Аномальное лето на рынке труда: активность соискателей в Казани взлетела вдвое

При этом рост предложения по заработной плате оказался в 3 раза меньше уровня инфляции

Середина кризисного лета 2015 года была отмечена ростом спроса и снижением предложения на рынке труда Казани. Эту тенденцию отмечают ведущие рекрутинговые сервисы страны. О том, какие должности востребованы среди соискателей, а какие нет, в материале «Реального времени».

Безработных стало больше, или работы — меньше?

В июне-июле текущего года резко выросло число обращений от соискателей к рекрутинговым интернет-ресурсам по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Так, по данным «Avito Работа», в Казани в июле 2015 года интерес соискателей по сравнению с прошлым месяцем вырос на 12%, а по сравнению с июлем 2014 года — на 88%, практически в 2 раза. Как отмечают специалисты «Avito Работа», спрос растет, несмотря на летнее затишье, в разгар сезона отпусков.

Такую же тенденцию отмечают и аналитики рекрутингового портала Superjob.ru. Согласно их данным, в годовом эквиваленте в Казани наблюдается снижение числа открытых вакансий и увеличение числа резюме: число резюме (июль 2015-го к июлю 2014-го) выросло на 9% (в РФ в целом +21%), число вакансий (июль 2015-го к июлю 2014-го) снизилось на 19% (в РФ в целом число вакансий осталось на том же уровне).

Специалисты онлайн-сервиса для работодателей и соискателей HeadHunter также отмечают, что по сравнению с июлем прошлого года в июле 2015-го количество резюме соискателей Татарстана увеличилось на 26%. Если сравнивать с июнем текущего года, рост составил 9%.

А вот активность самих работодателей, в отличие от весны этого года, летом традиционно снизилась — об этом говорят данные Avito и Superjob.ru. Правда, согласно данным HeadHunter, в июле этого года количество размещаемых вакансий компаниями Татарстана впервые с начала этого года показало положительный прирост относительно прошлого года — скромные 3%. Как отмечают специалисты онлайн-сервиса, с октября 2014 года до июня 2015-го на рынке труда Казани наблюдалось падение спроса на персонал. В марте же текущего года количество предложений местных работодателей достигло минимального значения за год, сократившись почти на четверть по сравнению с прошлым годом. Но уже начиная с апреля число вакансий стало расти.

Чаще всех ищут работу студенты, рабочие и «продажники»

Данные о спросе на те или вакансии анализируемых рекрутинговых сервисов несколько разнятся, но сходятся в том, что в новой работе заинтересованы рабочие, «продажники» и студенты.

На интернет-доске бесплатных объявлений Avito в разделе «Работа» наиболее популярными в июне среди казанских соискателей были следующие пять категорий: «Транспорт, логистика», «Продажи», «Строительство», «Производство, сырье и сельское хозяйство» и «Без опыта, студенты». На них приходится около 66% запросов пользователей «Avito Работа» в столице Татарстана.

Superjob.ru отмечает наибольший прирост резюме среди рабочего персонала. Так, по словам Павла Лебедева, руководителя направления исследований, за год число резюме в этой категории персонала увеличилось в 2 раза.

— Несмотря на это, конкуренция среди рабочих остается предельно низкой: 0,9 резюме на вакансию, — утверждает Лебедев. — На втором месте по увеличению активности соискателей сфера дизайна (+90% за год).

Что касается онлайн-сервиса для работодателей и соискателей HeadHunter, то здесь структура предложения выглядит следующим образом. Пятую часть всех соискателей составляют выпускники и молодые специалисты. Еще 14% кандидатов претендуют на должность в сфере продаж. На третьем месте по востребованности со стороны соискателей производственная сфера и бухгалтерия (по 8%).

Работодателям не нужны чиновники, студенты, маркетологи и топ-менеджеры

Наиболее востребованными специалистами на рынке труда Татарстана в июле 2015 года вновь были специалисты сферы продаж. По данным HeadHunter, на их долю пришлось 37% всех запросов работодателей. Второе место по востребованности делят специалисты IT-сферы и банковские служащие — их искала каждая десятая компания республики. На третьем месте по востребованности производственный персонал (8% от всех размещенных вакансий).

Наибольшее снижение числа вакансий, по данным Superjob.ru, зафиксировано в маркетинге (-76%) и туризме (-61%).

По словам руководителя пресс-службы казанского филиала HeadHunter Натальи Парфеновой, также сложно сейчас найти работу кандидатам из сферы «Государственная служба» — на одну открытую вакансию приходится почти 29 резюме. Высока и конкуренция среди соискателей без опыта работы (студенты и выпускники вузов) — 15 резюме на одну вакансию. Сложно найти работу юристам (9 резюме на одно место) и топ-менеджерам (7 резюме на одно место).

Рост зарплатных предложений ниже роста инфляции

По данным HeadHunter, средний уровень предлагаемой работодателями заработной платы в июле этого года составил 27 500 руб. Это всего на 6% больше того уровня вознаграждения, которое предлагали работодатели в июле прошлого года. При этом инфляция с августа прошлого года по июль 2015-го составила 14,69% (пересчет официальных показателей месячной инфляции).

— В годовом эквиваленте зарплатные предложения выросли на 4,5%, рассказывает Ольга Чекалдина, старший аналитик рекрутингового портала Superjob.ru. — В 2014 году в июне отмечались аналогичные показатели годового прироста. Тем не менее, учитывая уровень инфляции, можно говорить о снижении реальных доходов населения.

Что касается зарплатных ожиданий соискателей, то они также не претерпели изменений по сравнению с июнем 2015 года. Средний уровень заработной платы, который указывают соискатели в своих резюме, — 30 000 руб. Это немногим больше (на 4%) того уровня, что был год назад. Как поясняет Ольга Чекалдина, зарплатные ожидания соискателей традиционно на 5-10% превышают зарплатные предложения: «Особо предусмотрительные делают это для возможности маневра, чтобы иметь возможность снизить планку при обсуждении конкретного предложения о работе, но при этом получить желаемый доход».

Фото на постере astra.nsk.ru

Гузель Шамилова, Дмитрий Семягин

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Аналитика

Новости партнеров