Урбанисты задали 6 вопросов о будущем Иннополиса

Сегодня в рамках урбанистического форума на круглом столе «Иннополис: первый город России 21 века» урбанисты откровенно поговорили с мэром Егором Ивановым о будущем города. Обсуждался широкий круг тем от концепции и глобальной идеи нового города до вопроса о том, где поставить новогоднюю елку. За дискуссией наблюдал корреспондент «Реального времени».

Вопрос 1. Мода меняется — кому будет нужен IT-город через 30 лет?

Первую проблему в своем вопросе сформулировал модератор круглого стола, специальный корреспондент медиахолдинга «Эксперт» Алексей Щукин. Он отметил, что Иннополис стартовал на два года позже, чем Сколково, но уже опередил его. Однако с новыми городами есть серьезная проблема, ведь строятся они на столетия вперед, а бурное развитие технологий меняет облик всего окружающего гораздо быстрее.

— Мода быстро меняется: те города, которые 40 лет назад воспринимались с невероятным воодушевлением и восторгом — Бразилиа или Чандигарх, — сейчас воспринимаются чуть ли не как грандиозные градостроительные провалы.

Кроме собственно архитектурных и урбанистических проблем в репликах прозвучало и мнение о том, что неизвестно, что будет с отраслью через 20-30 лет и насколько будет востребован подобный город.

Вопрос 2. Из кого будет формироваться местное сообщество? И немного о сексе

Вторая проблема Иннополиса обозначилась после выступления его мэра Егора Иванова. В нем градоначальник очень наглядно описал идеологию работы городской администрации, в частности отношение к жителю как к клиенту. В целом рассмотрение города как бизнес-проекта или сервисного центра не вызвало у экспертов отторжения, а фразы «целевые жители», «лояльность жителей» звучали довольно необычно, хотя и более чем логично, что впоследствии и позволило урбанистам выдвинуть ряд предложений.

Егор Иванов отметил, что Иннополису предстоит конкуренция с Москвой, которая сейчас концентрирует в себе основных специалистов IT. При этом мэр не обошел и интимных тем:

— Я искренне верю, что сейчас место намного больше определяет судьбу человека, чем образование, наследство, связи. Потому что место определяет и уровень достатка, и сексуального партнера, и круг друзей.

Проблему такого подхода первой сформулировала руководитель Центра городских исследований Московской школы управления «Сколково» Ксения Мокрушина. В частности, она отметила, что многие новые города столкнулись с тем, что в погоне за окупаемостью они создаются для богатых:

— Богатые покупают квартиры, при этом там не живут, никак не участвуют в создании будущего таких городов, не занимаются созданием местного сообщества. А кто же будет этим заниматься? Мы сегодня не затронули проблему доступности — кому эта инфраструктура будет доступна, кого мы там ждем, какие профили клиентов? Немного настораживает это слово: клиенты — это кто? А если он не может себе позволить жить в этом городе? Мы исключаем те категории граждан, которым недоступны эти сервисы?

Вопрос 3. В чем фишка?

— Все инновационные города последнего десятилетия имеют яркую фишку: Масдар спроектирован как город, где такси ездят без водителя. ZeroEnergy — город, который сам производит энергию и массу инноваций. Скажите, а в Иннополисе найдена своя фишка? — адресовал вопрос Егору Иванову Алексей Щукин.

Мэр Иннополиса, отвечая на вопрос, вернулся к проблеме конкуренции за человеческий ресурс и отметил, что город предлагает определенность и компактную среду.

— Зачем человек уезжает из места, где он родился? Он уезжает в поисках лучших условий и, что, наверное, характерно для нашей страны, за поиском какой-то определенности. Главное, что Иннополис может предложить, — это определенность: вот есть работа, доступное арендное жилье, детский сад, медицинский центр, университет, — рассказал Егор Иванов.

Олег Шапиро: «Квалифицированный человек, который получил образование в крупных университетах, возможно, и за рубежом, должен отказаться от этого разнообразия, от комфорта разностей и приехать обратно туда, где ничего нет, кроме перспектив. А перспектив чего? Мне кажется, тут нужны какие-то социальные проекты»

Вопрос 4. Кто откажется от разнообразия возможностей?

Управляющий партнер архитектурного бюро Wowhaus Олег Шапиро сравнил амбиции по привлечению людей в Иннополис с плаванием против течения и аргументы предложил довольно веские:

— Квалифицированный человек, который получил образование в крупных университетах, возможно, и за рубежом, должен отказаться от этого разнообразия, от комфорта разностей и приехать обратно туда, где ничего нет, кроме перспектив. А перспектив чего? Мне кажется, тут нужны какие-то социальные проекты.

В качестве возможного решения Шапиро предложил больше экспериментировать и пробовать новое.

Вопрос 5. Как избежать превращения Иннополиса в обычный моногород?

Советник мэра Новосибирска архитектор Александр Ложкин обозначил еще одну острую тему, а именно как избежать превращения Иннополиса в обычный моногород. Правда, рецепт эксперт предложил сразу же — это создавать условия для новых бизнесов. Хотя концепция города вроде предлагает множество резидентов, тем не менее недооценивать возможность подобного развития города не стоит.

Партнер ООО «А-Б Студия» Андрей Чельцов рассказал, как создавались технопарки в Британии и лондонский Сити. По его словам, это были условные бараки с минимумом инфраструктуры и максимально благоустроенной средой, что делало возможным снизить аренду вдвое по сравнению с аналогичными предложениями. При этом, что касается лондонского Сити, то большинство договоров было заключено еще до начала стройки. «Все решают люди и деньги», — подытожил Чельцов.

Кроме этого, Александр Ложкин поделился и любопытным опытом новосибирского Академгородка. Так, оказалось, что дети не всех ученых становятся учеными, и уже в 80-х Академгород превратился в престижный спальный район Новосибирска. Станут ли подобные перспективы угрозой специализации Иннополиса, либо, наоборот, придадут ему многогранность, эксперт распространятся не стал.

Михаил Алексеевский: «Должно быть то место, где все жители Иннополиса собираются праздновать Новый год, пока я его не вижу»

Вопрос 6. Где в Иннополисе можно поставить новогоднюю елку?

Шестой вопрос сформулировал руководитель центра городской антропологии КБ «Стрелка» Михаил Алексеевский. Он рассказал, что его водили по Иннополису, и, когда он спросил, где находится центр, ему показали университет. Однако, по словам эксперта, это не может быть центром города, поскольку центром должна быть некая площадка, на которой возможна коммуникация, например, ярмарочные площади средневековых городов.

— Должно быть то место, где все жители Иннополиса собираются праздновать Новый год, пока я его не вижу, — отметил Алексеевский.

Впрочем, Егор Иванов отметил, что елку можно поставить на площади перед университетом, а городской центр есть в мастер-плане, просто пока он еще не построен.

Фото автора, Максима Платонова, postnauka.ru

Александр Третьяков

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров