В Татарстане становится популярным семейное образование: МВД, прокуратура и Минобрнауки обеспокоены

Силовики озабочены изоляцией от общества детей, из которых вырастает «второе поколение салафитов», Минобрнауки — качеством знаний, которые дают дома

В Татарстане возьмут под контроль семейное образование. Озабоченность темой проявило не профильное министерство, а силовые ведомства. По мнению министра внутренних дел Артема Хохорина, в республике формируется второе поколение салафитов из детей, которые по религиозным убеждениям родителей не посещают школу. В прокуратуре считают, что количество «семейников» растет из-за отсутствия доверия к школе. В Минобразования говорят, что выбор формы образования — дело добровольное, но приводят данные по успеваемости — у детей на семейном обучении в среднем результаты по ОГЭ и ЕГЭ ниже. Подробности в материале «Реального времени».

Семейное образование: 898 детей из 400 тысяч учатся дома

Возросшей популярностью семейного образования озаботились силовые ведомства Татарстана. На итоговой коллегии глава прокуратуры Илдус Нафиков рассказал, что рост числа выбравших семейную форму образования настораживает. В докладе Нафиков отметил, что проверка, проведенная прокуратурой, выявила значительные упущения в организации работы органов образования с этими учащимися и их родителями. «Надлежащая работа с этой категорией лиц, их учет не организованы», — сказал прокурор.

По мнению прокуратуры, не всем родителям по плечу при семейной форме дать полноценное образование и социализировать ребенка.

«Право выбора учащихся и их родителей никто не отрицает, но взвешенный подход необходим», — сказал Нафиков.

Эти слова, вероятно, были адресованы Министерству образования и науки Татарстана, которое охотнее, чем раньше, начало разрешать родителям переводить детей на семейную форму обучения.

Если в 2017 году образование в семье получали 606 детей, то в по итогам 2018 года их стало 898. По программе самообразования в 2017 году году учились 58 человек, в 2018 — 75. Всего в Татарстане порядка 400 тысяч учащихся.

«Право выбора учащихся и их родителей никто не отрицает, но взвешенный подход необходим», — сказал Нафиков. Фото Максима Платонова

Просчеты со стороны системы образования: почему дети уходят из школы?

Как сообщили «Реальному времени» в прокуратуре, по их мнению, образование в стенах школ — более качественное.

— То, что родители выбирают форму обучения на дому, — это просчеты со стороны системы образования. Надо выяснить, почему нет доверия к школе? Раз этот тренд наметился [увеличение доли, выбравших семейное образование], мы будем эту ситуацию отслеживать, в том числе, насколько эффективна эта форма образования, и в зависимости от этого принимать корректирующие меры, — рассказал «Реальному времени» помощник прокурора Татарстана по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев.

Обеспокоенность выразили в МВД по Татарстану. Артем Хохорин заявил о формировании в республике «второго поколения салафитов». Речь о детях, воспитанных в семьях приверженцев ислама салафитского толка. По словам министра, особую опасность создает переход детей на семейную форму обучения и их воспитание в закрытой от социума среде. Хохорин поручил отделам внутренних дел республики выявлять таких детей и религиозные организации и взаимодействовать с органами образования в районах.

По мнению представителей силовых структур, около 20% детей переведены родителями на семейное обучение по идеологическим и религиозным убеждениям.

По словам министра, особую опасность создает переход детей на семейную форму обучения и их воспитание в закрытой от социума среде. Фото Рината Назметдинова

Кто учится в семье — дети религиозных фанатиков или богатых родителей?

Жительница Казани Катерина Чжао рассказала «Реальному времени», что количество выбравших семейное образование растет во всех регионах России. Об этом она судит по желающим проходить аттестацию в своем Центре семейного образования. Она открыла его после того, как выбрала для детей семейное образование и столкнулась с трудностями при прохождении аттестации в школе, к которой были прикреплены. Катерина Чжао говорит, что несмотря на статистику, школы все так же неохотно идут на то, чтобы принимать детей с семейной формой обучения.

— Почему школы не хотят брать детей на семейном обучении? Это им невыгодно, в школах подушевое финансирование, и если ребенок находится на семейном образовании, то школа не получает на него деньги. Естественно, и договориться об аттестации очень проблематично. Я общаюсь с родителями из разных регионов, в Москве, Санкт-Петербурге этот вопрос решаем — они передовые в этом отношении, а в глубинке таких родителей считают сектантами. Хотя родители переводят детей на семейное образование из лучших побуждений, они готовы дать своим детям больше, чем школа, — говорит Чжао.

Уточним, что дети Катерины Чжао после нескольких лет семейного образования пошли в обычную школу. «У меня не хватает времени, чтобы обучать своих детей и организовывать — это сложный и дорогостоящий процесс, но я очень рада за тех, кто имеет такую возможность», — говорит собеседница «Реального времени».

По ее словам, большинство переходит на семейное образование в начальных классах, если разочаровывается в школьной системе. Однако растет количество семей, которые выбирают эту форму изначально.

— В основном это семьи с достатком, где мама не работает, сидела с детьми, пока они были в садике, и решает продолжить, когда приходит время школы — говорит Чжао.

У министерства вызывает беспокойство качество знаний, полученных детьми, находящимися на семейном обучении. Они ниже по сравнению со школьниками, которые обучаются в очной форме. Фото Максима Платонова

Результаты экзаменов: в школе учат лучше, чем в семье

По данным Министерства образования республики, в мае 2018 года на семейном обучении находились 918 человек, на самообразовании — 125 человек. В министерстве отмечают, что статистические показатели не постоянны, так как на любом этапе обучения ребенок вправе сменить форму образования. Чаще всего на семейное образование переходят в крупных городах — в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске.

По данным на ноябрь 2018, из 898 находящихся на семейном обучении 600 — ученики начальной школы, 294 — средней школы и четыре человека — старших классов.

— Статистика наглядно доказывает, что при переходе из начальной школы в основную родители принимают решение об обучении в школе и, скорее всего, это связано с определенными трудностями в освоении программы дома, — говорят в Министерстве образования и науки Татарстана.

У министерства вызывает беспокойство качество знаний, полученных детьми, находящимися на семейном обучении. Они ниже по сравнению со школьниками, которые обучаются в очной форме. В таблицах приведены результаты ОГЭ (сдавали 97 детей на семейной форме обучения) и ЕГЭ (сдавали 74 ребенка на семейной форме и форме самообразования) из Алексеевского, Альметьевского, Балтасинского, Верхнеуслонского, Высокогорского, Елабужского, Зеленоольского, Лениногорского, Нижнекамского, Нурлатского, Пестречинского, Чистопольского районов, Казани и Набережных Челнов.

Результаты ОГЭ-2018

Предмет

Средний балл ОГЭ, экстерны

Средний балл ОГЭ, РТ

Русский язык

3,65

4,15

Математика

3,73

3,99

Физика

4,38

4,0

Информатика и ИКТ

3,47

3,87

Биология

3,51

3,62

История

3,00

3,8

География

3,61

4,15

Английский язык

4,46

4,48

Обществознание

3,53

3,67

Литература

3

3,79

Результаты ЕГЭ-2018

Предмет

Средний балл ЕГЭ, экстерны

Средний балл ЕГЭ, РТ

Русский язык

66,73

74,53

Математика профильная

47,15

57,59

Математика базовая

3,86

4,4

Физика

52,33

57,2

Информатика и ИКТ

61,0

66,9

Биология

46,47

58,29

Химия

48,67

64,63

История

41,25

59,12

География

54

65,09

Английский язык

69,5

77,4

Обществознание

53,65

62,67

Литература

39,83

64,55

На что обратить внимание, переходя на семейное образование

В министерстве отмечают, что при обучении в школе ответственность за качество образования, проведение промежуточной и итоговой аттестации несет школа, а при семейном обучении — родители. Что касается популярного в Татарстане способа зачисляться в школы других субъектов для проведения аттестации, то там в большинстве случаев, по данным Минобразования, проходят промежуточную аттестацию.

«До сих пор нет ни одного зарегистрированного примера о зачислении школьников республики, осваивавших образовательные программы в семейной форме, в региональные информационные системы других субъектов для прохождения ГИА», — говорят в министерстве и напоминают, что интернет-школа должна иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности и государственную аккредитацию. Иначе выпускника такой школы не допустят к ГИА.

«Увы, у разрекламированной в родительских сообществах частной школы «ЦОДИВ» из Санкт-Петербурга на сайте информация о свидетельстве о государственной аккредитации отсутствует, имеются только данные о лицензии», — обращают внимание в республиканском министерстве.

Если у образовательной организации нет государственной аккредитации, то она не имеет права выдавать аттестат — вместо него выпускник получит только документ об образовании, который не учитывается при поступлении в техникумы или вузы.

Дарья Турцева
ОбществоОбразование Татарстан
комментарии 39

комментарии

  • Анонимно 31 янв
    Баллы нужно сравнивать с ближайшей школой, а не брать среднюю температуру по больнице. :)
    Ответить
  • Анонимно 31 янв
    Надо учитывать и тот факт, что при аттестации/экзаменах в школах своим ученикам относятся более лояльно, и подскажу и помогут и т.д. А что касается тех лиц, которые приходят на экзамены от семейного образования им предвзятое отношение.
    Необходимо учесть и то фактор учащиеся в школах сплошь занимаются с репетиторами. Я это знаю не понаслышке, родственники в этой сфере работают...
    Ответить
  • Анонимно 31 янв
    Что за бред, какие еще салафиты??? Пытаются просто настроить общественность против домашнего обучения, хотя на самом деле в школе и доли нужных знаний иногда не дают.
    Ответить
  • Анонимно 31 янв
    Я бы хотела перевести на домашнее, думаем об этом с мужем. Потому что все равно репетиторов нанимаем и сами постоянно с уроками помогаем.
    Ответить
    Анонимно 31 янв
    А что за школа, специализированная какая-то?
    Ответить
  • Анонимно 31 янв
    А как понять, в скольки процентах случаев экзаменующимся были предоставлены правильные ответы до тестирования, и как это повлияло на результаты?
    Ответить
  • Анонимно 31 янв
    У меня ощущение, что большую часть знаний ребенок все равно получает дома. Из школы приходят и говорят, что тему плохо поняли, сидишь с ними вечерами, разбираешься все.
    Ответить
  • Анонимно 31 янв
    Это как в 19-м веке прям, на дому с гувернанткой...
    Ответить
    Анонимно 31 янв
    лучшая форма образования 1 учитель- 2-3 ученика
    Ответить
  • Анонимно 31 янв
    просто надо вернуть систему обучения СССР , и запретить домашнее обучение , толтко инвалидам и все. ничего идти на поводу родителей , они изолируют детей от мира.
    Ответить
    Анонимно 31 янв
    Система обучения СССР никуда и не уходила. Ваши познания в орфографии тому подтверждение.
    Ответить
    Анонимно 13 фев
    Вы хотя бы тему изучите прежде чем комментировать!!! У детей на семейном обучение гораздо больше свободного времени. Они посещают кружки и секции. Участвуют в олимпиадах. Посещают музеи и театры.
    Школьная социализация это маты, курение, булинг, алкоголь…. И другие ,,радости,,
    Все школьники все равно осваивают программу дома, так как невозможно объяснить за 45 мин хоть что-то классу в котором 30 человек.
    Сколько сталкивалась со школой это хамство , хамство и хамство. Считаю, что многих учителей к детям на шаг допускать нельзя. И почему это все родители должны терпеть !??? Когда в России навалом онлайн школ! С ШИКАРНЫМИ учителями! Есть онлайн аттестации. И они достаточно сложные. Так что отстаньте от детей !!
    Ответить
  • Анонимно 31 янв
    Они коровам удои молока приписывают...Приписать балы школьникам и занизить надомникам намного легче.
    Ответить
  • Анонимно 31 янв
    Мне кажется, что на домашнем намного больше можно пройти, чем в школе. А общение там тоже не всегда приятное и полезное. Другое дело, что ребенок не должен сидеть дома, что надо возить на кружки, развивать, путешествовать, создавать условия для общения со сверстниками и т.д. Это уже задача родителей.
