Мобильное приложение для ЧМ-2015: 27 тыс. скачиваний за 2 млн рублей

Официальное мобильное приложение чемпионата мира по водным видам спорта обошлось почти в 2 млн рублей. Ключевой функционал — инструмент планирования личного календаря мероприятий, управление перемещениями между объектами и составление графика пребывания на чемпионате. Как выяснило «Реальное время», спрос на приложение оказался почти вчетверо ниже того, на что рассчитывали его заказчики.

Не хватило бумажки и нет заказа

В начале февраля 2015 года АНО «Дирекция спортивных проектов» объявило тендер на оказание услуг по разработке официального мобильного приложения XVI чемпионата мира по водным видам спорта 2015 года в Казани. Стоимость договора указывалась в размере 2,3 млн рублей. Срок разработки — февраль-июнь.

Согласно техническому заданию, мобильное приложение должно было соответствовать требованиям по обеспечению гостей и участников XVI чемпионата мира по водным видам спорта 2015 года в Казани инструментом планирования личного календаря мероприятий, перемещения между объектами Универсиады, графика пребывания на чемпионате.

Всего на участие в тендере заявилось шесть разработчиков — ООО «Фирма «Агора-Трейд», ООО «Фьюжн», ИП Чекулаев Петр Алексеевич, ИП Маризов Михаил Михайлович, ООО «КРООТА» и ООО «Аусония». Два последних были отклонены комиссией из-за несоответствия предложения участника закупки на участие в конкурентном отборе.

Один из о финалистов конкурса Петр Чекулаев в беседе с корреспондентом «Реального времени» сообщил, что не выиграл в конкурсе только потому, что не предоставил необходимый документ. На вопрос о впечатлениях о существующем приложении Чекулаев ответил, что его не видел. «Могу сказать по опыту разработки приложений и сайтов, с первого раза ничего не будет идеальным. Чтобы приложение было идеальным, нужно время, чтобы дорабатывать недочеты», — отметил он. В итоге победу одержал ИП Маризов Михаил Михайлович с проектом за 1 990 000 рублей.

Как удалось выяснить, Михаил Маризов является соучредителем компании по разработке сайтов и мобильных приложений Robots Can Dream. Именно эта компания впоследствии и стала разработчиком мобильного приложения «Kazan 2015». Мы обратились в Robots Can Dream за комментариями, но руководитель и второй соучредитель компании Булат Ганиев отказался отвечать на вопросы, сославшись на соглашение с дирекцией о неразглашении информации, касающейся приложения. Маризов также является соучредителем ООО «Спотмейкерс». Последнее, к слову сказать, в мае выиграло тендер у АО «Особая экономическая зона «Иннополис» стоимостью 349 тыс. рублей на изготовление графического видеоролика.

Замах на рубль

Согласно официальному комментарию, предоставленному Дирекцией спортивных проектов, данное приложение позволило отслеживать расписание соревнований, используя интерактивный календарь, знакомиться с соревновательными и неспортивными объектами чемпионата и выбрать ближайшие остановки к ним и маршруты общественного транспорта, быть в курсе происходящего на чемпионате с помощью ленты новостей, просматривать фотоальбомы и видеосюжеты, узнать больше о стране-хозяйке и городе-организаторе чемпионата.

Однако приложение, стоившее 2 миллиона рублей, оказалось не то чтобы не востребованным, но вызвало спрос заметно меньший, чем заявленный масштаб ЧМ-2015: миллиарды потенциальных телезрителей, более 120 тысяч туристов, приехавших в Казань. В период чемпионата, по данным Дирекции спортивных проектов, его скачали более 27 тысяч раз: на базе iOS —13 962, на базе Android — 13 323. А замах был явно на большее. В конкурсной документации указывалось, что серверная часть мобильного приложения должна позволять обработать не менее 100 000 скачиваний одновременно. Такой заложенный потенциал оказался излишним.

Для сравнения, похожее приложение было создано и для Олимпийских игр в Сочи-2014. В первый же день олимпийских соревнований его скачало 450 000 пользователей. Всего с момента запуска приложения его установило более 1 500 000 пользователей iOS и более 500 000 пользователей Android. Правда, Олимпийские игры в мире спорта имеют, конечно же, куда больший вес, нежели чемпионат мира по водным видам спорта.

Не обновил приложение — остался без медального зачета и результатов

Для изучения качества приложения «Реальное время» ознакомилось с отзывами пользователей, в которых было указано на ряд недоработок, а именно: несвоевременное уведомление о результатах соревнований, несоответствие времени соревнований, отсутствие информации о медальных зачетах и др.

Представляем читателям подборку отзывов. Авторская грамматика и пунктуация сохранены.

ilmars Zile:

«Для чего это приложение? Пятый день чемпионата, а приложение пустое ни результатов, ни медалей...»

Dmitry Nichenko:

«Уже лучше. Наконец-то отображаются результаты и медальный зачет, НО расположение мест не учитывает одинаковое медалей у разных стран. К примеру на 9 месте находится две страны, а за ними на 10 месте идет другая страна, НО ФАКТИЧЕСКИ ОНА 11. Доработайте.

лев горелик:

»Стыдно! Информации минимум! Стыдно создавать такой пустой и сырой продукт. Информация обновляется крайне медленно. Есть же прецеденты хороших подобный приложений. Например, Баку 2015. Зачем было создавать плохой новый велосипед?

Геннадий Рыжиков:

«Ага появился. Медальный зачет. Ну уже у всех семь. Ну в конце наверное будут и результаты».

Фирзаня Хаусаинова:

«Ерунда! Полный отстой!!! Трансляцию не возможно смотреть!!! Нет результатов!!! Удалила сразу!!!»

Alexey Pakhomov:

Совершенно бесполезное. Трансляций нет. Медалей нет. Стыд и срам.

Настя Викторова:

«Спасибо! Приложение очень детализированное и удобное».

Значительная часть отзывов была связана с отсутствием live результатов и старт-листов в приложении, прокомментировали в Дирекции спортивных проектов. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

Размещение старт-листов и live результатов возможно только у официального хронометриста

«Реальное время» попросило прокомментировать отзывы пользователей. В Дирекции спортивных проектов заявили:

— Значительная часть отзывов была связана с отсутствием live результатов и старт-листов в приложении. Однако, согласно регламенту деятельности Международной федерации плавания (ФИНА), размещение старт-листов и live результатов допустимо исключительно на сайте официального хронометриста чемпионата omegatiming.com. Все прочие комментарии пользователей были доведены до исполнителя. По итогам произведенных разработчиком доработок вышло обновление приложения. Пользователям, которые установили приложение версии 1.0, система предложила обновить приложение. Те, кто этого не сделал, остались со старой версией без медального зачета и результатов. Комментарии пользователей по этому поводу отрабатывались в индивидуальном порядке путем информирования о необходимости обновления приложения.

«Успех развлекательного приложения начинается от 1 миллиона скачиваний»

Валерий Котелов, директор бизнес-центра портальных и мобильных решений «БАРС Груп», уверен: «При сегодняшнем уровне проникновения мобильного Интернета, мобильные приложения — это обязательный элемент коммуникации между потребителями и поставщиками информации, товаров и услуг. Мобильное приложение — это продавец-поставщик информации, который может взаимодействовать с клиентом 24 часа в сутки и все время находится рядом с клиентом, пока тот носит в кармане свой смартфон».

— К критериям успешности мобильного приложения можно отнести, во-первых, полезность информации. Мобильное приложение должно помогать. Если я живу в Казани, то мое мобильное приложение должно информировать меня о том, что происходит в моем городе, а что происходит в Бангладеш, я узнаю при помощи обычного поисковика. Во-вторых, оно должно быть удобным. Подачу самой востребованной информации можно раз и навсегда испортить нечитаемым шрифтом, неудачным расположением графических элементов и др. Третий критерий — мультиплатформенность. Здорово, когда солидное издание выпускает мобильное приложение под Blackberry, но хорошо бы учитывать пользователей более распространенных операционных систем — iOS, Android и Windows Phone. И четвертый критерий — доступность, поскольку мало кто будет пользоваться нужным, удобным и мультиплатформенным приложением, если оно стоит 500 долларов. В идеале мобильное приложение должно быть бесплатным и монетизироваться за счет дополнительных сервисов внутри него, — заявил Котелов «Реальному времени».

По его словам, на рынке фрилансеров можно заказать дизайн и разработку по стоимости от 200 тыс. рублей, «но качество и скорость реализации, и будут ли работы вообще доведены до конца — все это под большим вопросом». У компаний стоимость работ намного дороже — не меньше 400 тыс. рублей за проект, но есть и гарантия того, что заказчик получит требуемый функционал, а не только то, что смог реализовать фрилансер.

— Если говорить о количестве скачиваний как факторе успеха, то все зависит от назначения продукта. Если мобильное приложение предназначено для банкинга, то 30 тыс. скачиваний — это уже показатель того, что проект работает. Но для игрового приложения это будет означать полный провал. Если для бизнес-приложений хорошим результатом может считаться 20-50 тыс. скачиваний, то для развлекательного приложения успех начинается от 1 миллиона, — отмечает эксперт.

Гузель Шамилова, Елена Догадина

Новости партнеров