Сергей Юшко: «Западный бизнес Россию любит»

Особенности дружбы с китайцем, ковровые бомбардировки технопарков и почему технологические стартапы не растут в БЦ

Сергей Юшко: «Западный бизнес Россию любит»
Фото: realnoevremya.ru

Гостем очередной онлайн-конференции «Реального времени» накануне стал гендиректор инновационно-производственного технопарка «Идея» Сергей Юшко. На встрече он рассказал, для чего нужен технопарк, почему при разработке проекта надо мыслить в мировых масштабах, чем может быть интересен Китай и как Иннополису стать магнитом для специалистов.

Не растут технологические стартапы в бизнес-центрах

Сергей Юшко встречу начал с некоторого экскурса в историю «Идеи». По его словам, в технопарке «Идея» выросло уже почти 700 резидентов, которые распространились по Республике Татарстан и другим регионам. «Время от времени возникают яркие компании, о которых мы рассказываем и которых всем показываем. Мы сами у них учимся. Пытаемся понять, что позволило им так вырасти», — поделился он.

К концу прошлого года в технопарке резиденты создали 550 новых рабочих мест. При этом их средняя зарплата оказалась выше, чем средняя по Татарстану — по результатам 2014 года она составила 29 312 рублей: «Примерно такая же статистика по прошлому и по позапрошлому году». Из технопарка ежегодно уходит около 60 компаний — «мы работаем как конвейер», заметил Юшко.

Оборот резидентов в 2014 году составил 8,1 млрд рублей. Юшко назвал его хорошим. К тому же государственных денег здесь нет — исключительно средства, заработанные на рыночных условиях. Компании в технопарке работают по трем основным направлениям: автоматизация технологических процессов, медицинские технологии и цифровой маркетинг.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Сергей Юшко: «Мы организовываем конкурсы, экскурсии, привозим делегации, сводим компании, которые могли бы стать партнерами»

Технопарки — это создание условий: «Мы организовываем конкурсы, экскурсии, привозим делегации, сводим компании, которые могли бы стать партнерами. Если мы начинаем инвалидам (малым компаниям, у которых ничего не получается — прим. ред.) переставлять ноги, это не функция технопарка. Такой подход порождает иждивенчество». Цель технопарка — создаются достаточные условия для роста.

Одно из таких — арендная плата: «Не растут малые технологические компании в бизнес-центрах. Если компания создается «с гаража», у них нет денег на аренду. Так что мы на первом этапе предлагаем небольшую арендную ставку, которая затем растет в течение нескольких лет».

Пример казанских Сикроски и Илонов Масков заразителен

По словам Сергея Юшко, все малые компании-резиденты «Идеи» очень плотно интегрированы в работу университетов: «Наши компании на волонтерской основе читают лекции, мастер-классы. Примечают там толковых ребят и приглашают к себе на работу уже со второго курса».

Объясняется это потребностью в кадрах. «Компании без серьезного кадрового потенциала развиваться не могут», — заметил спикер. При этом университеты не всегда понимают, как подготовить специалиста к непосредственной практической работе. Вузовское образование нужно подстроить под экономику, чтобы оно развивалось не перпендикулярно, а вместе с ней, считает Юшко:

«Когда мы вспоминаем Сикорски, Маска, Возняка, хочется поразбираться в их корнях. Можно их показывать, как историю успеха. Но мне нравится, когда наши резиденты себя показывают. 20-летний студент видит перед собой своего ровесника, который может чуть старше, но уже сделал бизнес, работает, и он не откуда-то там из Китая, а из нашей Казани». По словам Юшко, в Казани такая система вполне работает:

— Школьники — очень интересная аудитория. Понятно, что предприятия создают в более зрелом возрасте. Но глаза начинают гореть уже у школьников. Они порой дают очень интересные технологические решения, которые используют и на КАМАЗе.

Конкуренция всегда, везде и во всем

Вместе с этим в Казани и России очень низкая конкуренция, а это не дает необходимого развития технологий в нашей стране, считает Юшко.

В качестве примера он привел корпорацию Sony. Сегодня из-за высочайшей гонки технологий в ее сфере компания отказалась патентовать каждую свою разработку — дескать, какая разница, если через некоторое время ее повторят конкуренты? Вместо этого Sony решила как можно больше и чаще выпускать инновационные продукты.

Юшко отметил, что авторам проектов нужно мыслить масштабно. Нельзя замыкаться только на местном рынке или делать разработку исключительно для Запада или Востока. Заниматься высокотехнологичным проектом стоит, только если разработку можно применять в любой точке мира, а инновации выпускать несколько раз в год. По этому принципу работают и в «Идее», заверил Юшко.

По словам Сергея Юшко, несмотря на всевозможные экономические ограничения, западный бизнес не собирается разрывать контакты с Россией Роман Хасаев/realnoevremya.ru

Россию любят, несмотря на санкции

Сергей Юшко отметил, что, несмотря на всевозможные экономические ограничения, западный бизнес не собирается разрывать контакты с Россией: «Россию любят. Может, политики где-то и о чем-то не договорились, но предприниматели, структуры, которые работают в интересах предпринимателей, не хотят прерывать отношений. Они говорят, что без России ничего не получится. Россияне, технологи, специалисты, занимают на рынках Европы и Востока значительное место. Просто так взять и отрезать их не получается».

Конечно, определенное влияние на общие условия санкции оказывают: «Если придумывать гадости, просто так они не пройдут. Но люди умеют и учатся работать в любых условиях. Главное — чтобы было желание. Все компании стараются работать с РФ. Даже если им говорят, что нельзя, находится способ, как можно».

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Сергей Юшко: «Китай очень долго дружит. Для европейца контракт — основания к действию. Для КНР — начало большой дружбы»

Китайские ковровые бомбардировки гигантских технопарков

В процессе разговора несколько раз в пример ставился Китай и его методы организации инвестиционного пространства. Саму процедуру развития технопарков в КНР Юшко обозначил как «ковровое бомбометание деньгами».

По его словам, в Китае создано большое количество технопарков: «Если у нас есть замечательная особая экономическая зона «Алабуга», то в Китае только в одной провинции может быть до 50 таких «Алабуг». Да и сами по себе здания технопарков огромные по размеру.

Еще одна отличительная особенность — методика запуска производства. Резидент технопарка в Китае бесплатно получает от властей землю, ему бесплатно строят здание и дают оборудование.

Интересна и партнерская ментальность КНР: «Китай очень долго дружит. Для европейца контракт — основания к действию. Для КНР — начало большой дружбы. С Китаем спотыкаются те, кто пытается очень быстро действовать», — заметил Юшко.

Татарстан — один из ведущих регионов России по развитию условий для производства инноваций, считает Сергей Юшко Роман Хасаев/realnoevremya.ru

Магнитное поле Иннополиса

Сейчас в процессе развития технологий большое внимание нужно уделять человеческому капиталу. Если человек в этом регионе может получать знания, лечиться, учиться, удовлетворять свои потребности — он останется. В противном случае он найдет место с более удобными условиями для жизни.

— Охота идет за всеми людьми с компетенциями, — говорит Юшко. Для этого создаются специальные условия-магниты: «Если ты людей смог притянуть, они будут тут жить, создавать продукцию и развивать регион».

Татарстан, по мнению Юшко, — один из ведущих регионов России по развитию условий для производства инноваций. Но и к нам необходимо привлекать качественные квалифицированные кадры: «Если ты будешь ограничиваться тем числом людей, что сейчас есть в Татарстане, никакие задачи не поднимешь. Должно быть большее количество людей».

На сегодня магнитом для привлечения кадров в РТ является Иннополис. Но новый город нельзя просто «открыть», над ним нужно работать, говорит Юшко: «Тогда туда будут приходить, ездить. Нужно говорить о том, что в РТ комфортно жить и работать. Если в Иннополисе удастся создать университет, который будет притягивать иностранных специалистов и иностранных студентов, это будет большой успех».

Полную стенограмму онлайн-конференции можно будет вскоре прочитать на сайте «Реального времени».

Юлия Красникова, фото Романа Хасаева
МероприятияOnline-конференции

Новости партнеров