    Ответить
  • Анонимно 31 янв
    Просто через школу и другие гос.институты проще контролировать
    Ответить
  • Анонимно 31 янв
    Силовики озабочены опасностью снижения пополнения рядов АУЕ. :)
    Ответить
  • Анонимно 31 янв
    У нас ребенок ходит в школу только для галочки, все остальное дома. тоже задумываемся о переходе.
    На математики в школе дети что хотят то и творят. на русском жмут что б с репетитором занимались, по биологии заставляет учить наизусть параграфы и делает самостоятельные каждый урок.
    как только очутились в среднем звене, стало понятно что дети в школе ни кому не нужны. Каждый варится в своем соку.
    Учитель ставит оценки автоматом, не понимая как ученик учится и почему у него что то не идет.
    По нашему классу, все дети кто учится на отлично и хорошо это не заслуга школы, а заслуга родителей, все сидят на репетиторах.
    Поэтому и делаешь вывод, зачем ходить в школу протирать штаны, лучше дать ребенку время на отдых.
    А так получается столько часов в школе потом репетиторы и не остается время свободного.
    Ответить
    Анонимно 31 янв
    я за семейное обучение, но как вы лично собираетесь это организовать с такой самобезграмотностью?)))
    Ответить
  • Анонимно 31 янв
    Я совсем не понимаю как ставят оценки в школе, могут спросить и не поставить, или поставить в тетрадь и переставить в дневник. Много ставится задним числом. Такое ощущение, что учителям все равно до успеваемости класса.
    Ответить
    Анонимно 31 янв
    считаю систему оценок в школе анахронизмом
    Ответить
  • Анонимно 31 янв
    А зачем хорошо учиться если все вузы платные? Зачем учиться в вузе, если все хорошие должности заняты кем-то и обычному человеку не пробиться? Смысла нет в образованиии, поэтому и дети уходят из школы.
    Ответить
    Анонимно 31 янв
    не думаю, что дети выстраивают такие цепочки. тем более что выбор не учиться в школе за них делают родители
    Ответить
  • Анонимно 31 янв
    а мне все равно , дети ходять в школу , патом самый дорогой вуз и патом престижная работа , в гендиректора , президента компании итд. главное деньги есть . так что . учитесь не нойте. Айрат . Нижнекамск
    Ответить
    Анонимно 31 янв
    Это что за тролль. Что за бред такой.
    Ответить
    Анонимно 31 янв
    Он же написал, "дети ходять в школу", не написал что дети учатся в школе, значит его дети туда ходят.
    В свое время он тоже ходил в школу, а сейчас видать, на престижной работе одновременно и " в гендиректора" и "президента компании итд" , где "главное деньги есть".
    Ответить
    Анонимно 31 янв
    вам похоже на все все равно, в том числе и на собственную грамотность))))
    Ответить
    Анонимно 31 янв
    Судя по Вашему правописанию и ошибкам в словах - учиться нужно как раз Вам!
    Ответить
  • Анонимно 31 янв
    898 детей из 400 тысяч это аж 0,22 %! Есть чем озаботиться силовикам! Заняться-то им больше нечем.
    Ответить
    Анонимно 31 янв
    Он один тысячу стоит(((
    Ответить
  • Анонимно 31 янв
    Ситуация то заключается в том, что в детские садики не попасть, очереди огромные. Да и многие не могут себе позволить частные детские сады. Да и плюс очень много видео материалов того как воспитатели не добросовестно относятся к своей деятельности. Поэтому ничего удивительного в этой ситуации нет!
    Ответить
  • Анонимно 31 янв
    Салафиты-самые идеальнве люди, мухи не обидят.
    Ответить
  • Анонимно 31 янв
    Это реакция на качество школьного обучения и (или) изгнание татарского языка из школьного образования. Так как эти семьи подозреваются в мусульманском воспитании детей, то эти семьи, очевидно, более озабочены сохранением знанием родного языка и литературы, чем знанием русского правописания и литературы. В конце концов, не все должны стремится к ненужным дипломам и работе в офисе, когда можно прекрасно устроить благополучную фермерскую жизнь или успешно работать руками.
    Ответить
  • Анонимно 02 фев
    Сложилось впечатление,что надуманные цифры какие-то...кому-то просто не выгодно домашнее обучение.мы в обычную школу ходим,страдает качеством образования,которое получает дома.приходится все самой объяснять уже дома,тогда ещё как-то уровень знаний поднимается.вопрос-зачем тогда школа???школа выступает только в качестве контролирующего органа.вся ответственность и так переложена на родителей.поэтому родителям конечно легче отучить ребенка дома,чем отвезти с утра в контролирующий органа,привезти днем обратно,потом объяснить неусвоенный материал,помочь с домашним заданием,потому что программы в школе не проработаны под соответствующий возраст.это не проблема Татарстана,а общая
    Ответить
  • Анонимно 03 фев
    Если у родителей есть деньги,то они могут позволить своим детям домашнее образование и оно будет не хуже чем в средней школе.
    Знаю такую семью, хотя дети формально приписаны к школе, зиму дети всегда проводят на морском побережье Франции. По сравнению со сверстниками они выше ростом, здоровее,свободно говорят на французском, и более развитые. С ними всегда едет репетитор (учительница на пенсии), так что от школьной программы не отстают. По приезду пишут итоговые контрольные и все в порядке. Оценками их родители не заморачиваются. Что касается высшего образования и разных корочек, зачем это нужно детям обеспеченных людей, которые в свои годы видели и реально жили в таких странах, где их преподавателям никогда не побывать. О работе им заботиться не нужно, ведь они унаследуют бизнес своих родителей, и если будет надо ,наберут для работы на свою фирму отличников.
    Главное,чему должны научить родители таких детей -это уметь управлять своим бизнесом. Какие тут сказки про салафитов вам рассказывают, какие еще салафиты в семьях богатых людей, разве ,что наркоманы могут быть!
    Ответить
  • Анонимно 04 фев
    образования нет, медицины нет, жкх нет...
    Ответить
  • Анонимно 11 фев
    ЕГЭ и ВПР и прочие потоковые измерители не отражают уровень познаний ученика. В школе натаскивают на ВПР и прочие.. А дома развивают детей, учат анализировать, искать причинно-следственные связи, творчески мыслить.
    Это раньше учитель и учил и воспитывал. А сейчас только учат! Выдают материал и уходят. Остальное - ваши проблемы. Поэтому в школах процветают безобразия - травля, поножовщина.
    Я сама мать, переехала в сельскую местность из-за сына, где в классе по 5-6 человек и учителя ещё преподают на совесть.
    Ответить
  • Анонимно 13 фев
    Статья очень странная. Статистика не очень понятная. Нет конкретики, сколько, например, детей очников было взято. Про Цодив пишут, вообще, чтобы людей запутать. Да, у этой школы нет аккредитации, но они и не скрывают это. И аттестаты они не выдают, они для этого прикрепляют к другой аккредитированной школе, где дети сдают ОГЭ и ЕГЭ и получают аттестат этой же школы. Пишу, чтобы понятно было. Я не рекламирую эту школу, просто мой сын 9 лет на со и ничего в этом страшного нет. Добрый, умный мальчик, зато не пьёт и не курит, и наркотики не нюхает. Любит учится и читать. И если такое право есть, учить на СО, то почему им не воспользоваться.
    Ответить
  • Анонимно 16 мар
    Среди детей на семейном образовании немало тех, у кого есть проблемы со здоровьем. И эти таблицы сомнительные - ну что они показывают? Что, какие-то ужасные результаты??? Или баллы должны быть только высокими? Средние не считаются? Среди детей на семейном образовании значительный процент составляют те, кто в формат общеобразовательной школы не вписывается. Например, дети с РАС (расстройствами аустического спектра). Домашнее образование (с приходом учителя домой) положено при очень ограниченном перечне диагнозов. Поэтому многие выбирают семейное, обучают сами или находят репетиторов, берегут детей от сенсорных перегрузок. Обучая ребенка со слабым здоровьем в семье, можно добиться хороших результатов.
    Ответить
    Анонимно 13 фев
    Подпишусь под каждым словом!!
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров