Фотомарафон «100-летие ТАССР»: перепись населения 1926 года в татарской семье

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 20-я

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: перепись населения 1926 года в татарской семье Фото: из фондов Национального музея РТ

17 декабря 1926 года в СССР прошла Всесоюзная перепись населения.

По данным статистики, к 1 января 1926 года в республике проживали 2 942 875 человек. Эта цифра может быть некорректной: методы учета населения были несовершенны.

Статистические данные о населении Татреспублики на 1 января 1926 года. Фото предоставлено Национальным архивом РТ.

17 декабря 1926 года была проведена первая Всесоюзная перепись населения СССР. Она охватила все регионы страны, включая Татреспублику. По домам и квартирам жителей республики ходили специально обученные переписчики, которых перед этим тщательно инструктировали и обучали.

Людей переписывали с помощью опросника из 14 пунктов: пол, возраст, народность, родной язык, место рождения, продолжительность проживания в месте переписи, семейное положение, грамотность, физические недостатки, психическое здоровье, основной вид занятости, отрасль труда, для безработных — продолжительность безработицы и прежнее занятие, источник средств к существованию.

В Татарии, по данным переписи, в конце 1926 года проживали 2 593 779 человек: 1 263 383 — татары (из них 99 041 кряшены), 1 118 834 — русские. В республике также были обнаружены 27 грузин, 20 корейцев, по одному турку и арабу. Казань стала 13-м городом в стране по численности населения: в ней насчитали 179 023 жителя.

Возможно, разрыв почти в 400 тысяч человек по сравнению с данными 11-месячной давности связан как раз с несовершенством методов учета. Понятно, что перепись охватила не всех жителей, но общую статистическую картину она все же выявила. Это было первое подробное демографическое исследование в молодой стране. Впоследствии Всесоюзные переписи повторялись в 1937, 1939, 1959, 1970, 1979 и 1989 годах.

Людмила Губаева
Справка

За помощь в подготовке материала редакция благодарит Национальный музей Республики Татарстан и Государственный архив РТ.

Мы будем рады помощи наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru.

ОбществоИстория Татарстан
комментарии 5

комментарии

  • Анонимно 07 сен
    Интереснейшие фотографии и статистические данные.
    Спасибо.
    Ответить
  • Анонимно 07 сен
    Сразу видно, что фотография храниться или в музее, или в архиве (государственных или частных, в данном случае мы знаем - в НМ РТ или ГА РТ), о чём свидетельствуют надписи на обороте фотогрфии.
    Справа зеркальное изображение года - "1926 г.", а слева по всей видимости № учёта "126" - а может неудачное написание года.

    Фотография "постановочная" - тем и ценна, запечатлелось больше характерных "деталей" и самое главное отражает менталитет "постановщиков" и невольных "актёров".

    Запечатлена сельская мусульманская семья - бабушка, мама и сын.
    Посередине переписчик с блокнотом и карандашом в руках.

    "Хозяина" нет - погиб в 1-ю Мировую или Гражданскую войну, умер от голода или уехал на заработки в Донбасс на угольные шахты?

    семья не бедствует - сын очень полный, даже не характерно для тех времён, женщины тоже полные.
    На столе все приметы "зажиточной" жизни - самовар, заварочный чайник, чашки и блюдца, последние не расставлены, что также свидетельствует о "постановочности" "композиции".
    В руках у мальчишки гармонь - он явно гордится обладанием ею.
    Женщины одеты скромно, как и полагается мусульманкам перед посторонним мужчиной.
    На печи стоит кумган, чтобы вода была всегда теплой.
    О зажиточности семьи свидетельствуют и стулья, краешек виден под пожилой женщиной.
    Изба разделена матерчатой перегородкой, она раздвинута, за ней женская половина, вход (и даже взгляд) на которую посторонним запрещен.
    На переднем плане, на столе лежит огромный нож - повседневное орудие труда любой деревенской женщины, используется для приготовление пищи семье и скотине, предмет особой заботы.
    И это только часть огромной информации заключённой в одной фотографии, одном фотодокументе - можно проанализировать каждого из изображенных на фотографии в 1926 году и всю обстановку дома подетально - в этом и заключается вся историческая значимость запечатленных с помощью техники моментов повседневной жизни.

    Огромное спасибо уважаемым автору и РВ за великолепный во всех планах проект.


    Ответить
    Анонимно 07 сен
    Конфорка самовара, куда ставят заварной чайник, лежит отдельно на столе. Похоже не успели растопить самовар. Самое удивительное, хлебные крошки на столе, что недопустимо в мусульманских семьях. И еще кусочек чего-то на переднем плане.
    Ответить
  • Анонимно 07 сен
    Перепись, когда в Татреспублике в один день исчезли башкиры, мишаре и типтяре. Официально. До этого башкир насчитывалось несколько сотен тысяч, мишарей и типтярей по несколько десятков тысяч.
    Ответить
    Анонимно 13 сен
    120 тыс. башкир вдруг по бумажке стали татарами. Кстати, многих ещё в 30-е годы расстреляли.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров