Производителям шин поставили «пилот» по маркировке на паузу

Участников рынка сдерживает выбор технологий идентификации, цена вопроса достигает десятков миллионов долларов

Производителям шин поставили «пилот» по маркировке на паузу Фото: Ринат Назметдинов (открытие форума автомобилестроения TIAF - 2019)

Сегодня в России стартует пилотный эксперимент по маркировке шин и покрышек. Инициатива исходила от самих производителей, уверяет оператор проекта — ЦПРТ. Цель проекта — отслеживать движение товара и препятствовать обороту контрафакта. Лидеры рынка еще весной заявили о намерении участвовать в эксперименте, однако накануне запуска некоторые компании вынуждены были взять паузу. В причинах разбиралось «Реальное время».

Каждой шине по коду

Пилотный проект по маркировке шин и покрышек в России реализуют с 20 июня по 30 ноября — сроки определило правительство России. Оператором пилота выступит «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ).

Сама маркировка шин вводится в целях противодействия обороту контрафактной продукции в стране. Эксперимент же призван подготовить участников отрасли к переходу в обязательный режим маркировки покрышек, который стартует с 1 декабря этого года. Перечень товаров, подлежащих этой процедуре, утвердили в правительстве РФ еще в марте. Среди первой группы из 10 категорий есть и автомобильные шины.

В Минпромторге, который стал координатором системы товарной маркировки, пояснили: каждая шина получит собственный код. Все сведения будут храниться в единой системе данных. Для защиты кодов применят отечественные криптографические технологии. За нормативно-правовое регулирование отношений отвечает Минфин, а работу оператора контролирует Минсвязи РФ.

Весной этого года несколько ведущих российских производителей шин заявили о намерении участвовать в эксперименте по маркировке своей продукции. Ряд предприятий планировали провести на своих производственных площадках мероприятия по апробации всех доступных технологий маркировки и использования различных альтернативных средств идентификации: этикеток с двухмерным штрихкодом, гравировки, RFID-меток. Пионеры «пилота» надеялись, что их опыт будет полезен и другим участникам отрасли для эффективного перехода к обязательной маркировке. В ходе пилотного проекта планировалось найти оптимальное решение для маркировки шин, которое не удорожит продукцию. В ЦПРТ же добавляли, что провели лабораторные испытания всех перспективных методов маркировки: этикетирование с использованием DataMatrix кода, применение RFID-чипа, прямое нанесение.

Каждая шина получит собственный код. Все сведения будут храниться в единой системе данных. Для защиты кодов применят отечественные криптографические технологии. Фото Максима Платонова

Шинники берут паузу

Однако в день запуска пилотного проекта по маркировке шин в России (20 июня) несколько производителей шин сообщили, что пока не будут участвовать в пилоте по ряду причин. Основная — сводилась к тому, что шинники хотят дождаться разработки подробной программы проведения эксперимента: как в части выбора технологии маркировки и алгоритма действий, так и в части затрат. Пока неясно, за чей счет и какие технические задачи должны решаться в процессе. До получения исчерпывающего ответа вынуждены взять паузу, пояснил «Реальному времени» источник в одной из компаний-производителей.

Озвученные вопросы поднимали и на недавнем совещании в Минпромторге России. Обсуждали две альтернативные технологии маркировки шин: этикетирование с использованием DataMatrix кода и применение RFID-чипа (радиочастотные метки). Второй вариант предполагает разные способы использования радиочастотных меток — их можно как прикреплять к шине, так и внедрять в саму структуру изделия. Однако затраты по данной технологии выльются в круглую сумму для заводов по сравнению с использованием технологии этикеток. Одна RFID-метка стоит около доллара. Если прибавить к ней количество выпускаемых шин, а у лидеров рынка годовые объемы производства превышают 10 млн штук в год, выйдет не менее $10 млн. Еще половина этой суммы уйдет на закупку оборудования, например, радиочастотные сканеры, и еще столько же понадобится для интеграции нового продукта. Таким образом, затраты на маркировку продукции с применением RFID-чипа могут достигать десятков миллионов долларов. Второй способ — использование этикеток на шинах, менее затратный и, несомненно, выйдет дешевле. Так что обеспокоенность представителей шинного бизнеса выбором технологии маркировки вполне можно понять.

Без ответа остается и вопрос объемов поставок автопроизводителям, потому что маркированные шины по сути — новый продукт на рынке. Перспектива дальнейшего сотрудничества шинников с оператором программы будет зависеть от разработки программы эксперимента.

ЦПРТ: «Мы отработаем все базовые вопросы, включая метод маркировки»

Оператором пилота выступает не сам ЦПРТ, а его дочерняя компания «Оператор ЦРПТ», созданная для реализации единой национальной системы «Честный ЗНАК». Еще до запуска эксперимента на базе центра сформировали рабочую группу из числа производителей, импортеров, оптовых и розничных дистрибьюторов, как указано на сайте, «для проработки перспективных и применимых методов маркировки шинной продукции — лазерной гравировки, этикетирования, RFID-меток». В группе более 50 участников, которые готовят обследования производств. Также сообщается, что ЦРПТ ведет работу с интеграторами и производителями оборудования «с опытом работы с отраслевыми решениями, в том числе it».

Отсутствие алгоритма действий или программы эксперимента в ЦПРТ назвали «логичным, поскольку «пилот» еще не начался». Но заверили, что рабочая группа займется и этим вопросом:

— Пилотный проект по маркировке начнется 20 июня. На сайте «Честный ЗНАК» в разделе, посвященном маркировке шин, будет размещена форма подачи заявки для вступления в «пилот». Во время эксперимента совместно с участниками мы отработаем все базовые вопросы, включая метод маркировки. ЦРПТ проведен ряд тестов как по технологии RFID, так и по другим методам нанесения, каждый из них имеет свои плюсы и минусы. Окончательное решение в пользу применимых технологий будет принято в процессе эксперимента, — сообщили «Реальному времени» в пресс-службе ЦПРТ.

«На сайте «Честный ЗНАК» в разделе, посвященном маркировке шин, будет размещена форма подачи заявки для вступления в «пилот». Во время эксперимента совместно с участниками мы отработаем все базовые вопросы, включая метод маркировки», — пообещали в ЦРПТ. Фото честныйзнак.рф

В центре также добавили, что еще до запуска «пилота» проанализировали технические платформы участников рынка, чтобы использовать в рамках пилотного проекта оборудование и решения, которыми уже пользуются производители и импортеры для сокращения издержек. Большинство компаний уже используют этикетки, им достаточно будет лишь изменить макет и настроить собственные учетные системы на получение и включение в состав этикеток кодов маркировки, пояснили в ЦПРТ.

В релизе дополнительно указано, что пилотный проект поможет прослеживать движение товара, не вызвав удорожания конечной продукции и снизив долю нелегальных изделий на рынке. Эксперимент призван помочь отрасли эффективно перейти к обязательной маркировке, которая стартует 1 декабря 2019 года. В ЦПРТ добавили, что инициатива по маркировке шин изначально исходила от самих производителей шин, обеспокоенных «увеличением уровня незаконного оборота» и выразивших готовность участвовать в эксперименте, в частности компания «Кордиант». Однако, как выяснило «Реальное время», в АО «Кордиант» пока не подтверждают свое участие в «пилоте»:

— Вопрос участия в эксперименте носит конфиденциальный характер. На текущий момент комментариев предоставить не можем, — сообщили в компании «Реальному времени».

Зачем нужны RFID-метки и что ими маркируют?

Учредители Центра перспективных технологий через «дочку» холдинговой компании «ЮЭСЭМ» связаны с миллиардером Алишером Усмановым. Компания зарегистрирована в Москве в 2017 г., основной вид деятельности — разработка компьютерного программного обеспечения. На сайте указано, что центр создан для реализации глобальных проектов в цифровой экономике, формирует необходимую экспертную и технологическую инфраструктуру. В частности, на основе государственно-частного партнерства создает Единую национальную систему цифровой маркировки и прослеживания товаров — «Честный ЗНАК», а также национальный каталог товаров. Занимается разработкой цифровой платформы для беспрепятственного движения товаров через границы стран Евразийского союза. В ноябре 2018-го в ЦРПТ перешла система маркировки лекарств, с 1 марта 2019 г. — маркировка табачной продукции, с 1 июня — информационная система маркировки меховых изделий. Срок введения маркировки обуви и лекарств по программе высокозатратных нозологий — 1 июля 2019 года, для остальных групп товаров — 1 декабря 2019 года, для всех лекарств — 1 января 2020 года. Перечень первых 10 товарных групп, которые с этого года подлежат обязательной маркировке, утвержден 1 марта этого года распоряжением правительства России.

Кстати, впервые эксперимент электронной маркировки продукции RFID-метками (Radio Frequency IDentification) провели весной 2016 года на меховых изделиях. В августе практику распространили на территории стран ЕврАзЭС. Позднее радиочастотные метки использовали для медицинских препаратов. Чипы не только сохраняли информацию, но и передавали ее бесконтактным методом. Наличие меток подтверждает, что с товара в полном объеме уплатили все налоговые и таможенные платежи.

Впервые эксперимент электронной маркировки продукции RFID-метками (Radio Frequency IDentification) провели весной 2016 года на меховых изделиях. Фото price-etiketka.ru

Для маркировки шин RFID-технологии активно используют зарубежные компании. С их помощью известные мировые производители планируют создать эффективные системы мониторинга, которые помогут не только добиться экономии при эксплуатации, но и повысить безопасность на транспорте, в том числе пассажирском. Впрочем, широкое применение радиочастотных меток пока сдерживает цена вопроса, а также ряд организационных и технических сложностей.

Василя Ширшова
ПромышленностьМашиностроениеЭкономикаБизнес Татарстан
комментарии 9

комментарии

  • Анонимно 20 июня
    Стандарты союза возвращаются. Потихоньку всё маркируем
    Ответить
  • Анонимно 20 июня
    Наконец то, левых шин может не будет
    Ответить
    Анонимно 20 июня
    Будет, было и есть. Ну только наверное, под прилавком
    Ответить
    Анонимно 20 июня
    Каких левых шин?? Шины-высокотехнологичный продукт, там есть все маркировки, DOT, штрих коды. Как вообще можно подделать шину, не понимаю.
    Ответить
    Анонимно 20 июня
    Левые шины это отечественные и китайские. Цель маркировки-отсечь импорт, варить только тут, у кого есть заводы. Корейские дешевле отечественных, так быть не должно. Потом введут запретительные пошлины на импорт. И всё. А качество получим российское.
    Ответить
  • Анонимно 20 июня
    больше уверенности появляется в качестве товаров
    Ответить
  • Анонимно 20 июня
    Я думаю, нелегалы тоже научатся этот код срисовывать. Что им это стоит
    Ответить
  • Анонимно 20 июня
    Конкуренция уменьшится
    Ответить
  • Анонимно 20 июня
    Как дорого это внедрить. И наверное, очень сложно
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров