Злой рок над Шамовской больницей: оставят ли Казани право на турецкие инвестиции?

Как друзья Гурбангулы Бердымухамедова пытались сменить «итальянца»-застройщика по освоению холма у памятника Вахитову

На фоне жесткого российско-турецкого кризиса планы многих иностранных инвесторов находятся под угрозой. Особняком на фоне замыслов по запуску новых заводов и производств стоит восстановление одного из знакомых памятников Казани — Шамовской больницы. Как известно, именно турецкий инвестор взялся превратить многострадальное здание в люксовую гостиницу. «Реальное время» попыталось оценить, есть ли шансы у турок устоять в этом проекте, и выясняло, какие бонусы они пытались получить.

Попадут ли татарстанские проекты во внесанкционный список?

Российско-турецкий конфликт, начавшийся 24 ноября с сообщений о сбитом Су-24, разворачивается с астрономической скоростью и может больно ударить практически по всем сферам сотрудничества с этой некогда дружественной страной. В субботу уже появился указ Путина, вводящий санкции в отношении турецких компаний и граждан.

Так, указ вводит запрет или ограничения на деятельность организаций, которые работают в России под юрисдикцией Турции. Речь идет о запрете на выполнение ими отдельных видов работ и услуг, перечень которых предстоит определить правительству. Также с 1 января 2016 года вводится запрет на наем работников из числа граждан Турции. Последнее, понятно, коснется прежде всего представителей строительного сектора.

Но могут быть и исключения. «В декабре правительство подготовит перечень работодателей, которые смогут нанимать на работу граждан Турции с 1 января 2016 года. Это те компании, которые имеют незавершенные контракты по строительству крупных объектов, например, в Ямало-Ненецком автономном округе, Татарстане, Санкт-Петербурге, Москве, Пермском крае, Волгоградской области», — пояснил министр труда России Максим Топилин.

Помимо этого, правительство должно подготовить перечень контрактов на поставку товаров и услуг, на которые не распространяются санкции. И от этого будут зависеть многие инвестпроекты. Особняком на фоне планов построить новые заводы и производства стоит восстановление одного из знакомых памятников Казани — Шамовской больницы. Ведь именно турецкий инвестор взялся превратить многострадальное здание в люксовую гостиницу. В связи с растущей напряженностью определенности нет ни у кого.

«Отношения выстроить сложно, а разрушить легко»

Корреспондент «Реального времени» связался с представителями российской «дочки» турецкого холдинга — ООО «Полистройкапитал». «Пока ничего не могу сказать по этому поводу. У нас компания российская, татарстанская (100% принадлежит турецкой материнской компании ОА «Полистрой Иншаат Тааххют Санайи Ве Тиджарет Аноним Ширкети»). Нельзя же бросить это на полпути, чтобы оно разрушилось и упало. Думаю, решение должно быть разумным. Пока никаких директив не было, и я думаю, что их не может быть. Здание в аварийном состоянии, его нужно укреплять», — говорит Булат Хайруллин, замдиректора ООО «Полистройкапитал».

Не внесла ясности и руководитель АИР РТ Талия Минуллина: «В ситуации неопределенности нельзя торопиться с выводами. Отношения выстроить сложно, а разрушить легко, что в конечном итоге никому не выгодно». Схожей позиции придерживается и помощник президента РТ Олеся Балтусова, которая подтверждает, что сейчас царит ситуация неопределенности.

Малайский футбол

Напомним, что у Шамовской больницы, построенной на деньги купца в начале ХХ века, оказалась непростая судьба. Прослужив отведенный век в качестве учреждения медицины, она опустела в 2008 году. С тех пор шли споры, как использовать освободившееся здание и, самое главное, — за чей счет. Наконец, в 2012 году на форуме Invest in Tatarstan стало известно о решении продать Шамовскую больницу малайзийской Aliran Idaman Inc. Последняя бралась инвестировать $20 млн и превратить бывшее медучреждение в гостиницу. Все закончилось тем, что малайцы решили перепродать объект другому инвестору. Предлагали самым разным структурам, включая миллиардера Алексея Семина.

Осенью 2014 года шли разговоры о переоборудовании здания в многопрофильную клинику, но неудачное решение увеличить площадь за счет пристроя из стекла и бетона, кроме негативной реакции у главы республики Рустама Минниханова, ничего не вызвало. Президент тогда очень критично высказался в отношении представленного проекта, заверив, что данная модернизация памятника не получит согласования у компетентных органов, поскольку здание — признанный памятник архитектуры.

В итоге здание у малазийцев обратно выкупила республика в конце 2014 года. Сумма сделки составила 79 млн рублей — 33 млн рублей стоил земельный участок, 46 млн рублей — само историческое здание больницы.

А уже в декабре того же 2014 года на горизонте появился другой инвестор, но уже из Турции, который представил свое видение реконструкции некогда Шамовской больницы в отель с громким названием Rixos.

Тогда председатель совета правления сети отелей Rixos Феттах Таминдже предлагал переоборудовать здание под отель, в котором будут размещены конференц-зал, спа-комплекс, рестораны и магазины. При этом облик Шамовской больницы, по его заверениям, будет сохранен. Согласно представленным Минниханову эскизам, предусматривалось оборудовать одно из помещений бывшей больницы под музей, где будет размещена информация об истории больницы. Глава республики тогда одобрил представленный проект и поручил мэру Казани Ильсуру Метшину курировать дальнейшую реализацию проекта.

Друзья Туркменбаши в Казани

Чуть позже станет ясно, что сам Rixos будет оператором будущей гостиницы, а инвестором станет группа Polimeks (к слову, они отработали этот формат на гостинице в турецком Эскишехире). В татарстанских СМИ особо не вдавались в подробности смены инвестора. В то же время «Реальное время» выяснило, что, согласно турецкой прессе, Polimeks — достаточно молодая стройкомпания, которую в 1992 году основали трое артнеров: Эрол Табанджа (Erol Tabanca), Джем Сияхи (Cem Siyahi) и Абдуллах Гозенер (Abdullah Gözener). Первый крупный контракт компания получила в Туркменистане. Как отмечает «Хроника Туркменистана», «Полимекс» занимает в этой стране привилегированное положение благодаря дружеским связям с президентом Гурбангулы Бердымухамедовым. По версии журнала Enginnering News Record (ENR), в 2012 году компания попала в список 225 крупнейших застройщиков мира, заняв 56-ю строчку.

На счету у турок здесь более 100 объектов в Туркменистане, и каких! Монумент Независимости Туркменистана, Арка нейтралитета, монумент Конституции Туркменистана, телерадиовещательный центр, аэропорт Туркменбаши, дворец бракосочетаний «Багт кошги», фонтанный комплекс «Огузхан и сыновья», главный флаг Туркменистана. Активная работа в Туркмении была предметом пристального внимания среднеазиатских СМИ. Однажды «Полимекс» даже попала в поле зрения благодаря забавному факту: застройщик пытался вывезти из Стамбула на самолете авиакомпании «Туркменские авиалинии» в Ашхабад 1,3 тонны золота в слитках.

В России компания владеет и сетью аптек в Москве. Активно сотрудничает еще с двумя компаниями — Boyner и Sancak Grubu. В Москве компания построила торговый центр Boyner площадью 6,5 тыс. кв. метров, в 2007 году на месте снесенного «Интуриста» был построен первый в России отель под управлением Ritz-Carlton.

Непосредственно реставрацией Шамовской больницы в Казани занимается «Полистройкапитал», входящий в компанию Polimeks. Согласно данным сервиса «Контур-Фокус», «Полистройкапитал» был учрежден 12 февраля 2015 года. Гендиректором компании является Онмуш Хикмет Умут, он же — региональный представитель Polimeks в России.

У московского «Полистройкапитала» один учредитель — турецкий Polistroy İnşaat. Похоже, последнюю компанию, как и первую, создали под проекты в РФ. В турецкой прессе можно обнаружить , что все те же учредители Polimeks — Эрол Табанджа, Джем Сияхи и Абдуллах Гозенер — в начале 2014 года создали новую компанию с уставным капиталом в $1 млн. Табанджа инвестировал в компанию $700 тыс., Сияхи — $200 тыс., а оставшиеся 100$ — Гозенер.

Будет и спа, и музей

Еще до начала турецкого кризиса представители «Полистройкапитала» рассказали «Реальному времени», что в середине декабря компания должна была представить окончательную концепцию. До этого времени строители активно занимались усилением фундамента и уборкой мусора.

— Сейчас идут проектные работы, чистка здания от старой штукатурки, мусора. Проект на стадии разработки, поэтому каких-то работ нет, кроме усиления фундамента и чистки здания. Работы планируем завершить к декабрю 2016 года. Это будет спа-отель повышенной комфортности. Кроме того, будет музей Шамова в отдельно стоящем здании. Другие подробности будут известны в середине декабря, когда концепция будет разработана. Внешний фасад останется таким же, ничего меняться не будет. Историческое здание будет реконструировано в полной мере, — делился Булат Хайруллин.

Хайруллин подтвердил, что инвестор планировал вложить в «Шамовку» более 30 млн долларов.

Фундаменты не держат...

Чтобы лично узнать, как идет работа, корреспондент «Реального времени» отправился на строительную площадку. О том, что строительство уже идет полным ходом, свидетельствовали звуки перфоратора и высокий забор, которым отгородили бывшую больницу. Он надежно скрывает от постороннего взора все, что происходит на стройплощадке. Обычно на заборе вывешивается план строительства с предположительными сроками сдачи объекта. Здесь же удалось увидеть только табличку, из которой становится понятно, что входить на территорию без каски строго запрещено. Правда, каска тоже не гарантирует беспрепятственного входа: охранник сообщил, что посторонние на объект без специального разрешения попасть не могут.

И все же, после долгих объяснений, нам удалось попасть на стройплощадку. На территории объекта уже установили административно-бытовые комплексы. Ответственный за стройку прораб Мухаммед Акбаба рассказал нашему изданию, что строительство находится на начальной стадии. По его словам, сейчас забиваются сваи и заливается фундамент. «Сначала будет усиление. Наружного демонтажа не будет — фасад оставим таким, какой он есть. Зданию почти 108 лет, никто его трогать не собирается. Но внутри будут демонтироваться отдельные стены. Каждый шаг требует согласования с министерством культуры», — пояснил Мухаммед бей.

Он заметил, что строить новое здание гораздо легче, чем реконструировать старое, приведя в качестве аналогии новый «Мерседес» и старую «Нексию». «В новом здании новые системы. И времени уходит меньше, потому что и копаешь, и заливаешь быстрее». Тем не менее он настроен оптимистично и считает, что объект сдадут через 1,5-2 года. Хотя Мухаммед Акбаба уверял нас, что здание Шамовской больницы может простоять еще хоть 200 лет, удалось выяснить, что на самом деле фундамент очень неустойчив, из-за чего уже неоднократно приходилось менять проект.

Взгляд на холм

Что интересно, в июле стало понятно, что любимец туркменистанских властей может претендовать еще на один проект в центре Казани, а именно на право застройки территории у памятника Муллануру Вахитову (пересечение улиц Некрасова и Бутлерова).

— Этот вопрос обсуждался с Рустамом Миннихановым. Там планировалось строить центр для отдыха. Планировались офисы, торговые залы, концертный зал. Жилье, по-моему, тоже будет, но этого точно сказать не могу, — рассказал в августе глава минзема РТ Азат Хамаев.

В июле на сайте правительства РТ появилось сообщение, что врио Президента РТ Рустам Минниханов утвердил проект по строительству отеля Rixos в здании Шамовской больницы. Главным инвестором стала турецкая холдинговая компания «Полимекс». Тогда же прозвучало, что, согласно проекту, в новом отеле будет 2 королевских и 29 обычных люксов, все остальные 49 номеров — стандартные. Кроме того, для гостей Казани будет работать 2 ресторана, кафе и бар. В отеле предусмотрен зал совещаний площадью 548 кв. метров. Еще 72 кв. метра отвели под музей купца и мецената Якова Шамова. И, конечно, какой турецкий отель может быть без турецкой бани, сауны и спа? В свою очередь, Минниханов поддержал идеи турецких инвесторов: «Проект интересный. Для нас важно не только сохранить исторический объект, но и сделать так, чтобы он функционировал», — сказал он.

Сразу после утверждения проекта Шамовской больницы представители «Полимекса» предложили Рустаму Минниханову ознакомиться с вариантами застройки территории рядом с памятником Муллануру Вахитову. Инвесторы уверили, что сам памятник останется нетронутым: строительство будет осуществляться со стороны улицы Бутлерова. Врио Президента РТ представили несколько проектов, по которым за памятником Вахитову могут появиться торговый центр, отель, паркинг. Тогда Рустам Минниханов однозначного ответа не дал, сославшись на то, что масштабная застройка может изменить исторический облик Казани.

Побывав на стройплощадке Шамовской больницы, мы не могли не спросить представителей компании, правда ли, что на Вахитовском холме тоже будет работать их компания. Мухаммед бей загадочно улыбнулся и ответил, что окончательное решение может принять только президент РТ. Но пообещал, что если выбор падет на турецких инвесторов, в Казани появится грандиозный объект.

Глава минстроя РТ Ирек Файзуллин, комментируя планы застройки холма у памятника Вахитову, заявил, что пока нет жесткого решения.

«Очень много на любой территории отрабатывается разных концепций, идей. Вы думаете, архитектор нарисовал объект — и началось строительство? После выбора концепции следует эскизное проектирование. Я вам скажу, что даже по внешнему виду стадиона было пересмотрено около 70-80 вариантов эскизов. До принятия решения проходит очень много времени, потому что идет большая невидимая работа. По холму тоже отрабатываются разные варианты, но до конкретных решений властей еще не дошло. Может, ничего и не будет», — заметил министр. На фоне обострения отношений с Турцией слова Ирека Энваровича, похоже, приобретают даже пророческий оттенок…

Кто только не замахивался...

Помощник президента РТ Олеся Балтусова рассказывала, что по застройке холма у памятника Вахитову было 6 вариантов эскизов. Некоторые действительно можно найти в сети. Причем часть из них датируется 2013 годом. Так, турецкое проектное бюро Dilekci предлагало футуристический проект отеля KAZAN Hotel площадью 60 тыс. кв. м. Или другой проект в виде двух башен.

Отметим, что идея застройки холма витает давно. Можно вспомнить голландского архитектора Эрика Ван Эгераата, предлагавшего в 2008 году построить здесь здание национальной библиотеки в виде раскрытой книги в окружении офисных и жилых зданий.

Затем процесс как будто бы поутих, но в действительности где-то с 2013 года проект активно прорабатывал еще один частный инвестор. Его имя никто не хочет раскрывать. По данным наших источников, речь шла об участке в 5 тыс. кв. метров около холма, и одним из инициаторов был живущий в Италии предприниматель Фуат Гафиатуллин. Известно, что он занимается продажей элитной мебели. Проект достаточно активно обсуждался на градсовете, но в итоге, судя по всему, президент РТ решил отклонить его. Поговаривают, в качестве компенсации предпринимателю передали другой участок в центре Казани.

Гуландам Зарипова, Арслан Минвалеев

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров