«Журналисты растрезвонили, что исламская академия открывается, а мы только готовим определенную почву...»

Мусульманское учебное заведение, толчком к созданию которого послужило данное Путиным «добро», пока открывет первые курсы для имамов, и вопрос выбора ректора не стоит. О первых курсах в Булгарской исламской академии, обсуждении строительства учебного корпуса, отсутствии ректора и новых исламских образовательных программах корреспондент «Реального времени» пообщался с ректором Российского исламского института Рафиком Мухаметшиным на открытии Международного форума преподавателей мусульманских образовательных организаций.

Новые нормы для медресе, или как воспитать приверженцев традиционных исламских ценностей

Международный форум преподавателей мусульманских образовательных организаций, организованный ДУМ РТ, К(П)ФУ и Российским исламским институтом, стартовал сегодня в Казани. Форум проводится с 2011 года, и на нем в том числе обсуждаются вопросы правовой практики применения федерального законодательства в сфере исламского образования, детских мусульманских лагерей, курсов повышения квалификации преподавателей при мечетях.

Форум открылся пленарным заседанием, на котором выступили муфтий ДУМ РТ Камиль Самигуллин, заместитель муфтия РТ, ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин, заместитель муфтия РТ Ильдар Баязитов, заместитель муфтия РТ Рустам Хайруллин, председатель исполкома «Всемирного Конгресса Татар» Ринат Закиров и главный советник государственно-конфессиональных отношений Управления по взаимодействию с религиозными объединениями Департамента по внутренней политике аппарата президента РТ Айнур Султанов. Приняли участие в мероприятии и приглашенные гости из Марокко, Индии и ОАЭ, которые в рамках форума прочитают лекции.

Как рассказал Рафик Мухаметшин, система мусульманского образования в Татарстане и в целом в России переживает не очень простые времена, поскольку определенный этап уже пройден — этап становления основных институтов мусульманского образования.

— У нас работают «примечетские» курсы только в Татарстане, и более 30 тысяч человек посещают эти курсы. Потом у нас работают 9 медресе, исламский университет. В принципе, все этапы уже сформированы, и сейчас идет управление качеством. Ежегодно мы собираем и преподавателей примечетских курсов, чтобы они знали, что это очень важно. Потому что именно 30 тысяч человек только в Татарстане практически впервые у них получают первичное религиозное знание. Они начинают формирование мировоззренческих установок.

В целях улучшения качества образования в Татарстане 1 сентября были введены образовательные стандарты для медресе — это требования, программы, учебники, по которым будет проходить учебный процесс в средних образовательных учреждениях. Стандарты разрабатывали при участии самих медресе. Мухаметшин уверен, что без подобного взаимодействия невозможно выработать необходимые нормы.

— Без них мы не можем. Если пускать сверху — значит это будет уже мертворожденное дитя. Реализация этого стандарта должна быть согласована с самими субъектами. Только тогда, когда практически все было согласовано, Республика Татарстан его утвердила.

Сейчас также идет речь о подготовке религиозно-образовательного стандарта для российских вузов.

Как внедрить электронное образование и при этом не вырастить ИГИЛов и ваххабитов

Ректор Российского исламского института также напомнил об актуальности дистанционной формы обучения. В Российско-мусульманском университете дистанционное образование получают более 200 человек, в том числе из зарубежных стран, из стран СНГ. Анализируя опыт, спикер отмечает, что подобная форма образования, несмотря на ее актуальность, не всегда подходит для исламских институтов.

— Дистанционное образование — это будущее для системы образования, но когда мы говорим о религиозном образовании, здесь возникает очень много проблем. Например, не будем ли мы дистанционно обучать людей нетрадиционным религиозным ценностям? Не глядя в глаза и не беседуя, как мы можем выдать диплом государственного образца? С этой точки зрения мы пока запустили курсы по теологии и экономике, а сугубо религиозные предметы, скорее всего, дистанционно преподавать не будем. Потому что с людьми нужно работать индивидуально, чтобы потом нас не упрекнули в том, что мы пачками выпускаем ваххабитов или ИГИЛов, не дай бог. С этой точки зрения дистанционное образование, безусловно, перспективно, но по определенным направлениям, — пояснил Рафик Мухаметшин.

«Еще нельзя сказать, что это сама академия, мы готовим определенную почву»

Перед началом форума заместитель муфтия РТ, ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин рассказал «Реальному времени» и подробности столь обсуждаемого сейчас создания Булгарской исламской академии. По его словам, сегодня есть уже высшие мусульманские учебные заведения в Москве, Казани и Уфе, поэтому речь идет о том, как будет выстроена система поствузовского образования.

— Булгарская исламская академия — это многофункциональная система в нашем представлении: там будут проходить конференции, курсы. Сегодня уже журналисты растрезвонили, что исламская академия открывается чуть ли не 8 октября. 8 октября будет открытие курсов. Еще нельзя сказать, что это сама академия. Мы готовим определенную почву — это шестимесячные курсы, со всей России приезжают 30 имамов. Мы будем их учить основам ислама. Это турецкие очень хорошие апробированные программы, и к ним подключены крупнейшие исламские богословы. Это только первый этап, начало становления Булгарской исламской академии. Со временем это будет полноценная система поствузовского образования.

С людьми нужно работать индивидуально, чтобы потом нас не упрекнули в том, что мы пачками выпускаем ваххабитов или ИГИЛов, не дай бог. С этой точки зрения дистанционное образование, безусловно, перспективно, но по определенным направлениям

Занятия будут проходить в Булгаре, в комплексе при Белой мечети. В двух учебных корпусах есть вся необходимая материальная база для обучения. Также обсуждается строительство нового корпуса. Булгарская исламская академия не будет вписываться в классическую систему образования. Площадка академии станет многофункциональным местом, где будут проводиться как семинары, так и конференции. А со временем, возможно, появятся магистерские и докторские программы. После первых шестимесячных курсов планируется провести курсы по менеджменту для заместителей муфтиев, курсы по арабскому языку. Так они планируют наполнить год, в последствии, возможно, будут готовы магистерские программы и докторские программы, будет больше конференций, сессии союза исламских ученых. Кстати, первая конференция пройдет также 8 октября. Она будет посвящена богословским проблемам, и на ней ожидается участие зарубежных специалистов.

— Нужно время, чтобы академия выстроилась как полноценный научно-образовательный центр. Я думаю, пройдет еще год и два, когда можно будет сказать. А пока мы с реальных вещей начинаем, — считает Мухаметшин.

Зарубежные лекторы и отсутствие ректора

Корреспондент «Реального времени» после появления информации в СМИ о возможных кандидатурах на должность ректора нового учебного заведения также уточнил у ректора Российского исламского института, действительно ли, возглавить академию может профессор Иорданского университета, шейх Абдул Разак Альсагди. Рафик Мухаметшин эту информацию опроверг, рассказав нашему изданию, что шейха Абдул Разака Альсагди рассматривают только в качестве преподавателя, но не ректора учебного заведения.

— Мы пока туда подбираем людей, которые будут работать со слушателями. Речи не идет о том, что он будет ректором исламской академии. Сейчас проходит процесс согласования, возможно, он приедет в качестве одного из кураторов, преподавателей для обмена опытом. Мы должны использовать международный опыт, но тут речь идет о том, что мы находимся в российском правовом образовательном пространстве. Поэтому человек, который не в теме, может только поделиться зарубежными опытом, а выстраивать нашу образовательную и правовую систему надо зная проблемы изнутри.

По его словам, вопрос о том, кто же встанет во главе Булгарской исламской академии, пока не обсуждается, так как требуется время, чтобы организовать образовательный процесс в учебном заведении. Зато уже сейчас известно, что преподавать там будут в первую очередь зарубежные специалисты, так как отечественные доступны и в высших мусульманских образовательных учреждениях.

На вопрос, рассматривается ли впоследствии создание и в Казани исламской академии, Мухаметшин ответил довольно определенно: пока об этом речи нет.

— В данном случае нет такой необходимости, потому что есть Российский исламский университет, который выполняет свои функции, он один из самых, может быть, первичных учебных заведений. Сегодня речь идет не о создании конкурента, это тоже будет накладно, речь идет о создании следующего этапа. Мы должны еще Булгарскую исламскую академию поднимать, а там видно будет, может быть, и в Казани появится.

1/31
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
Мария Горожанинова, фото Максима Платонова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров