«Штанга не убавляет женственности!»: учительница из Балахны поменяла свою жизнь поднятием тяжестей

Путь от школьной доски к тяжелоатлетическому помосту занял 7 лет

Жизнь дарит различные шансы, если не смотреть на нее зашоренным взглядом. 18-летняя студентка из Балахны (Нижегородская область) Елизавета Садурдинова познакомилась с тяжелой атлетикой, когда случайно зашла в спортзал. А в 2013 году она приехала в Казань, где перед Универсиадой проходил чемпионат России. Всего у нашей героини было по три чемпионата и Кубка России, в которых она участвовала, будучи… практикующим учителем истории. Подробности — в интервью штангистки «Реальному времени».

«У нас было только два хороших грифа. И, естественно, оба мужские»

— Елизавета, наша знаменитая в прошлом штангистка Светлана Шимкова из Бугульмы на вопрос, как женщины приходят в тяжелую атлетику, дала мне простой ответ: «Работы нет в провинции, вот и идут люди в спорт». У вас же работа есть, и вдруг появилось занятие совершенно «из другой отрасли». Как вы пришли в тяжелую атлетику?

— Совершенно случайно. Как-то, когда мне было еще 18 лет, зашла в спортзал в Балахне и увидела тренировку штангистов. Совершенно не понимала, что происходит, но все очень нравилось. Спросила: «А что вы тут делаете? Это тяжелая атлетика? А научите меня!» Все просто, это уже потом появился азарт, начали расти поднятые веса. Хотя тренироваться приходилось в старом подвале с облезлыми стенами и ржавыми штангами. Это проблема с эстетической точки зрения, а была еще и другая. У нас было только два хороших грифа на всех штангистов, и, естественно, оба мужские.

— Боюсь, не все читатели поймут слова о женском грифе на штанге.

— Мужской гриф толстый, подходит для больших мужских рук, а женский и легче — не 20, а 15 кг, и, самое главное, тоньше и спокойно «ложится» в руку. Такой гриф я видела только на соревнованиях или во время тренировок, на которые ездила в другой город.

— Зачастую штангисты перед подходом надевают еще и пояс…

— Его надевают по желанию, таким образом просто страхуются от травм спины. Лично мне пояс помогал.

— Первый ваш чемпионат России состоялся в 2013 году в Казани, готовящейся к проведению летней Универсиады. Вас командировали или приехали на свои?

— На самом деле первые мои крупные соревнования прошли в Новочебоксарске — это были зональные соревнования ПФО. Но сам чемпионат мало запомнился, я тогда сильно заболела.

А в Казань меня командировала федерация тяжелой атлетики Нижегородской области, президент которой, Петр Александрович Кальмин, всегда помогал. Было страшно и жутко интересно. Конечно, переполняла гордость, что выступаю на соревнованиях такого уровня. С некоторыми спортсменками я там подружилась.

В Казань меня командировала федерация тяжелой атлетики Нижегородской области, президент которой, Петр Александрович Кальмин, всегда помогал. Было страшно и жутко интересно. Конечно, переполняла гордость, что выступаю на соревнованиях такого уровня

«Последние три года сама оплачивала и тренировки, и поездки на соревнования»

И как удалось вырваться с работы?

— Был конец мая, учебный год уже закончился. Что касается работы, то и коллеги, и ученики всегда знали о моей спортивной деятельности. Коллеги поддерживали, ученикам тоже нравилось, что их учитель спортсменка. Семья всегда поддерживала, но и переживали тоже. Начальство на последнем месте работы, где я работаю уже 7 лет, всегда безоговорочно отпускало на соревнования. Директор моей школы Виктор Константинович Донцов — замечательный человек, спасибо ему за поддержку.

Увы, только руководство спорткомитета города, за который я выступала, последние годы никак не поддерживало, открыто заявляя: «У нас нет тяжелой атлетики». Последние 5 лет даже не поздравляли с Днем физкультурника. Конечно, это очень обидно с моральной точки зрения.

— А с материальной?

— Последние 3 года спортивной карьеры я и за тренировки платила, и поездки на областные соревнования осуществляла за свой счет. Но это компенсировалось самими поездками на соревнования, которые всегда были очень веселыми. Команда нашей области — это веселые и классные ребята, с которыми мы любили погулять по городу, в который приезжали. Пару раз мне удалось затащить наших спортсменок с собой в музей, помню наш спонтанный поход в музей Ленина в Ульяновске. Всем очень понравилось.

— Раз уж мы плавно перешли к теме краеведения, скажите пару слов о вашей родной Балахне.

— Это тихий провинциальный городок с древней историей на берегу Волги, но, к сожалению, в последние годы он прославился тем, что бывшие главы города оказываются в федеральном розыске. Последние несколько лет в городе происходило много ужасных вещей, связанных с коррупцией и злоупотреблением должностными полномочиями.

— Судя по отчеству и фамилии — Елизавета Мансуровна Садурдинова — ваши предки из нижегородских татар?

— Наполовину я татарка — по отцу, который воспитывался в детском доме, так что о его предках мы ничего не знаем. Но в Татарстан всегда приезжала с удовольствием и еще бы посетила вашу республику. У вас здорово!

«В нынешней «штанге» большинство спортсменок женственные»

— Балахна, Анжеро-Судженск, Зима, Кедровка, Ноябрьск, Тырныауз, Шелехов, поселки Каменоломня и Старая Торопа и так далее. Это все города и местечки, откуда родом наши штангистки. Напрашивается вывод, что тяжелая атлетика — это вид спорта для провинциалок.

— Не согласна! Тяжелая атлетика и кроссфит, содержащий элементы тяжелой атлетики, популярны и в крупных городах, так что у нас спорт массовый. Другое дело, что не очень популярный у болельщиков. Не знаю, чем это объяснить. Зачастую на соревнованиях, где выступали спортсмены самого высокого уровня, включая чемпионов мира, были пустые трибуны. Мало в каких городах встречала полные залы. Хотя вид спорта у нас зрелищный, красивый. Только на одних соревнованиях было много зрителей, когда после каждого успешного подхода зал аплодировал, а это здорово подстегивает и придает сил.

Тяжелая атлетика и кроссфит, содержащий элементы тяжелой атлетики, популярны и в крупных городах, так что у нас спорт массовый. Другое дело, что не очень популярный у болельщиков. Не знаю, чем это объяснить

— Раньше я был против женской тяжелой атлетики, поскольку основная масса спортсменок выглядела очень уж мужиковато. Сейчас же, глядя на ваших коллег, прямо скажу, поменял мнение о женской штанге. Спортсменки внешне изменились в лучшую сторону, отсюда вопрос: как оставаться женственной, занимаясь «неженским» видом спорта?

— Я считаю, что штанга не отнимает женственности, если девушка изначально женственна. В обычной жизни встречаются разные девушки: и женственные, и не очень, и в штанге то же самое. Организм у всех разный, и бывает, что девочки от природы похожи на мальчиков, а занятия штангой только подчеркивают это.

Но, на мой взгляд, в нынешней штанге все же большинство спортсменок женственные. Со многими общаюсь до сих пор и дружу, веселые девочки… У меня всегда отношения с профессиональными спортсменками складывались хорошо, несмотря на то, что я немного из другого рода деятельности. Не исключаю, что многие занимаются спортом, имея другую профессию, точно сказать не могу. Но, знаю по себе, спорт требует огромного количества сил и времени, работать и тренироваться одновременно крайне тяжело. Пусть для любителей спорт это хобби, но «хобби», требующее огромных сил и вложений. Не все имеют возможность заниматься им на должном уровне, если обременены работой.

Хотя до 2015 года я сама чувствовала себя на уровне профессиональных штангисток, довольно часто выступая на соревнованиях. Один только 2015 год в этом плане был очень урожайным: чемпионат России (ПФО), Кубок и чемпионат России, по итогам которых дважды занимала четвертые места. Хотя это было не так просто. Дело в том, что ранее нашу группу бросил тренер, я тренировалась одна. Потом меня пригласил заниматься другой наставник — Юрий Алексеевич Королевич, которому пришлось практически учить меня заново. Очень ему благодарна и за это, и за первоначальный рост результатов.

Но потом результаты «встали». Еще в 2013 году в категории до 69 кг я подняла 168 кг (сумма толчка и рывка, прим. ред.) на Мемориале Бушуева в Балахне, но потом начали сказываться недостатки в технике. Мне даже пришлось ездить на консультации в другой город, Дзержинск, к опытному тренеру Петру Кальмину, меня консультировала действующая спортсменка Екатерина Катина из Нижнего Новгорода. Все это привело к тому, что в 2015 году я была готова к выполнению долгожданного норматива мастера спорта. Увы, перед стартом на чемпионате России в Старом Осколе так сильно отравилась, что в первом упражнении, толчке, подняла только 100 кг, и норматив мастера спорта не покорился. Надо признаться еще, что к тому времени у меня стремительно начал расти собственный вес, и за какие-то три-четыре года я набрала почти 90 кг.

Я считаю, что штанга не отнимает женственности, если девушка изначально женственна. В обычной жизни встречаются разные девушки: и женственные, и не очень, и в штанге то же самое

«Один урок на реформы Александра Второго — это смех»

— Есть же весовая категория свыше 90 килограммов, которая позволяла бы вам не сильно заморачиваться по поводу веса.

— Но я-то выступала в весе свыше 75. Для меня гонять вес — это ужас! Проблемы с ним решаются так же, как и у всех: баня, диета. Плюс усиленные тренировки. В последние годы в этом плане у меня был жесткий режим: после работы бегом домой, там минут 40 на обед и отдых, во время которого я даже научилась отключаться минут на 15—20 для восстановления сил. Потом тренировка, после которой бежала в детский садик за дочерью.

Я ее родила в 2016 году, причем в декретный отпуск ушла сразу после чемпионата России. И уже через 2 недели после ее рождения вернулась в спортзал, очень хотелось тренироваться. Естественно, не успела набрать нужную форму, и на Кубке России 2017 года, кстати, в вашем Зеленодольске, спустя восемь месяцев после рождения дочери, подняла в сумме только 158. Зато на чемпионате ПФО в 2017-м стала третьей со 183 кг, а через год выиграла чемпионат Приволжья с суммой 188 кг.

Последний старт пришелся на чемпионат России в Ростове-на-Дону в 2018 году, где подняла, если не изменяет память, 168 или 170 кг, и финишировала пятой. Была готова на большее, но сильно переволновалась.

— Вы учительница. Когда директор школы заходит в ваш класс, чтобы попросить пару мальчиков покрепче, чтобы перенести мебель, идут два мальчика покрепче, или вы сами решаете проблему?

— Ну уж нет. Я поднимаю штангу в зале, а вот в жизни пусть мужчины носят тяжести. Ни за что не предложу свою помощь в этом (улыбается). Гендерные роли должны соблюдаться! Так что, если приглашают мальчиков, то идут мальчики! Когда заходили такие разговоры в спортзале, я всегда шутила: «Не женское это дело — тяжести таскать!»

Я поднимаю штангу в зале, а вот в жизни пусть мужчины носят тяжести. Ни за что не предложу свою помощь в этом. Гендерные роли должны соблюдаться!

— Как учитель истории, что вы может сказать о нынешнем преподавании этого предмета? Лично у меня складывается впечатление, что сейчас просто не знают, как его преподавать, как интерпретировать те или иные события.

— С историей, конечно, все непросто. Я безумно люблю эту науку, но главная проблема не в том, что учителя не знают, как ее преподавать, и не в том, что ребята часто ленятся и не хотят учить, а в том, как научить хоть чему-то за один-два урока в неделю. Любой учитель знает, как преподнести материал, в изучении которого можно рассмотреть и разные версии, и разные точки зрения, но времени на это нет. Разве можно изучить такую тему, как Великая Отечественная война, за шесть уроков? Или реформы Александра Второго за один урок? Это же смех!

Джаудат Абдуллин, фото vk.com
Спорт

Новости партнеров