Фотомарафон «100-летие ТАССР»: группа сотрудниц ТатЦИКа и СНК АТССР 8 марта 1929 года

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 29-я

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: группа сотрудниц ТатЦИКа и СНК АТССР 8 марта 1929 года

В Советской Татарии, как и по всей Советской России, а позже — и по всему СССР, пытались сделать женщину полноправным членом общества. Но получалось неловко и не сразу.

Надо сказать, что до революции мусульманки Татарии были самыми эмансипированными во всей царской России. Им дозволялось учиться, образование девочкам давали и дома, и в специальных школах. Городские татарки модно одевались, могли заниматься общественной деятельностью.

Девушки-татарки, фото из ателье между 1905—1910 гг.

Но, конечно, степень закрепощенности женщины, особенно из бедной семьи, была огромной. Да и богатые татарки, даже будучи образованными и деятельными, все равно слепо подчинялись родителям: например, не могли выходить замуж без их дозволения, а на свадьбе до начала 1920-х годов не имели права сидеть за одним столом с мужчинами.

После того, как по молодой Татреспублике прокатилась война, стало, что называется, «не до жиру». Женщин вовсю привлекали к общественным работам, а советская власть провозгласила равенство полов во всех сферах жизни.

Комсомолки 1920-х гг. Объединенно-Слободского РКСМ города Казани. Фото: Национальный архив РТ

Женщины вынуждены были работать, чтоб прокормить своих детей: в годы войны многие из них остались без мужей. В городе они были заняты в текстильной и пищевой промышленности, продавали продукты, работали в прачечных и швейных мастерских, мыли посуду и готовили пищу, ухаживали за детьми и за больными в лечебницах. Женский рабочий день в то время составлял около 14 часов, причем оплачивалось только восемь. Весь остальной труд с нее никто не снимал. Мало было тех сфер, в которых не работали бы женщины. Их активно привлекали к общественной деятельности, они вступали в комсомол и в партию, участвовали в выборах.

Но до полного освобождения было далеко: общество все еще продолжало рассматривать женщину как некоего рода товар. В условиях тотальной безработицы середины 1920-х годов предприятия старались брать на работу здоровых мужчин, чтобы не платить декретных или больничных более слабым в физическом отношении женщинам. Низкая квалификация работниц тоже не очень способствовала их трудоустройству. Поэтому буйным цветом среди нечистоплотных чиновников расцветала «торговля рабочими местами», когда девушки получали работу в обмен на собственное тело. Об этом писала и пресса тех лет, есть и архивные документы, свидетельствовавшие об этом.

К концу 1920-х ситуация начала выправляться: сокращения работниц прекратились, ликбез принес свои плоды, выросла квалификация женщин в целом и почти встала на ноги система детских садов и яслей.

Людмила Губаева
Справка

За помощь в подготовке материала редакция благодарит Государственный архив РТ.

Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru.

ОбществоИстория Татарстан
комментарии 15

комментарии

  • Анонимно 16 сен
    Замечательные фотографии, чудесные, великолепные, будящие воображения и ассоциации.

    Ну наконец-то появились в фото-проекте женщины - "новые" женщины, сконструированные марксистами.

    Правда фотографий полу-голых комсомолок 1920-х годов, которые проповедовали спортивный образ жизни, а в основном "свободную любовь" мы так и не увидели - а они ведь производили фурор на улицах Казани, Москвы, Ленинграда, больших и малых городов, сёл и деревень Красной России.

    Именно женщины были использованы международными марксистами-террористами, как таран, для разрушения старого быта и традиций и создания "нового быта" - марксистско-коммунистического.

    Впрочем не одни марксисты использовали женщин для разрушения старого и создания "нового" - вспомним хотя бы Библейскую Еву и её руководя - падшего и "восставшего против Б-га ангела (сатану) в виде Змия.
    И наивный Адам должен был покориться воле Евы и сатаны...

    Есть что обсудить мужикам в понедельник с утра 16 сентября 2019 года по одному из многочисленных календарей (лето-счислений) , принятых на планете Земля.

    Кстати, международные марксисты-террористы во главе с Лениным и Троцким, захватившие в 1917 году власть в самой большой стране планеты Земля, тоже ведь вводили свой "красный" календарь, где первый день первого года новой марксистской эпохи начинался с дня рождения Троцкого?
    Ответить
  • Анонимно 16 сен
    Красивые девушки, круглолицые
    Ответить
    Анонимно 16 сен
    Ну такое
    Ответить
    Анонимно 16 сен
    Это ваш вкус "ну такое"
    Ответить
  • Анонимно 16 сен
    Грустно мне от этих фотографий. Очень
    Ответить
    Анонимно 16 сен
    Выражение лиц у мусульманок на до-революционной фотографии добрые, ласковые, умиротворённый.

    У комсомолок 1920-х годов выражение лиц жёсткое, властное, высокомерное.

    А прошло ведь только 20 лет и такие разительные перемены с женщинами.
    С мужчинами произошло тоже самое.
    Ответить
  • Анонимно 16 сен
    По ссылке интересная статья Лилии Габдрафиковой:
    "В начале XX века татарки были, пожалуй, наиболее эмансипированными среди всех мусульманок России. Именно они работали врачами, учителями, артистками на Кавказе и в Средней Азии, стали вдохновляющим примером для мусульманок этих регионов. И даже в начале 1930-х годов для работы врачом во дворце короля Саудовской Аравии по предложению Наркомата здравоохранения СССР направили гинеколога Амину Алимбекову. Все это было плодом той большой работы по разрешению «женского вопроса», проведенной в татарском обществе задолго до революционного 1917 года.
    Во многом феминизм татарок был обусловлен желанием самих мужчин видеть рядом с собой образованных и самостоятельных женщин, достойных представительниц татарской нации."
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/25438
    Ответить
  • Анонимно 16 сен
    Интересный марафон
    Ответить
    Анонимно 16 сен
    Чрезвычайно интересный - с помощью фотографий переносишься на многие десятилетия назад, ощущаешь себя участником тех исторических событий.
    Спасибо уважаемым автору и РВ.
    Ответить
  • Анонимно 16 сен
    А когда расскажете как казанские татары 100 лет назад приняли этноним "татар", как шли споры по этому поводу у казанской интеллигенции. Основне направления и сторонники разных этнонимов.

    Ведь ещё в 1903 году Г. Ахмеров писал:

    "Казанские же татары, называя себя по вере мусульманами или по происхождению булгарами, не уважают для себя названия «татарин». Бранясь между собою, называют друг друга «татар». У них часто можно слышать выражения: «минь татар тугил, мосольман» (я не татарин, а мусульманин), «татар динсёз диган суз» (слово татарин значит: человек без веры, язычник). Есть у них и поговорки, обращенные к татарам же, напр., «татар барда хатар бар» (где татарин, там опасность). «Татар тура булса чабатасын турга иларь» (сделавшись начальником, татарин повесит свои лапти в зале (главной комнате) и т. д."
    Ответить
    Анонимно 16 сен
    Любой народ может выбирать себе в качестве самоназвания
    любой этноним.
    Но историю его принятия надо, конечно, же знать.
    Только и всего.
    Ответить
  • Анонимно 16 сен
    Ну и мода была раньше:D
    Ответить
    Анонимно 16 сен
    Нормальная мода - для женщин всё к лицу.

    Шапки-шляпки у комсомолок, похожие на шлемы, были в моде у казанских модниц лет 5 назад.
    Ответить
  • Анонимно 16 сен
    "Надо сказать, что до революции мусульманки Татарии были самыми эмансипированными во всей царской России".
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/151624-fotomarafon-100-letie-tassr-chast-29-ya

    Из Википедии:

    "Эмансипа́ция (лат. emancipatio) — отказ от различного рода социальных зависимостей, в том числе детей от родителей, женщин от мужчин, мужчин от женщин, прекращение действия ограничений, приобретение адекватных прав и обязанностей.
    Само это слово происходит от латинского глагола emancipare — освобождать ребёнка от родительской власти, в более широком смысле — отказываться от каких-либо полномочий или прав собственности, причём формально эти полномочия и права не уничтожались, а передавались другому лицу, и эмансипированный таким образом обретал не свободу, а нового властителя".

    Освобождение от зависимости женщины от мужчины, мужчины от женщины... - сильно сказано...

    Что, будут фотографии геев и лесбиянок, которые полностью "эмансипировались", отказались от старых "зависимостей"?

    А почему бы и нет? - памятник гею уже давно стоит в Казани - при жизни он был полностью не зависим от женщин.

    Правда в Википедии сказано, что "эмансипированный таким образом обретал не свободу, а нового властителя" (да, у упомянутого гея был при жизни друг, которого он ревновал и был от него зависим во всех отношениях).

    Освободились женщины от этих ненавистных им мужчин, но приобрели автоматически нового властителя.
    Кого?
    Коммунистическое государство, которое заставило женщин добывать "кусок хлеба в поте лица" и взяло контроль над рождаемостью, над продолжением рода?

    Гейство и лесбиянство - это что, оказывается тоже не-свобода, тоже зависимость?
    А нам во времена "перестройки" 1980-х годов говорили, что это полная свобода...

    Так что же все-таки произошло с женщинами (и мужчинами) в 1920-е годы - от кого они "освободились" и кому "поработились"?

    Комсомолки-то на фотографии 1920-х годов уверены, что они самые свободные женщины на планете Земля - такие у них выражения лиц.
    Ответить
  • Анонимно 17 сен
    "Фотомарафон «100-летие ТАССР»: группа сотрудниц ТатЦИКа и СНК АТССР 8 марта 1929 года"
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/151624-fotomarafon-100-letie-tassr-chast-29-ya

    Из Википедии:
    "В 1909 году Социалистическая партия Америки объявила национальный женский день, который отмечался вплоть до 1913 года в последнее воскресенье февраля. В 1909 году это было 28 февраля. Позднее, в 1910 году, делегатки из США прибыли в Копенгаген на Вторую Международную Конференцию женщин-социалисток, где встретились с известной коммунисткой Кларой Цеткин.
    Немка Клара Цеткин в 1910 году, на Второй Международной социалистической женской конференции, проходившей в Копенгагене 27 августа в рамках Восьмого конгресса Второго Интернационала, предложила учредить международный женский день. Имелось в виду, что в этот день женщины будут устраивать митинги и шествия, привлекая общественность к своим проблемам.

    Клара Цеткин и Роза Люксембург, август 1910 года
    В 1911 году первый Международный женский день отмечался в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии 19 марта, по предложению члена Центрального комитета Социал-демократической партии Германии Елены Гринберг, в ознаменование Мартовской революции 1848 года в Пруссии".

    "Революцию" 1848 года в Пруссии любили "праздновать" и мужики в СССР.

    Правда, почему-то, в самой Пруссии не знают празднуют эту революцию 1848 года.

    Любили "отмечать" мужики в СССР и "взятие тюрьмы Бастилии" во Франции в Париже.

    И вообще в СССР, что ни день - то был "революционный" праздник и надо выходить работать на бесплатный "субботник".
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров