде был татар теле - татарский язык!
Так написано в словаре Кодекс Куманикус.
«Золотая Орда это область исключительно Татарская»
Ибн Арабшах, в начале XV в. побывавший в южных регионах Золотой Орды:
«Это область исключительно Татарская, переполненная разными тюркскими племенами… Люди ее — мужи , воины ее — [превосходные] стрелки. По языку это самые красноречивые Тюрки, по жизни — самые праведные, по челу — самые прекрасные, по красоте — самые совершенные. Нет в них ни лжи, ни обмана, нет между ними ни хитрости, ни лукавства» [Тизенгаузен, 1884, с.]
" (1380-й). Сила велика татарская борзо с шоломяни грядуще и ту пакы, не поступающе, сташа, ибо несть места, где им разступитися; и тако сташа, копиа покладше, стена у стены каждо их на плещи предних своих имуще, предние краче, а задние должае. А князь велики такоже с великою своею силою русскою з другого шоломяни поиде противу им."
Русские летописцы идиотами были чтоли? Они не могли один народ от другого отличать? Отличали. Про печенегов писали "печенеги", про татар писали "татары", про половцев писали "половцы", про булгар писали "булгары". Но монголов, казахов, чуваш и башкир они в Золотой Орде не видели. Значится в Золотой Орде и ханствах татары были главные.
"...почти все государи Руссии не только были данниками татар, но и отдельные княжества назначались тем русским, которые добивались этого, по усмотрению татар..." (С. Герберштейн)
И в первую очередь элиту Монгольской империи и Золотой Орды - монгол.
Ни одно ни монгольское, ни тюркское племя САМО СЕБЯ "татарами" в 13 - 19 вв. НЕ назывло - так как в 1202 году монгол Чингизхан вырезал монгольское племя "татар" за подлое убийство ими его отца.
В исторических источниках записано.
И в НАУЧНЫХ трудах востоковедов описано тысячи раз.
А Вы всё свою лже-науку "проталкиваете".
Постыдитесь.
"«Джами ат-таварих» (перс. جامعالتواریخ; монг. Судрын чуулган; в русской традиции — «Сборник летописей») — историческое сочинение на персидском языке[1], составленное в начале XIV века визирем государства Хулагуидов Рашид ад-Дином по приказанию ильхана Газана.
Газан-хан, бывший полиглотом и знатоком истории[2], особое внимание уделял истории собственного народа. В 1300/1301 он приказал Рашид ад-Дину собрать воедино все сведения, касающиеся истории МОНГОЛОВ.
...
В работе принимал участие и чэнсян Болад, приехавший в Персию из Китая в 1286 году, знаток МОНГОЛЬСКОЙ истории и обычаев. Как сообщает поэт Шемс-ад-дин Кашани, Рашид ад-Дин и Болад изо дня в день занимались вместе, как учитель и ученик: «счастливый эмир рассказывал, учёный везир записывал с его слов»[4]. Много исторических сведений было получено от Газан-хана и от других ИОНГОЛОВ.
...
Помимо изустной информации, полученной от знатоков истории, в работе над Джами' ат-таварих использовались следующие источники: Диван-и лугат ат-тюрк («Собрание тюркских наречий») Махмуда Кашгари, тюркского энциклопедиста XI века; Тарих-и-джехангуша («История мирозавоевателя») Джувейни, персидского историка, находившегося на службе ильханов; часть Алтан дэбтэр («Золотой книги»), написанной на МОНГОЛЬСКОМ языке официальной истории Чингис-хана, его предков и преемников, сохранившейся в архивах ильханов".
Вот этих пришельцев и стали русские летописи "называть" татарами - было такое слово в Европе - "татрат", ад, преисподня, место, где все погибают.
Но притворитесь! Этот взгляд
Всё может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!
Вы сами "обманываться рады".
Почему?
Другой вопрос.
От экономических и идеологических причин до политических и образовательных.
После того, вплоть до нынешнего дня, в каждой орде и в каждом улусе из них появлялись великие эмиры. Иной раз им давали девушек из рода Чингиз-хана и от них высватывали невест. В каждом улусе также существует из того племени много народа, который не стал эмирами, а присоединился к [монгольскому] войску; всякий из них знает, из какой ветви татар он происходит...
"Вплоть до нынешнего дня"! Рашид ад-дин писал в 14 веке.
Только Вы обладаете "истиной".
В последней инстанции...
Как Ленин с Троцким.
"Идиот", "перпендикулярно" это же Вы ввели в дискуссию эти "термины"?
Не нравятся эти "термины"?
Не используйте их.
Только и всего.
Зачем сердиться?
Когда от ужаса вся вздрогнула земля
Тела детей и женщин втаптывали в грязь
В Казань вошел московский князь
Он сорок дней наш город осаждал
И войско воровское он собрал
В нем были беднота из черемсы,
Чувашские , мордовские сыны
Корыстные касимовцы пришли
И астраханцы с юга подошли
Богатый город грабить разорять
Единоверцев правоверных убивать
Донские прискакали дикари
одежды перьями украсили они
Наемники и проходимцы всех мастей
Наживу легкую урвать хотели поскорей
Один на пять сражались наши предки
Их стрелы пули были метки
И храбрость им не надо было занимать
Но предала казанцев знать
Мурза Камай Хусейн к Ивану перешел
И князь московский слабость крепости нашел
Враги узнали где заряды заложить
сквозь стены чтоб дорогу проложить
А между тем осада продолжалась
Вся правоверная Казань сражалась
От пуль , картечи пали лучшие сыны
Отчизны дочери вставали у стены
Кто мог держать оружие – тот держал
А город наш от взрывов весь дрожал
Из тур осадных день и ночь стреляли
Всех жителей Казани истребляли
И вот пришел последний день осады
Подкопы сделали, сложили в них заряды
А чуть забрезжил свет, наверно в шесть утра
Раздался мощный взрыв – обрушилась стена
В пролом касимовцев послали
Чтоб братья в вере братьев убивали
Полки же русские стояли в стороне
Смотрели, как Казань горит в огне
когда защитников ослабли силы
Тут воеводы двинули дружины
И в город ворвались они тогда
Не ради боя - ради воровства
Казанцы вдруг от шока отошли
И в наступленье сами перешли
здесь в давке мародеры побежали
а набегу от ужаса кричали
секут казанцы, братцы нас секут
сейчас всех русских в крепости убьют
но дали залп картечи пушкари
и вперемешку русские, казанцы все легли
остановили так казанцев московиты
в проломе улицы телами мертвецов забиты
бой продолжался у дворца и у мечети
туда не долетели выстрелы картечи
здесь Кул Шариф хафизов вооружил
он сам отчаянно неверных саблей бил
но силы были слишком не ровны
шесть тысяч храбрецов напротив целой тьмы
вот праведный, джихада был тот бой
когда толпа врагов неверных пред тобой
а ты в сраженье Родину спасаешь
Аллаха истинную веру защищаешь
Погибли все защитники мечети
Никто не уцелел в той страшной сечи
А хан казанский сдался сам
Как битая собака вышел он к врагам
В истории ведь часто так бывает
Богатство знати Родины не знает
Так получилось в тот трагичный час
Любовь к Аллаху и Казани были напоказ
Пленили хана, посадили на коня
Чрез город взятый, полного огня
Его по улицам к Ивану в стан вели
Тут наступило время для резни
Захватчики все разбежались по Казани
Добычу золото и драгоценности искали
И сильный вор всех слабых убивал
Богатства все себе их забирал
Казанцев же порезали как скот
Случился вскоре из крови потоп
Кровавые ручьи по улицам бежали
Семь дней Казанку мертвечиной отравляли
А трупов было вровень со стеной
Платил такой вот дрогой ценой
Народ наш за стремление к свободе
За знать, забывшей в хороводе
Между усобиц о любви к стране
И изменившей Родине в войне
Корысти ради жизнь свою спасая,
На смерть, тем, тысячи невинных обрекая
Тела казнцев бросили в овраг
Не поступают люди так
Ведь принято, что даже на войне
Всех павших придают земле
Разрушили мечеть до основанья
Пытаясь тем убить к Аллаху упованье
Народа нашего и веру
Отметили враги вот так победу
Но Всемогущий наш народ хранил
В душе он ведь Аллаха сохранил
Как не было бы тяжко лишь Ему
Мы поклоняемся - Единому Творцу
Мы помним все. И это не забыть.
Через века уроком продолжает быть
Сплоченным должен быть татарский , наш народ
Тогда и возрожденье государства к нам придет
мордва с башкирами? Их - что - на этой территории не было? Как бы не так! У каждого народа своя история, и забывать об этом нельзя.
Понимаете?
Племя татар
Их имя издревле было известно в мире. От них отделились многочисленные ветви. Все то племя состояло из семидесяти тысяч домов [или семей].
Из-за их чрезвычайного величия и почетного положения другие тюркские роды, при всем различии их разрядов и названий, стали известны под их именем и все назывались татарами. И те различные роды полагали свое величие и достоинство в том, что себя относили к ним и стали известны под их именем, вроде того как в настоящее время, вследствие благоденствия Чингиз-хана и его рода, поскольку они суть монголы, – разные тюркские племена, подобно джалаирам, татарам, ойратам, онгутам, кераитам, найманам, тангутам и прочим, из которых каждое имело определенное имя и специальное прозвище, – все они из-за самовосхваления называют себя тоже монголами, несмотря на то, что в древности они не признавали этого имени. Их теперешние потомки, таким образом, воображают, что они уже издревле относятся к имени монголов и именуются этим именем, – а это не так, ибо в древности монголы были лишь одним племенем из всей совокупности тюркских степных племен. Так как в отношении их была проявлена божественная милость в том смысле, что Чингиз-хан и его род происходят из племени монголов и от них возникло много ветвей, особенно со времени Алан-Гоа, около трехсот лет тому назад возникла многочисленная ветвь, племена которой называют нирун и которые сделались почтенны и возвеличены, – то все стали известны как племена монгольские, хотя в то время другие племена не называли монголами.
"Это племя [татар] прославилось поножовщиной, которую оно устраивало промеж себя по причине малой сговорчивости и по невежеству, бесцеремонно пуская в ход ножи и сабли, подобно курдам, шулам и франкам".
Но к современным казанским татарам эти невежественные татары-поножовщики не имеют никакого отношения.
ТРАКТАТ О ДВУХ САРМАТИЯХ
DE DUABUS SARMATIIS
Глава третья. О татарах козанских и татарах ногайских.
Третья орда — козанских татар — названа так по замку Козан, стоящему над рекой Волгой у границ Московии, где они живут.
Они произошли от главной татарской орды, а именно от чагадайских или заволжских татар, как и все другие татары.
Эта Козанская орда имеет около 12 тысяч бойцов, а при необходимости, когда они созывают и других татар, они могут выставить до 30 тысяч воинов.
Царь же Обреим видя себе в велице беде, и нача посылати послы своя ко князю Юрию Васильевичю, и добил челом, и мир взят на всей воли великого князя. И возвратишася на Москву со всем воинством
Марк сделал свои полшага - признал, что русским и тюркам-"татарам" надо писать общую Историю.
Надо делать следующие полшага - признать, что Русские княжества равноправные подданные Золотой Орды - налоги платили, войско в монгольскую армию поставляли, помощь от монгол против врагов получали и т.д.
Следующие полшага - признать, что Московское великое княжество является равноправным участников борьбы за Золотоордынское наследство наряду с Крымским, Казанским, Астраханским и другими ханствами.
Следующие полшага - признать, что Москва законная наследница Золотой Орды, так как показала свои технологическое, экономическое и политическое преимущества перед другими регионами Золотой Орды.
Потом общая История русских и тюрок-"татар" и других коренных народов РФ "напишется сама собой".
Легко.
Казанское ханство было татарским государством. Татарскими государствами были Крым, Астрахань и Тюмень.
Хан Улу-Мухаммед потомок монгола.
А государство "татарское"?
А почему бы и нет?
Диктатор Ленин потомок дворянина-генерала.
Диктатор Троцкий потомок землевладельца-фабриканта.
А РСФСР и СССР, в которых они установили свою личную диктатуру, государства "рабочих и крестьян".
Нормально.
И логика "нормальная".
Русь - название одного из шведских племен, это германцы-викинги из Скандинавии.
Восточных славян до прихода германцев Рюриковичей называли древляне, поляне, радимичи, словене, дреговичи, кривичи и т.д. Куда они делись - никто не знает.
Первая столица Рюриковичей - Старая Ладога, она основана скандинавами-викингами.
Киев был основан тюрками хазарами. Они были иудеями. Теперь это столица украинцев и любимый город евреев.
Народ "Киевской Руси" Рюрикович Владимир Креститель назвал "крестьянами" - от слова "крест". Религия к ним пришла от греков, из Византии.
Письменность "Киевской Руси" дали тюрко-славяне болгары, родственники булгар. Поэтому письменность кириллица очень похожа на тюркские руны.
"Русский" былинный герой Илья Муромец - из финно-угров, из племени мурома.
Москва была основана финно-уграми из племени меря. Теперь это столица дагестанцев, армян, татар, чеченцев и разных других россиян.
Иван Грозный - потомок литовских татар Глинских.
Пётр Первый - потомок крымских татар Нарышкиных.
Романовы - немцы. Александр Освободитель и Николай Кровавый - немцы. Они Гольштейны.
Кто такие русские? Почему русских называют государствообразующим народом России? Где логика?
Определитись уж по-четче вы кто ваще? Вы всетаки славяне финны германцы или тюрки? А почему вас прилагательным словом называют?
И от французов не отказываются.
А уж монгол, славян, финно-угоров, тюрок-татар за братьев считают.
Русские не отказываются от всех 200 этносов, издавна живущих на территории РФ.
Не надо приписывать русским свои мечты и желания, уважаемый.
Существование ханства - нормальное явление.
Там нарисолваны какие-то башкиры к востоку от ханства.
Тогда башгирды-венгры жили к северо-востоку от Казани, в самом верховье большой реки с названием Кама, среди непрходимых лесов и болот. Так пишут и Курбский, и Шуйский.
Сегодняшние "башкиры" к тем башкирам 16 века не имеют никакого отношения. Зауральские - отатарившиеся монголы, башкиры Южного Урала - отатарившиеся финугры (истяки). Их быт,образ жизни, родо-племенное разделение как раз об этом и говорят.
Упускается один важный момент в ослаблении татар (кочевого тюркского элемента) - это миграция больших масс вместе с Шейбанидами в Среднюю Азию, вследствие изменения климата. В том числе поэтому осталась такая пустота.
Айрат, Вы хотите сказать, что всё дело "в климате" - кому-то "подходит", кому-то нет?
Некоторые учёные говорят, что всё дело в смешанных браках от "лесных" осёдлых славян и финно-угорах со "степными" кочевыми тюрками, дети от которых (они и называются "русскими") легко могли и кочевать на огромные расстояния, и создавать города от Дуная до Тихого океана.
Удачи, уважаемые Марк и Айрат,
"Обрусить кого, сделать русским; - обрусеть, стать, сделаться русскимъ. - Карела и мордва обрусели у насъ, а жидову не скоро обрусишь" (Источник: Толковый словарь Владимира Даля. Том 2. СПб.-М. 1905. - стр. 1589).
"Ру́сской, въ значеніи сущ. м., крещѳный, христіанинъ. Что ты, тварь, въ русскіе не окрестился. сиб. Опд.". (Источник: Толковый словарь. Том 3 (В. Даль, 1907). - Стр. 1746). 1865 год.
1882 год, иркутский епископ Вениамин: "вселенское православие в России существует, как русская вера, и только тот называется русским, кто православный. Римско-католик, лютеранин, язычник дотоле остается поляком, немцем, татарином или бурятом, пока он не православный. Православие всех их ровно делает русскими".
"в отношении к иноверцам православие должно вести борьбу не просто с чужою верою, но и с чужой национальностью... чтобы сделаться им не по вере только, но и по национальности русскими" (Источник: Иркутские епархальные ведомости. № 1. (приложение). 1882 г. - С. 3).
1837 год, росийский писатель, журналист, критик Фаддей Булгарин: - "Русский народ всегда называл Веру Русскою, а каждаго принявшаго Русский закон - Русским. Даже по законам нашим, каждый чужеземец, принимающий Православную Веру, именуется Русским. Божественная Вера введенная Русскими Князьями, названа в народе Русскою верою, и все ея последователи приняли название Русских". (Источник: Фаддей Булгарин. Россия в историческом, статистическом, географическом и литературном отношениях, Часть 1, Том 4. 1837 год. - Стр. 126, 287).
Татищев : 6. Зыряне по реке Вычогде; они заключались в общее имя пермь, ибо Стефан Пермский 1 по Вычогде проповедовать начал, и первый град Вымь был построен, ныне Усть-Вымский монастырь, град же главный Соль Вычегодская, после него Яренск. Народ же, приняв крещение, за русских почитаются, и язык в забвение пришел, но к северу некоторое количество еще их в язычестве находится и за самоядь почитаются.
1875 год, Евгений Карнович - росийский писатель, историк: "При таких различных понятиях о национальности, не так легко определить и то, кого именно следует считать русским. В былое время вопрос этотъ разрешался проще, так как каждый русский должен был быть и православный... и должно сказать, что такой взгляд на русскую национальность лежит в коренных понятиях нашего народа, так что у него русский и православный совершенно однозначащие слова". (Источник: Е. П. Карнович. Об исчислении народонаселения в России. — Отечественные записки: учено-литературный и политический журнал, Том 209. № 7. Июль. Санктпетербург. 1875. — Стр. - 389, 390).
"Мы знаем только, что у нас определение Русской национальности совпало с определением православия и обусловилось им..." (Источник: Сочинения И. С. Аксакова, Прибалтийский вопрос. Внутренние дела России. Том 6. Москва. 1887. - Стр. 284)
"Чувашский язык, который так сильно отличается от остальных тюрко-татарских языков, принадлежит народу, который со всей уверенностью следует рассматривать в качестве наследников волжских булгар".М.Рясянен.
Средневековые "монголы"-это политоним в который входили и татары тоже:
«В настоящее время, вследствие благоденствия Чингис-хана и его рода, поскольку они суть монголы, — [разные] тюркские племена, подобно джалаирам, татарам, ойратам, онгутам, кераитам, найманам, тангутам и прочим, из которых каждое имело определенное имя и специальное прозвище, — все они из-за самовосхваления называют себя [тоже] монголами, несмотря на то, что в древности они не признавали этого имени. Их теперешние потомки, таким образом, воображают, что они уже издревле относятся к имени монголов и именуются [этим] именем, — а это не так, ибо в древности монголы были [лишь] одним племенем из всей совокупности тюркских степных племен» (Рашид ад-Дин. Т. I. Кн. 1. С. 103).
Финно-угры-это финно-угры.
Соuр d'oеil sur l'etаt dе lа Russiе. Lausanne . 1799.
Из этого видно, какая разница между татарином, который предается столь отчаянной храбрости, и русским или турком. Солдат русский, если он начал уже раз отступать, то все спасение свое полагает в скором бегстве, а если взят неприятелем, то не защищается и не умоляет о жизни, будучи уверен, что должен умереть. Турок же обыкновенно, как скоро потеряет надежду спастись бегством, начинает умолять о жизни, бросает оружие, протягивает обе руки и поднимает их вверх, как бы дозволяя связать себя, надеясь, что его оставят в живых, если он согласится быть рабом неприятеля.
Флетчер
"Великое несходство и разнообразие существуют между людьми как в других делах, так и в (способах) боя. Например, московит, как только пускается в бегство, не помышляет уже ни о каком ином спасении, кроме как бегством; настигнутый и пойманный врагом, он и не защищается, и не просит пощады.
Татарин же, сброшенный с лошади, лишившись всякого оружия, даже тяжело раненный, как правило, отбивается руками, ногами, зубами, вообще пока и как может до последнего вздоха.
Турок, видя, что лишился всякой помощи и надежды на спасение, покорно просит пощады, бросив оружие и протягивая победителю сложенные вместе руки, чтобы тот связал их; сдачей в плен он надеется спасти себе жизнь."
Сигизмунд Герберштейн
Татары пользуются славой безумных храбрецов, 85 потому что делают набеги и грабят черкесов и русских.
АМБРОДЖО КОНТАРИНИ
На востоке от Московитян живут Скифы, ныне называемые Татарами, народ кочевой и с давних времен славящийся своим воинственным характером.
Павел Иовий
В битвах они храбрее москвитян, хотя вооружение их хуже...
Варвары эти сознают, что для всякого народа нет ничего полезнее храбрости и военной дисциплины и что храбрость приобретается привычкою к лишениям; поэтому они чуждаются изнеженности и роскоши и с детства приготовляются к военному делу суровым образом жизни и привычкою к верховой езде. Они садятся на коня от колыбели и не перестают наездничать до дряхлой старости.
Михалон Литвин
Джером Горсей.
Могущество царя усилилось не только в результате завоеваний царств, называемых Казань (Casan) и Астрахань (Astracan), и пленения большинства их князей и наиболее храбрых их полководцев, но также вследствие упомянутого брака, принесшего ему власть и силу этих татар, более стойких воинов, чем они сами; этих татар он использовал также для подавления и усмирения тех его князей и бояр, кто, как он полагал, был недоволен и бунтовал против него из-за его жестокостей, кровопролития, беспрестанных грабежей и казней знати.
XIII. 1. Татары воинственные люди, которые могут вынести все невзгоды. 2. [Они] не гонятся за богатством, но только за победой, и могут терпеть голод целыми неделями.
Григоре Уреке.
Вторая Мировая:
Я, как старый солдат, много видел на фронте бойцов и командиров татар и всегда восхищался их непреклонным упорством, железной волей в бою. Этот советский народ снискал себе уважение за выдающееся мужество солдат, всегда вызывающих своей боевой работой... только радость и восхищение" Маршал Р. Я. Малиновск
«Уроженцы Татарии дерутся с врагом, как львы», — подчеркивал Маршал Советского Союза И. Н. Конев
"Воины-татары на полях сражений проявляли лучшие качества народа - великую любовь к родине, ненависть к врагу, презрение к смерти во имя победы, мужество и храбрость, выносливость и умение переносить любые трудности и лишения" Маршал Л.А.Говоров
Вот что писал о советских воинах-татарах на фронтах Великой Отечественной войны Илья Эренбург в газете «Красная Татария» за 29 октября 1942 года:
«....Они прибыли из Татарии, Башкирии, Урала и берегов Волги. Отличные солдаты, отважные и сметливые. "Татарин не подкачает", - часто слышались на фронте слова. Особенно татары неодолимы в рукопашной схватке. Немецкий ефрейтор Рудольф Вольфганг неспроста писал своему старшему брату: "Здесь против нас сражается много татар. Люди этих краев бесстрашны до безрассудства, я не хотел бы встретиться с татарами даже во сне».
Идея, которую развивает г-н Дюкре по ходу книги: Россия по сравнению с Францией — совсем нищая страна. Русский крепостной начала 19 века в пересчете на франки стоил 400-600 франков, и приносил хозяину самое большее 50 франков дохода в год (10%). В то же время негр-раб во французских колониях того времени стоил 2-3 тысячи франков и приносил 200-300 франков прибыли в год. Царская Россия — царство неэффективности.
Надо будет, ещё раз натрём носы "эффективных" о голенища сапог Ивана Грозного!
В орду входила Булгария и русские княжества. Жестоко разгромив Булгарию вывез мастеров-ремесленников в Бухару, а остальных продал в рабство. Стоял некоторое время на границах Владимирского княжества, но была глубокая осень а у него болела нога (якобы туберкулез кости) Русские княжества могли бы исчезнуть как и Булгария, но повезло пронесло мимо в тот раз. Жаль что Булгария исчезла, но населявшие её народы сохранились это чуваши, мариицы ...
"Ковалевский А. П. Чуваши и булгары по данным Ахмеда Ибн-Фадлана. — Чебоксары: Чувашское государственное издательство, 1954. — 64 Научно-исследовательский институт языка, литературы и истории
при Совете Министров Чувашской АССР
Учёные записки
Выпуск IX
Ковалевский А. П.
Чуваши и булгары по данным Ахмеда Ибн-Фадлана. — Чебоксары: Чуваш. гос. изд-во, 1954. — 64 с.
Печатается по постановлению Учёного Совета Научно-исследовательского института языка, литературы и истории при Совете Министров Чувашской АССР.
Цитата:
Прошло пятьдесят лет с тех пор как вышло в свет известное сочинение н. и. Ашмарина «Болгары и чуваши»1, в котором глубокий знаток чувашского языка на большом лингвистическом материале установил тесную связь этого языка с языком древних булгар. Тем самым по-новому был поставлен и вопрос о происхождении как чувашского, так и татарского народов, с тех пор в этой области работали многие ученые, — археологи, антропологи, этнографы и лингвисты. Итоги этих работ на известном этапе были подведены на двух научных конференциях2. Было установлено, что и чуваши, и татары представляют собою результат смешения коренного оседлого населения Среднего Поволжья с пришельцами из южных степей, оседавшими здесь в продолжение многих столетий. Такой же смешанный характер имеет и культура этих народов, причем не только в позднейшее время, но уже в эпоху до монгольского нашествия.
Вместе с тем однако следует самым решительным образом подчеркнуть, что вопрос о тождестве в прошлом чувашского и булгарского языков или об их диалектических различиях имеет самостоятельное значение. Нельзя смешивать язык и культуру, и тем более язык и расовое происхождение данного народа. Народ, носитель языка, может претерпеть глубокие изменения в этническом составе, в своем общественном строе и в своей культуре, но язык в основном может остаться тот же. Это касается и тех случаев, когда население какой-либо страны восприняло язык другого народа. Если предки чуваш, коренные жители Поволжья, как входившие в состав булгарского государства, так и жившие вне его пределов, утратили свой (финский ) язык и восприняли язык пришлых завоевателей булгар, то в результате этого, хотя ОНИ САМИ (предки современных чуваш) и НЕ СДЕЛАЛИСЬ БУЛГАРАМИ , они все же начали говорить на настоящем булгарском языке
Цитата :
Точно также, после того как ОСНОВНАЯ МАССА населения Булгарского
царства в результате усиления здесь кыпчакского цемента стала говорить
па татарском языке, этот язык должен рассматриваться как язык
кыпчакско-татарской группы независимо от того, что его носители являются
по своему происхождению коренным населением Поволжья, лишь отчасти смешанным с пришельцами( с ордынцами)."
Основная масса Булгарского царства-это волжские болгары .
Предки мишар(мещерские казаки) не участвовали в штурме Казани..Также не было у них боестолкновений с казанцами вне Казани
Мишари могли выставить 10-15 тыс воинов , но выставили всего 2,5 тыс чел.
Не надо забывать что часть казанцев-суасов выступила на стороне Ивана 4 .
Сколько их было- пока точно известно .
Вот как например описывает результаты битвы на реке Куре между МОНГОЛАМИ Берке и Хулагу. Ибн Васил со слов Берке:
"Да посрамит Аллах этого, погубившего МОНГОЛОВ мечами МОНГОЛОВ ".
Ибн Касир передает слова монгола -чингизида Берке: "Грустно мне, что МОНГОЛЫ убивают друг друга, но что придумать против того, кто изменил ясе Чингиз-хана
---------------------------------------------------------------------------
Мы видим что самоназвание монгол ----"МОНГОЛ"
Крым, Астрахань, Тюмень это города. А Крымское, Астраханское, Сибирское ханства не имеют отношения к казанским татарам. В Казанском ханстве основное местное население были чуваши (потомки булгар) и финно-угры. Ордынской была только элита, которая была уничтожена русскими или разбежалась в другие ханства. А черное наеление - чуваши и финно-угры остались. Этих чувашей и часть финно-угров русские потом включили в сословие "ясачные татары" созданным в казанском Поволжье в конце 17 века.
--------------------------------------------------------------------
До 18 века чувашами(чювашой ,суасами) называли предков казанских татар .
Предков современных чуваш до 18 века называли горными черемисами
Чюваша до 18 века для русского-это Мусульманин.Вот всех селах Заказанья (левый берег Волги и правый Камы ) проживали чюваши-Мусульмане .Там не было ни одного села ,населенное Мусульманами , где бы НЕ ПРОЖИВАЛИ чюваши (суасы)..
Чюваш,(суас) , которого верстали на службу , назывался уже СЛУЖИЛЫМ ТАТАРИНОМ .
"Служилый татарин" до 18 века -это название СОСЛОВИЯ для Мусульман. .
Им мог стать суас(чюваш) или человек другого происхождения , но Мусульманин.