​Рамиль Гайзатуллин, ФСС по РТ: «Почти в 100% случаев предприятия подают нам недостоверные данные о своих сотрудниках»

Что мешает Татарстану «обкатать» федеральный проект «Прямые выплаты»

Этим летом в Татарстане началась реализация пилотного проекта Фонда социального страхования РФ «Прямые выплаты», когда не работодатели, а филиалы фонда напрямую рассчитывают пособия работникам и выплачивают, перечисляя либо на лицевой счет, либо почтовым переводом. За два месяца реализации проекта региональным отделением ФСС по РТ было выплачено 116 тыс. пособий на общую сумму 1, 079 млрд рублей. Однако с каждым днем растет недовольство — татарстанцы не могут вовремя получить выплаты по больничным и декретные. В чем причина возрастающего социального напряжения, «Реальное время» решило выяснить, обратившись непосредственно к управляющему ФСС по РТ Рамилю Гайзатуллину.

«Заставляем выслать нам правильные сведения»

— Рамиль Ринатович, два месяца назад Татарстан вошел в число пилотных регионов, где «обкатывается» новый механизм перечисления средств из ФСС. Ранее объяснялось, что «Прямые выплаты» обеспечат работникам получение пособий независимо от финансового положения работодателей. Но сейчас мы видим, что количество жалоб от населения растет. Проект сырой, на местах исполнители некомпетентные, или дело в чем-то другом?

— Проект новый, но не сырой, уже отработан в 10 регионах. В 2011 году он был запущен в Нижегородской области и Карачаево-Черкесской Республике. В 2012 году к нему присоединились Астраханская, Курганская, Новгородская, Новосибирская, Тамбовская области и Хабаровский край, с 1 января 2015 года по новому принципу начали работать Крым и Севастополь. Наша республика вошла в проект с 1 июля вместе с Белгородской, Ростовской и Самарской областями.

Рамиль Гайзатуллин: Почти в 100% случаев предприятия подают недостоверные данные о своих сотрудниках. Соответственно, деньги не находят адресата. Мы вынуждены снова связываться с работодателями, заставлять, другого слова просто не подобрать, их выслать нам правильные сведения.

Безусловно, все новое требует дополнительных изъяснений, тем более что фонд в течение 20 лет работал по одним механизмам, и все к этому привыкли. С внедрением нового проекта, конечно, возникли сложности. Но на самом деле ничего сложного нет. Большой поток жалоб, который сейчас идет, в основном связан с тем, что не осуществляются выплаты на лицевые счета работников. Мы эту проблему анализировали, и почти в 100% случаев предприятия подают недостоверные данные о своих сотрудниках. Соответственно, деньги не находят адресата. Зачастую реквизиты указываются неправильно и деньги возвращаются обратно к нам. Мы вынуждены снова связываться с работодателями, заставлять, другого слова просто не подобрать, их выслать нам правильные сведения, а это опять время. По нормативу в нашем распоряжении 15 дней: 5 дней выделяется на подачу заявления от работодателя, и 10 дней по закону есть у нас. Так что в течение 15 дней работник должен получить свои деньги. А в случае ошибки цикл повторяется, время затягивается, а в результате пособия не выплачиваются вовремя. В основном, жалобы от декретниц, которые должны получать ежемесячные выплаты, являющиеся для них единственным источником доходов. Так что проблема острая.

— Но ФСС и до этого получал данные от работодателей, то есть проблема ошибок не нова, и ее можно было предвидеть. Сейчас проблема обнажилась из-за увеличившегося объема и требуемой оперативности?

— Проблема действительно не нова, ошибки были всегда. Но если раньше декретницы не получали выплаты, то работодателям они, как правило, боялись жаловаться. А сейчас фонд как госстуктура, на которую всегда можно жаловаться. А работодатель сейчас устроился так: «Я не при чем, идите в фонд». Мы начинаем разбираться с жалобами, и зачастую виновата бухгалтерия — фамилия неправильная, серия паспорта не та… Если крупное предприятие, где работает много сотрудников, кто-то из них обязательно будет записан неправильно. Это все вопросы финансовой дисциплины. В принципе, мы обучали этому.

— То есть ФСС обучал самих бухгалтеров?

— Да, за полгода до запуска проекта мы проводили семинары. Рассказывали, какие могут возникать сложности, на примере других регионов. Пытались достучаться до работодателей. Мы приглашали абсолютно все предприятия, которые застрахованы фондом.

За полгода до запуска проекта мы проводили семинары. Рассказывали, какие могут возникать сложности, на примере других регионов. Пытались достучаться до работодателей. Мы приглашали абсолютно все предприятия, которые застрахованы фондом.

— И как, интерес был проявлен, или число участников этих семинаров было минимальным?

— Интерес был. Работа была проведена большая. Мы заимствовали опыт тех регионов, где это уже внедрено. Но есть нерадивые работодатели, которые в силу каких-то причин не узнали, не поняли механизм нового проекта. Бывают случаи, что декретницы не получают выплаты просто из-за того, что бухгалтер ушел в отпуск, или у предприятия нет своей бухгалтерии, она отдана на аутсорсинг, а сотруднику и обратиться некуда, и он начинается жаловаться всюду, но в итоге все равно все приходят к нам, и мы решаем эти проблемы. Не было еще таких случаев, что фонд деньги не выплатил. У нас деньги есть. Нам главное, чтобы были поданы правильные сведения.

«Ежедневно поступает до 200 звонков»

— То есть теперь как бухгалтер сдаст документы в ФСС, так и будут выплаты, а не как раньше, когда они приходили с зарплатой?

— Да, все зависит от срока подачи документов в ФСС со стороны работодателя.

— Также появилось много жалоб, что крайне тяжело дозвониться по горячей линии. Сам ФСС не укомплектован требуемым штатом, и вы не можете справиться с возросшими нагрузками?

— У нас порядка 105 сотрудников по всему Татарстану, которые занимаются проектом «Прямые выплаты». Из них процентов 15 вынуждены постоянно отвечать на звонки. Физически все звонки обработать невозможно. Поступают также жалобы, что мы трубки не берем. Но тут вопрос технический: линия занята разговором с другим обратившимся, а другой тем временен слышит длинные гудки, вместо коротких. Так-то линия постоянно занята разговорами. Очень много вопросов вообще не по существу задается. Например, девушка объясняет, что планирует забеременеть, и просит объяснить, какие ее ждут выплаты. На это тоже уходит время.

Рамиль Гайзатуллин: За два месяца реализации пилотного проекта региональным отделением ФСС по РТ уже выплачено 116 тыс. пособий на общую сумму 1, 079 млрд рублей.

— Такие вопросы неизбежны.

— С нашей стороны, да, нужно продумать, как распределять звонки, чтобы коммуникация была эффективнее. Но сколько бы мы людей не взяли на работу, с таким количеством звонков не справиться. Есть сайт, лучше писать туда, и ответы будут получены. И, к сожалению, сами мы штатное расписание не формируем, все поступает с центрального аппарата в Москве. А сейчас ситуация в стране все-таки непростая, поэтому нет возможности увеличивать количество сотрудников. Хотя только для этого проекта штат был увеличен на 6%. Думаю, нам потребуется месяца 3, чтобы внедрить проект. Нужно вбить базу, ведь те, кто получают пособия — это, как правило, одни и те же люди, повторюсь, декретницы. Как только база будет сформирована, нам уже не нужно будет обращаться к работодателю, и все выплаты будут своевременны. Хотя за два месяца реализации пилотного проекта региональным отделением ФСС по РТ уже выплачено 116 тыс. пособий на общую сумму 1, 079 млрд рублей.

— А жалоб сколько поступило за этот период?

— В письменном виде получено 278 жалоб. По телефону ежедневно поступает до 200 звонков.

— Действительно ли, бухгалтерам предприятий прибавилось работы с новым проектом, и доходит до абсурда, когда бумаги в ФСС нужно передавать только заполненными капиллярной черной ручкой?

— Это не новшество. Требование по заполнению капиллярной черной ручкой появилось еще в 2012 году, когда вышел новый бланк больничного листа. Это отношение к новому проекту не имеет. У бухгалтеров появилась новая задача с тем, что нужно заполнить заявление для перечисления денег и передать нам больничный лист. Зато им самим теперь не нужно рассчитывать. Расчет по больничному листу производится нашими сотрудниками. Работа для бухгалтеров прибавилась только в том, что им нужно данные передать, а до этого был принцип возмещения выплат, когда просто указывалось, сколько в сумме нужно возместить.

Не зависеть от работодателя

— В глобальном смысле зачем потребовался переход на проект «Прямых выплат»?

— Проект на самом деле очень нужный. Те, кому необходимо получить пособие, больше не будут зависеть от своих работодателей. Раньше было очень много жалоб от мамочек, что они не могли получить свои декретные, так как предприятие становилось банкротом. И весь период декретного отпуска не поступало никаких пособий, потому что банкротство доказывается через суд, а на это все требуется время. Сейчас такого не будет. Проект позволяет получать свои деньги сразу. Если предприятие — банкрот, точно также необходимо прийти в фонд и написать заявления. Встречаются и предприятия недобросовестные, прибыль получили и уехали, а сотрудник не может получить заработную плату, не то что уж больничные выплаты.


Мы изучали опыт практически всех регионов, особенно тех, кто похож на нашу республику по масштабам, по структуре, по развитости филиалов ФСС. Регионы, которые были первыми, в течение полугода внедряли новый механизм. Нам уже потребуется меньше времени.

— Но если сейчас у вас затормаживается процесс, потому что бухгалтерия не подает своевременно данные, то в случае с банкротством их вообще никто не подаст.

— Человек приходит к нам, показывает документы, указывающие, кем он работал, какую зарплату получал, и дальше мы через пенсионный фонд узнаем остальную информацию. Бывают случаи, что вообще никаких данных по зарплате нет, и мы знаем только занимаемую должность, тогда мы смотрим норматив его профессии, и сами все начисляем. Вот в чем преимущество проекта. Мы доказываем, что человек работал, и все выплаты будут получены.

— А все регионы сталкивались с одними и теми же проблемами?

— Да, каждый проходит по одному и тому же пути. Регионы, которые были первыми, в течение полугода внедряли новый механизм. Нам уже потребуется меньше времени, рассчитываю, что к ноябрю ситуация наладится.

— Татарстан на чей опыт ориентировался?

— Мы изучали опыт практически всех регионов, особенно тех, кто похож на нашу республику по масштабам, по структуре, по развитости филиалов ФСС. В основном мы ориентировались на Нижний Новгород. У них также, как у нас, есть региональное отделение, филиалы и уполномоченные представители. И, например, в Астрахани было намного больше возмущений — более 2 тыс. жалоб. Но тогда еще и программный продукт был сырой. Сейчас легче. Уже доработанный программный продукт, да и с других регионов к нам приезжают для передачи опыта, и мы постоянно ездим. Нам все равно уже проще внедрять.

Альсина Газизова, фото Сергея Туганова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ЭкономикаБюджетОбществоВласть

Новости партнеров