Банковская миграция в Татарстане: между онлайном и офлайном

В Казани за 7 месяцев закрылось втрое больше банковских офисов, чем открылось новых

С начала года в Татарстане на треть сократил представительство «ОТП-банк», на 2% — Сбербанк. При этом эти и другие финансовые организации продолжают развивать новые способы ведения бизнеса и предпочитают переводить работу в Интернет. Эксперты «Реального времени» пришли к выводу, что банковская сфера постепенно превращается в IT-платформу, а потребность в традиционных офисах уменьшается.

Когда они не возвращаются

Как стало известно «Реальному времени» (данные предоставлены компанией «2ГИС»), с 1 января по 1 августа 2015 года по Казани и ближайшим населенным пунктам удалили 67 банковских офисов. Новые отделения открывались, но их оказалось втрое меньше — только 23, рассказал «Реальному времени» пресс-секретарь компании Максим Бугаев.

Аналогичную тенденция отмечают в «2ГИС» по Набережным Челнам и прилежащим населенным пунктам: за семь месяцев года было закрыто 32 банковских офиса, а открыто только девять новых.

Лидеры по сокращениям

С начала этого года 11 российских банков (Сбербанк, группа «ВТБ», «Восточный», «Русский стандарт», «Ренессанс Кредит», «Росбанк», «ОТП-банк», «Райффайзенбанк», «Нордеа-банк», «ХФК-банк», «Росбанк») официально заявляли о намерении сократить филиалы или покинуть некоторые города присутствия.

По оценкам «Коммерсанта», в целом по стране «ХФК-банк» сократил отделения на 20% (до 586). «Русский стандарт» ужался на 3,5% (до 300 отделений), «ОТП-банк» — на 28% (до 143 отделений), «Ренессанс Кредит» — на 8% (до 156 отделений).

Наибольшее сокращение провел банк «Восточный» — из 1,2 тыс. отделений банк отказался от 500. У госбанков статистика значительно ниже. Так, Сбербанк сократил присутствие в стране на 1,17% (на 202 офиса), группа «ВТБ» — на 2,6% (на 48 офисов). «Райффайзенбанк» не собирается сокращать количество офисов, но уходит из 21 города.

Мы открылись

Причиной стала потребность уменьшить издержки на аренду офисов и содержание персонала. При этом, как выяснило «Реальное время», мало кто из них ушел из Татарстана.

Пресс-секретарь отделения «Банк Татарстан» (Сбербанк) Альбина Овчинникова рассказала, что организация в 2015 году закрыла 2% отделений Сбербанка в РТ. «Работа по оптимизации филиальной сети происходит последние 4 года. Закрываются отдельные нерентабельные офисы, укрупняются существующие филиалы. При этом создаются альтернативные условия работы с клиентами», — заметила Овчинникова.

Также сократил представительство в Казани «ОТП-банк». Из трех отделений в течение первого полугодия было закрыто одно, рассказала глава пресс-службы финансовой организации Виктория Бакаева. При этом в России из 199 отделений, работавших на 1 января, сегодня действуют только 143.

В пресс-службе «Восточного» и группы «ВТБ» изданию рассказали, что сокращения числа точек присутствия не было. Более того, глава группы по связям с общественностью ВТБ по регионам ПФО Марина Матясова пояснила, что банки группы (ВТБ, ВТБ24, «Банк Москвы», «Лето Банк») увеличили количество точек присутствия: «Так, на 1 января их насчитывалось 1 768, а на 1 мая 2015 года — 1 794».

«Сейчас, к сожалению, такое время, что планы развития есть только у сетей»

О том, как сказалось на рынке недвижимости сокращение присутствия «Сбербанка» в Татарстане, мы уже писали. Опрошенные «Реальным временем» брокеры также соглашаются, что на рынке все больше освобождается помещений, которые ранее занимали кредитные учреждения.

Мурат Ахмеров — генеральный директор консалтинговой компании «А-Девелопмент»:

— Сейчас у нас в работе несколько банковских помещений, откуда съехали, в их числе Сбербанк. Как правило, банковские помещения оборудуются кассовыми комнатами, там техукрепленность, которая стоит больших вложений. И конечно, лучше всего сдавать эти помещения банкам, но, к сожалению, банковская экспансия сошла на нет, и многие банки пересматривают свои форматы, переходят с маленьких удаленных в большие и в многолюдных местах. Сейчас действительно наблюдается тенденция перехода на интернет-торговлю, интернет-банкинг. Это дешевле, потому что банки, как правило, арендуют помещения по самым высоким ставкам, самые лучшие места, а тут, видимо, требуют сократить.

Примерная стоимость процедуры демонтажа для переоборудования помещения из банковского в торговое обойдется в 150 тысяч рублей. Далее восстановление отделки и прочие ремонтные работы. Освободившиеся банковские помещения недолго пустуют. Как правило, банки занимают лучшие территории, и новые арендаторы находятся за 1-3 месяца. Это могут быть магазины одежды, объекты общепита. Сейчас, к сожалению, такое время, что планы развития есть только у сетей. Они активно развиваются несмотря ни на что.

Марат Габдуллин — генеральный директор «Аренда сервис Казань»:

— Если у банка помещение было в собственности, то, как правило, оно выставляется на продажу, сдавать в аренду — это не профильный бизнес для банков. Если помещение банк арендовал, то собственник замещает банк другим арендатором. Причем надо понимать что помещение под банк очень специфичное и должно отвечать определенным требованиям. Любое открытие филиала или допофиса банка надо согласовывать с ЦБ. Поэтому стараются банки замещать банками. Кроме того, если в помещении банка была полноценная касса с хранилищем, то это будет плюсом в замещении именно банком и вряд ли подойдет кому-то еще. Переделок, а значит, затрат много. Хотя в моей практике есть случай, когда помещение бывшего банка сейчас занимает офис.

Мобильный банкинг как спасение в кризис

Управляющий директор «Модульбанка» Яков Новиков заметил, что сегодня все больше банков отказываются от отделений, предпочитая проводить операции онлайн: «Россия входит в число лидеров по росту количества пользователей мобильных телефонов и распространения доступа в Интернет. Поэтому постепенно лидирующие позиции займут банки, которые делают ставку на дистанционную работу с клиентами. На рынке уже есть примеры успешных банков, которые работают без отделений, — «Тинькофф», «Рокетбанк». Если посмотреть на зарубежный опыт, то клиенты предпочитают онлайн-банки. Например, показатель NPS (характеризует лояльность клиентов банку, готовность рекомендовать его друзьям) практически в 2 раза выше у организаций, которые специализируются на онлайн-обслуживании клиентов по сравнению с классическими банками».

Также, по его мнению, сейчас у финансовых организаций нет объективных причин расширять сеть офисов: «Думаю, в ближайшее время банки сфокусируются на том, чтобы научить своих клиентов пользоваться мобильным или интернет-банком».

Слова Якова Новикова подтвердил и пресс-секретарь «Восточного» Иван Баринов: «Новая бизнес-стратегия предполагает акцент на классических отделениях в домашней зоне (Дальний Восток и Восточная Сибирь) и обслуживании клиентов с помощью других каналов: контакт-центр, агентская сеть, интернет- и мобильный банк. Так, с 1 августа клиенты «Восточного» могут погашать кредиты в отделениях Почты России по всей стране без комиссий».

В Сбербанке также отмечают, что значительную часть операций клиенты уже проводят через «Сбербанк-Онлайн».

Банки уводят клиентов в Сеть

Эксперты «Реального времени» считают, что выход в Интернет — для банков тренд не новый. Однако в условиях, когда содержать традиционную сеть офлайн-офисов становится накладно, способ общения с клиентами через Сеть набирает популярность.

Никита Куликов — исполнительный директор консалтинговой компании HEADS:

— Переход банков в онлайн — это тренд, причем не самый новый. В группе «Открытие» так работает «Точка», а ТКС изначально был виртуальным банком без реального офиса.

В целом, если подходить к банковскому бизнесу как к вопросу предоставления услуг, то офисы практически не нужны. Главное — наличие соответствующего количества банкоматов, способных перекрыть потребности клиентов.

Глобальные экономические кризисы и высокая конкуренция в банковской сфере заставляют даже такой консервативный бизнес искать новые ниши и возможности. Мы с приходим к тому, что оказание банковских услуг стало определенным IT-продуктом или IT-платформой, для которой важно не столько наполнение (так как в банковском бизнесе сложно изобрести велосипед), сколько удобство использования и подачи информации.

Банки соревнуются между собой в том, кто разработает самую удобную мультиплатформенную программу, а не в том, у кого отделений больше и у кого они шикарней.

Тем не менее в итоге на рынке банковских услуг все равно должны будут образоваться операторы, владеющие сетью банкоматов, которые предложат использовать их таким банкам.

Елизавета Зайцева — генеральный директор интернет-сервиса «Давай сравним»:

— С учетом общеэкономической ситуации банки сокращают количество операционных отделений и привлекают средства вкладчиков через дистанционные каналы. Это снижает операционные расходы на оформление договоров вкладов и уменьшает ставку привлечения. Яркие примеры — «Открытие», «МДМ», «БинБанк», «МКБ», которые предлагают повышенные ставки по депозитам (на 0,5-1%) при оформлении вкладов онлайн.

Евгений Петров — редактор информационного портала Easyfins.ru:

— Банкам незачем содержать разветвленную сеть офисов. Для ее сохранения или развития нужны капиталоемкие затраты (аренда или имущество офисов, расходы на персонал, охрана, логистика и так далее).

В 2014 году ЦБ показал тренд на ужесточение политики, результатом которой стало сокращение доходности банковского розничного бизнеса (косвенно виновата и экономическая ситуация). Население закредитовано на годы вперед. В городах с населением менее 1 млн человек — а это две трети страны — двум банкам становится уже тесно.

Поэтому негласно дан зеленый свет развитию микрофинансовых организаций. При минимальных затратах на содержание точек продаж и персонала доходность у них в разы выше (банковская розничная маржа в зависимости от фондирования — порядка 15%, в микрофинансовых организациях — 30-40%).

Объективно каждый найдет свою нишу: банки переводят клиентов в Интернет, предлагая совершать операции через интернет-банк, потребительским повседневным кредитованием займутся микрофинансовые организации, ипотечное или инфраструктурное кредитование будет представлено двумя-тремя игроками в регионе.

Со временем территориальные границы сотрутся: даже если офис банка будет открыт за 200 км, клиенту достаточно иметь доступ в Интернет, чтобы вносить регулярные платежи и проконтролировать поступления денег на счета. Если требуется оформить кредит до 50 тысяч рублей, аналогично — дистанционно на сайте микрофинансовой организации, а если сумма кредита больше, тогда придется терпеть неудобства и поездить в районные центры. Но потребность у граждан в услугах, которые могут оказать исключительно в банковском офисе, уже минимальна.

Фото на постере kp40.ru

Юлия Красникова, Анастасия Юрьева, Гузель Шамилова

Новости партнеров