Перешли все границы: как татарстанцы захватили земли Самарской области и Удмуртии под ИЖС
Сегодня депутаты республики решали, как навести порядок с картами деревень и городов
Как навести порядок с картами деревень и городов, сегодня решали на заседании Комитета Госсовета Татарстана по государственному строительству и местному самоуправлению. Жители некоторых населенных пунктов в прямом смысле перешли все границы и построили объекты не только в соседних районах республики, но и в соседних областях. Так, два гражданина имеют татарстанскую прописку, но если смотреть по карте — живут на территории Самарской области. Несколько жителей Агрызского района влезли на территорию Удмуртии. При установлении кадастровых границ, чем сейчас активно занимается Росреестр, у них могут возникнуть сложности. Подробности в материале «Реального времени».
«Это же не государственная граница — пограничные столбы не стоят»
Живешь в Байконуре, а почтовый адрес имеешь московский — ситуация, характерная для зон особого режима, возникла и в Татарстане. Населенные пункты разрастаются (чему способствует и закон о выделении земли многодетным) и выходят за свои границы. Хорошо, если город, село или деревня находятся в центре района, в этом случае жителям ничего не грозит — они как были, к примеру, менделеевцами и налоги платили в казну Менделеевска, так ими и остаются. Другое дело, если деревня находится на границе района — ненароком можно оказаться на чужой территории. Что произошло с жителями деревни Салтыковка.
— По факту и по прописке несколько десятков домов Салтыковки — в Менделеевском районе, а по карте — в Елабужском. Мы выявили еще несколько населенных пунктов, которые расширились, — Сокуры частично прописаны в Сокуровском поселении, а по границам кадастрового учета находятся в Кирбинском. Полянка частично ушла в Рыбную Слободу, в Альметьевске два дома ушли за границу, — рассказал заместитель министра земельных и имущественных отношений Рустэм Мерзакреев.
Как же произошло, что местные власти начали в прямом смысле превышать рамки дозволенного и выделять земли на территории других муниципальных образований? В ответ присутствующие на заседании чиновники только развели руками: мол, сами знаете, как у нас бывает.
— Это же не государственная граница — пограничные столбы не стоят, чтобы все видели. Это мы выезжаем из Казани и видим таблички, и то не везде они есть, — объяснил Мерзакреев.
«У нас половина населенного пункта лежит на территории Самарской области»
Впрочем, и в Казани такие ситуации есть.
— Мы знаем проблемы Научного городка. Никоим образом он к Казани не относится, как люди там получили казанскую прописку? Или в районе аэропорта у людей прописка: «Казань, Советский район». Просто адрес старого аэропорта взяли, и все, — рассказал замминистра.
Есть и совсем парадоксальные, если не сказать противозаконные, ситуации. Так, два жителя приграничного Агрыза, имея татарстанскую прописку, фактически живут на территории Удмуртии. Такая же ситуация на границе с Самарской областью.
— У нас половина населенного пункта лежит на территории Самарской области, два человека там прописаны, — рассказали на заседании комитета.
Обратных примеров, когда жители соседних областей залезли на территорию Татарстана, не привели, но это не значит, что их нет. Впрочем, эту щекотливую тему предпочли не продолжать и сосредоточились на делении границ внутри Татарстана.
— Если оставить это так, как есть, то при постановлении границы на кадастровый учет деревни придется делить пополам — одна в одном районе, другая в другом. Нам надо вносить исправления в закон, чтобы не было проблем у населения, чтобы они находились в том поселке, в котором прописаны, — отметил председатель парламентского комитета Альберт Хабибуллин.
«Если населенный пункт оказывается в городском поселении, то все льготы отменяются»
Еще одна проблема — если утвердить границу в том виде, в каком она проходит сейчас, то часть отчужденного населенного пункта придется присоединять к другому, и жители, если примкнут к более статусному муниципальному образованию, могут потерять часть льгот.
— У нас есть райцентры, которые имеют разные статусы. Актаныш — это райцентр, маленький городок, но статус у него сельского поселения. А есть райцентр меньше Актаныша, но носит статус поселка городского типа. А если населенный пункт оказывается в городском поселении, то все льготы отменяются, все тарифы, свет, газ — как в городском поселении, — напомнил Хабибуллин.
Депутаты решили не утверждать существующие границы, при которых поселки пришлось бы делить пополам, а установить новые — по границам стихийно сформировавшихся поселений. На ближайшей сессии Госсовета примут соответствующий закон. После того как Росреестр поставит границы на кадастровый учет, выделять землю где попало муниципальные власти уже не смогут.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.