Банковская реклама: доминирование ВТБ, цена шоу «Голос» и сухой паек казанских рекламщиков

Рекламные бюджеты банков России (без учета скрывших отчетность и лишенных лицензии банков) в прошлом году составили 31,3 млрд рублей, увеличившись по сравнению с 2015 годом почти на 25%. Четверть совокупного маркетингового бюджета контролировала группа ВТБ, тогда как Сбербанк, напротив, сократил расходы. Как выяснила аналитическая служба «Реального времени» татарстанские банки в прошлом году сократили расходы на продвижение почти на треть — до 218 млн рублей, более половины этой суммы обеспечил один банк — «Ак Барс».

Щедрость Тинькова и экономия Грефа

В 2016 году общие расходы банков России на маркетинг и рекламу составили 31,3 млрд рублей. За год бюджеты кредитных организаций на продвижение выросли почти на четверть. Пятерка крупнейших рекламодателей не поменялась, однако внутри нее произошла некоторая перестановка сил. В частности, банк «Тинькофф кредитные системы» обошел Сбербанк по объему бюждета. Банк Олега Тинькова нарастил маркетинговые расходы за год более чем в два раза до 2,7 млрд рублей. А вот Герман Греф, напротив, единственный из топ-5 срезал расходы на 3% до 2,6 млрд рублей. Кстати, в десятке крупнейших российских банков-рекламодателей также поступил только «Альфа-банк», маркетинговый бюджет которого сократился на 8% до 0,7 млрд рублей за год.

Из 31,3 млрд рублей совокупного рекламного бюджета банков России в 2016 году четверть (!) обеспечил банк ВТБ. Вероятно, из 7,4 млрд рублей маркетинговых расходов второго по величине банка страны значительная часть пришлась на поддержку спорта. Однако немалые деньги достались и рекламщикам. В пресс-службе банка ВТБ газете «Коммерсант» пояснили, что такой рост расходов в отчетности связан с интеграцией «Банка Москвы» весной 2016 года и рекламой розничных продуктов ВТБ.

Банк Олега Тинькова нарастил маркетинговые расходы за год более чем в два раза. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Сильнее всех из числа первой пятерки банков-рекламодателей свой бюджет в прошлом году увеличил банк «Югра». Расходы кредитной организации на продвижение взлетели более чем в 5 раз до 1,7 млрд рублей. В банке объяснили это отражением в отчетности расходов на рекламные кампании 2014 и 2015 годов. Напомним, «Югра» является генеральным спонсором рейтингового песенного телешоу «Голос» на «Первом канале», поддерживает мужскую волейбольную команду «Динамо».

Сократил маркетинговый бюджет сильнее других крупнейших рекламодателей в прошлом году «Россельхозбанк», срезав более 30%. По итогам года вложения банка в продвижение составили 0,6 млрд рублей, тогда как в 2015 году банк отчитался о 0,9 млрд рублей рекламного бюджета.

Топ-20 крупнейших банков-рекламодателей в России в 2016 году, данные ЦБ РФ, тыс. руб.

Наименование банка

2016 г.

2015 г.

Динамика

1

Банк ВТБ

7 444 640

5 602 021

133%

2

Тинькофф Банк

2 725 682

1 280 735

213%

3

Сбербанк

2 678 702

2 754 327

97%

4

Газпромбанк

1 907 642

1 137 547

168%

5

Банк «Югра»

1 707 238

323 655

527%

6

ВТБ 24

1 151 172

659 378

175%

7

Почта Банк

886 879

542 828

163%

8

Райффайзенбанк

870 845

806 648

108%

9

Альфа-банк

764 324

832 545

92%

10

ФК Открытие

717 224

105 341

681%

11

Московский кредитный банк

670 255

675 793

99%

12

Совкомбанк

631 080

599 650

105%

13

Российский Сельскохозяйственный банк

627 324

917 482

68%

14

Восточный экспресс банк

570 289

225 238

253%

15

ОТП Банк

425 960

134 325

317%

16

Промсвязьбанк

401 444

330 066

122%

17

Ренессанс Кредит

339 669

336 760

101%

18

ЮниКредит Банк

304 017

180 149

169%

19

Росбанк

296 048

153 524

193%

20

Ситибанк

270 867

273 650

99%

Секреты Роберта Мусина и 5 тысяч Фоата Комарова

Татарстанские банки в 2016 году, в основном, сокращали расходы на продвижение. Без Татфондбанка, который был крупным рекламодателем, и «Тимер банка», также входившего в число крупнейших, совокупный маркетинговый бюджет республиканских игроков сократился на треть. Банки группы Роберта Мусина после кризиса в ТФБ скрыли свою отчетность.

Без ТФБ и «Тимера» татарстанские банки потратили на маркетинговые нужды в прошлом году 218 млн рублей, тогда как в 2015 году их совокупный бюджет составлял 310 млн рублей. Из десятки главных местных рекламодателей увеличили траты на рекламу только два банка — и оба из Челнов. «Автоградбанк» вложил в продвижение в прошлом году 5,6 млн рублей, в 1,5 раза больше, чем годом ранее. АКИБАНК потратил 5,3 млн рублей, нарастив рекламные расходы на 20%.

Увеличили рекламные бюджеты в прошлом году всего лишь пять банков из 17, отчитавшихся по 102-й форме ЦБ. Кроме «Автоградбанка» и АКИБАНКа, это «Татсоцбанк», «Камкомбанк» и «Заречье». Последний, кстати, увеличил расходы на маркетинг и рекламу более чем в 4 раза. Впрочем, его годовой бюджет не самый большой для этой отрасли — 1,1 млн рублей. Четыре татарстанских банка не тратят на рекламные нужны даже миллиона. Например, «Автокредитбанк», подконтрольный компании «СМП-Нефтегаз» Фоата Комарова, вложил в продвижение 5… тысяч рублей. Возможно, одной купюрой.

Расходы банков Татарстана на рекламу в 2016 году, данные ЦБ РФ, тыс. руб.

Наименование банка

2016 г.

2015 г.

Динамика

1

Ак Барс банк

127 018

206 046

62%

2

Спурт

26 013

28 397

92%

3

Аверс

13 541

15 475

88%

4

Энергобанк

12 069

13 213

91%

5

ИнтехБанк

7 099

7 763

91%

6

Девон-Кредит

7 027

7 547

93%

7

Автоградбанк

5 614

3 732

150%

8

АКИБАНК

5 334

4 418

121%

9

Банк Казани

4 913

12 382

40%

10

АНКОР БАНК Сбережений

4 848

7 103

68%

11

Татсоцбанк

2 201

1 540

143%

12

Камский коммерческий банк

1 508

1 318

114%

13

Банк Заречье

1 136

259

439%

14

Татагропромбанк

279

704

40%

15

Инвестиционный Кооперативный Банк

125

267

47%

16

Алтынбанк

13

84

15%

17

АвтоКредитБанк

5

0

Итого:

218 743

310 248

70,4

Фаиль Гатаулин, Сергей Кощеев
АналитикаЭкономикаБанкиТехнологииМедиа

Новости партнеров