«Мы хотим развивать цифровые услуги, но создаем закон, который может стать тормозом»

Эксперты IT— и телеком-сферы о проблемах «цифровой экономики» и революции из-за технологического скачка

«Мы хотим развивать цифровые услуги, но создаем закон, который может стать тормозом»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Как татарстанский телеком-бизнес реагирует на изменения законодательства в сфере информационных технологий? К каким последствиям для рынка и общества в целом приведет развитие «цифровой экономики»? Сколько человек останется «за бортом» и последует ли за этим революция? На какие сферы цифровизация повлияет сильнее всего, а какие останутся нетронутыми? Ответы на эти непростые вопросы постарались дать участники прошедшего накануне круглого стола «Новые возможности в эпоху цифровой трансформации», на котором побывал корреспондент «Реального времени».

«Затраты операторов будут перенесены на клиентов, что неправильно»

Экспертная панель, организованная группой компаний ComNews, собрала на своей площадке представителей татарстанского телеком- и IT-бизнеса, а также городских властей. Участникам мероприятия предстояло обсудить довольно непростые отношения «цифровой экономики» и телекоммуникационного бизнеса.

В первую очередь стоит заметить, что цифровизация нашей страны сопровождается серьезными изменениями в законодательной базе, и одним из ярчайших примеров здесь может послужить принятие «пакета Яровой—Озерова», на который участники встречи обратили особое внимание, что обоснованно — в нем прописано довольно много неприятных для телеком-бизнеса моментов.

«Закон Яровой» накладывает на телеком-операторов достаточно жесткие условия по поводу хранения больших объемов информации. Это предполагает большие затраты, которые, наверное, каким-то образом будут перенесены на клиентов, что неправильно — мы не хотели бы этого делать», — сетует директор по маркетингу компании «Таттелеком» Александр Смирнов.

«Затраты на «закон Яровой», наверное, каким-то образом будут перенесены на клиентов, что неправильно — мы не хотели бы этого делать», — сетует Александр Смирнов. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Уточним, что, по закону, операторы будут обязаны хранить данные в течение полугода, однако более реальным вариантом, на взгляд представителя компании «ОБИТ», является срок в трое суток. Заместитель начальника Управления IT и связи исполкома Казани Дмитрий Кремлев также высказался о «пакете» с негативной позиции: «С одной стороны, мы хотим развивать цифровые услуги и сделать наиболее удобную для нас информационную среду, но создаем такой закон, который может стать тормозом и приостановит многие действия коммуникационных агентств».

По мнению основателя компании «Мирас» Рамиля Миннизянова, изменение законодательного пространства в этой сфере дает определенный толчок для бизнеса: «Движение пошло с принятием электронного документооборота. Тогда бизнес начал постепенно «продавливаться» и входить в эту область, но пока уровень зрелости невысокий. Принятие любого закона в этой области позволяет бизнесу проникаться и пропитываться, но пока бизнес недостаточно понимает все возможности и преимущества». Схожего мнения придерживается директор по маркетингу и рекламе «БАРС Груп» Эльвира Гильманова, которая уверена, что без изменения нормативно-правовых актов «цифровая экономика» в России «просто не взлетит».

Технологии vs человек

В каких же сферах цифровые технологии будут внедрены в первую очередь? Исходя из ответов, озвученных экспертами на «круглом столе», процесс цифровизации сначала коснется здравоохранения, образования и сельского хозяйства, а также сфер, связанных с удобством человека (отдых, передвижение). В этот список также попадают банки и юриспруденция. Кстати, в этом контексте вспоминается Сбербанк, который намеревается уволить около 3 тысяч сотрудников и заменить их автоматическими алгоритмами, которые займутся юридическими вопросами.

Участники встречи также попытались назвать сферы, в которых не произойдет замены человека на технологии — обнаружилось их не так уж и много. К примеру, замначальника управления связи и IT исполкома Казани Антон Тараев уверен: «Все, что связано с креативом и искусством, останется «человеческим». Также спикер назвал сферу образования, но уточнил, что имеет в виду воспитание детей «от одного года и до того момента, когда они смогут обучаться сами».

Эксперты сходятся во мнении, что резкий технологический скачок в процессе цифровизации может привести к социальному взрыву, так как исчезнет множество профессий, а часть специалистов просто не успеет адаптироваться к изменениям в силу своего возраста.

«Если говорить про системы распределенных реестров, смарт-контрактов, то это одна из частей цифровой экономики, которая, наверное, позволит выкинуть из процесса большое количество людей. Яркие примеры, которые сейчас звучат: уберут нотариусов, юристов, упростят банковскую сферу, но это только верхушка айсберга. Постепенно любое решение по любому вопросу должно превратиться в смарт-контракт. Если цифровая экономика пойдет в эту сторону, то здесь вопрос революции возникнет очень остро. Внедрение буквально десятка смарт-контрактов может избавить рынок от доли в 10% населения. Это очень плохая тенденция, и эти механизмы тестируются уже сейчас. Вопрос к государству — как оно отработает регулирование, как быстро оно откроет эту бездну и как оно защитит население, считает Антон Тараев.

«Людей, реально принимающих решения в городе, должно остаться немного»

Однако не все разделяют опасения представителя исполкома. К примеру, начальник управления комплексных проверок ООО «Татинтек» Салават Ахметзянов считает, что никаких революций не ожидается, и рынок будет развиваться «исключительно с точки зрения экономической целесообразности».

Представитель исполкома также озвучил свое видение государственного и муниципального управления в России через 10 лет: по его словам, почти вся госсфера в рамках одного города будет состоять из трех-десяти «топов» и огромной информационной системы, принимающей практически все решения. Плюс останется обслуживающий штат: аналитики, программисты и разработчики.

«Людей, реально принимающих решения в городе, должно остаться немного. Если цифровая экономика взлетит, то это — первое изменение, которое должно произойти, потому что то, что делается внутри исполнительной власти — это принятие решений по четкому регламенту. Единственная проблема сейчас в том, что нет сквозной платформы и нет того объема IT-специалистов, которые занимаются государством», — резюмировал Тараев.

Лина Саримова
ТехнологииТелекоммуникацииIT

Новости партнеров