Не «просто Мария»: Шарапова делает шумный камбэк в мировой спорт

Российская теннисистка завтра впервые выйдет на корт после дисквалификации за употребление милдроната

Уже завтра на корте немецкого Штутгарта должно свершиться одно из самых громких и долгожданных событий не только в мире тенниса, но и всего спорта. Отбыв 15-месячную дисквалификацию Мария Шарапова впервые в истории возвращается в большой теннис с большого турнира с нулем в графе «рейтинг». О том, почему только Мария Шарапова смогла вернуться так громко, почему она нужна теннису больше, чем теннис ей, и как она справляется со скандалами вокруг своего имени в материале «Реального времени».

Свершилось! Маша Шарапова вновь в теннисе

За прошедшие 15 месяцев, что российская теннисистка провела вне спорта, можно было прочесть, услышать и увидеть несметное количество информации по ее делу в ITF, а также узнать множество мнений. Рассмотреть людей из мира тенниса с абсолютно новой стороны и увидеть кто есть кто и как к Марии относится. Поэтому не будем вновь поднимать всю эту историю и в который раз рассуждать, этично ли было дисквалифицировать Шарапову за препарат, который в то время, когда она его принимала, допингом не считался. Лучше расскажем, почему возвращение Марии Шараповой на турнир в немецком Штутгарте — само по себе феномен.

По большому счету не важно, интересуетесь ли вы теннисом или даже просто спортом в глобальном его смысле, «дело Марии Шараповой», пожалуй, именно та история, которая волнует людей разного спектра интересов со всего мира.

Начнем с того, что это возвращение станет первым случаем в истории тенниса, когда спортсмена уже внесли в сетку турнира, когда тот еще отбывает дисквалификацию. Случай уникальный, но если уж отталкиваться только от законодательной плоскости, то правила антидопинговой программы ITF и правила WTA этот камбэк позволили, а правила VADA просто-напросто его не запрещали. У Марии ровно «0» в графе «рейтинг». Она не начинала свое вхождение в мир большого тенниса, начиная с мелких турниров, как это обычно бывает после дисквалификации. А это уже делает Марию фигурой исторической.

Но что более важно, так это тот факт, что возвращение Марии Шараповой после 15 месяцев отдыха уже стало главным событием в мире спорта этой весны, а возможно и всего года. Ни одного возвращения в теннисе не ждали с таким бурлящим любопытством. Аккредитации для журналистов на этот турнир закончились уже задолго до старта игр, спортивные СМИ только и пишут о предстоящем турнире, а билеты разлетелись, как будто это финал Australian Open.

И именно поэтому организаторы турниров не только в Германии, но и в Италии, и в Испании выстроились в очередь, чтобы преподнести российской теннисистке право на участие в их турнирах по Wild Card («дикая карта» — приглашения на турнир вне принятых рамках отбора. — прим. ред.). Вряд ли подобное произошло бы с любой из европейских теннисисток. Есть подозрения, что на нечто подобное в мире тенниса могли бы пойти лишь ради еще одной фигуры — великой американки Серены Уильямс. Но даже та не вызывала бы столь высокого интереса у людей, не связанных с теннисом. А вот Машу знают все, и ждут ее тоже все.

Мария — больше чем теннисистка

Надо сразу оговориться, что даже для самой Марии Шараповой этот камбэк, возможно станет не таким уж огромным событием в ее жизни, как для ее многомиллионной армии поклонников. Ведь теннисистка прекрасно приспособилась к жизни и без спорта. Впрочем, она и не скрывала, что теннис — это лишь часть ее жизни. «Я за последний год выпила в разы больше алкоголя, чем за всю предыдущую жизнь, — говорила она зимой журналу Vogue. — Но это просто потому, что я вдруг начала ходить куда-то! Я бы свихнулась, если была бы только теннисисткой. Серьезно».

Мария активно ездила по планете, раздавала интервью, посещала многочисленные модные показы, прошла обучение в бизнес-школе одного из самых престижных университетов мира — Гарварда, ну и, конечно же, запустила свой бизнес по производству сладостей под лейблом Sugarpova. Когда CAS сократил дисквалификацию с двух лет до 15 месяцев, Шарапова вспоминала: «Меня поддерживали не только те, кто был рядом, но и весь мир».

Так оно и было. Уже в первое время ее e-mail и Facebook разрывались от писем поддержки поклонников. А не так давно в СМИ всплыла история, как австралийский поклонник теннисистки специально заказал билеты в Германию, чтобы увидеть, как та впервые выйдет на корт. Учитывая, что это будет стоить австралийцу целые сутки на дорогу до Германии и столько же обратно и 3000 долларов в одну только сторону, то тут можно лишь представить, насколько популярна Мария во всем мире.

Свои лучи от славы Шараповой получила и компания по производству одежды Zara, лишь потому, что запуск своей «шоколадной фабрики» Мария проводила в футболке этой компании с забавной говорящей фразой «Вернусь через пять минут». После этого поклонники Маши по всему миру стали покупать точно такие же футболки и выкладывать фото в них в социальных сетях под хэштегом #IStandwithMaria. Многие из них Мария лично репостила на свою страничку. Как признавалась сама россиянка, она «никогда столько не репостила, и это заставляет меня просыпаться с улыбкой».

А когда Мария только призналась на той самой злополучной пресс-конференции с «ужасным ковром», что в ее организме обнаружили милдронат, от нее стали отворачиваться и приостанавливать сотрудничество многие спонсоры, в том числе «Nike» и «Porsche». И лишь производитель лучших ракеток от фирмы «Head» заявил, что не только не разорвет контракт, но и продлит его на ближайшие годы.

«Может быть, Мария и допустила ошибку, но она заслуживает кредит доверия, который мы ей и предоставляем», — говорилось в заявлении компании.

Будет ли Мария на «Больших шлемах»?

Как бы ни было круто то, что Шарапова начнет сразу с такого статусного турнира, как штутгардский, но это все-таки не турниры «Большого шлема». Например, организаторы престижнейшего парижского «Roland Garros» пока никакой конкретики не дают. Так что, противницы возвращения Шараповой в большой теннис по wild card, по сути проиграв первый бой, уже навострили копья для боя второго и активно призывают организаторов турниров «Большого шлема» не звать россиянку на свои корты. Одной из самых ярых противниц возвращения на большие корты является польская теннисистка Агнешка Радваньска, с которой у Марии «любовь» продолжается не первый год.

— Сейчас она сыграет в Германии, потом в Испании, но на «Шлемы» в Париже и Лондоне ее пока не пригласили, и я считаю, что все так и должно остаться, — язвила полька. — Она должна заработать свое место на этих турнирах хорошими результатами. Я не скрываю своих взглядов. Я разделяю позицию Энди Маррея. Попадать на турниры по wild card должны только те игроки, которые опустились в рейтинге из-за травм, болезней или других происшествий, а не те, кого дисквалифицировали за допинг. Мария должна возобновлять карьеру иначе, начиная с более мелких турниров. Если бы я была директором турнира, она бы не получила wild card, — заключила Радваньска.

«Я по ней не скучаю. Шарапова очень неприятный человек»

К слову, теннисистки могут встретиться уже во втором раунде немецкого турнира. Если россиянка обыграет 35-ю ракетку мира Роберту Винчи, а польская теннисистка будет сильнее Екатерины Макаровой. Впрочем, Агнешка далеко не едина в своей «жажде справедливости». Достаточно вспомнить как Марию травили через прессу Доминика Цибулкова и Кристина Младенович:

— Я была удивлена тем, что в большинстве своем реакция была дипломатичной, потому что на самом деле все думают иначе, — говорила словачка Цибулкова. — Я ничего не говорила, потому что не хотела быть единственной, кто честно скажет свое мнение. Скажу только одно: мне Шарапову не жаль, и я по ней не скучаю. Она очень неприятный человек. Высокомерная, самодовольная и холодная. Когда я сижу рядом с ней в раздевалке, она даже не здоровается, — заметила Цибулкова.

— Мы все считаем и обсуждаем, что она врунья, — яростно вторила Младенович. — Невозможно не сомневаться в ее честности. Очевидно, что она не заслуживала все то, что успела выиграть. Это ужасно, но хорошо, что ее вывели на чистую воду.

Если проанализировать ситуацию даже на поверхностном уровне, становится понятно, что вся эта «гвардия», в которой никто ни разу не выигрывал турниры «Большого шлема» просто-напросто не желает дополнительной конкуренции. Учитывая, что Серена Уильямс постепенно заканчивает с теннисом, проводя все меньше турниров и все больше уделяя внимания своей семейной жизни, а белоруска Виктория Азаренка ушла в декрет (это же в скором предстоит и Серене), то возвращение Шараповой просто рушит планы по дележку предстоящих призовых мест на Ролан-Гарросе и Уимблдоне. Собственно, поэтому и организаторы турниров в поклонах готовы звать Марию на свои корты — женский теннис без больших имен просто «сдувается».

И в свете всех этих заявлений особенно важны слова как раз тех, кто в мире тенниса имеет реальный вес. Например, Серена, которая с Марией никогда в большой дружбе замечена не была, высказалась совсем в другой манере: «Я стараюсь смотреть шире. Один проступок не должен определять, кем ты являешься». Своя «оборонительная гвардия» имеется, конечно же, и за спиной россиянки.

— Я не согласна с Радванской, я считаю, что тот случай, который был с Машей… Конечно, она нарушила правила, она в этом призналась, и это был не страшнейший препарат, — приводит слова российской теннисистки Елены Весниной «Р-Спорт». — Случилось стечение обстоятельств, что она немного безалаберно отнеслась к письму, которое ей пришло от ITF. Может быть, у девушек в туре существует некая ревность к этой ситуации. Сейчас в Штутгарте ажиотаж вокруг ее выступления. Журналистам не выдают аккредитации уже, билеты все распроданы. На месте директора турнира я стояла бы и зазывала Машу wild card. Она великая чемпионка, этот скандал слегка подпортил ее репутацию и ее карьеру, но она человек сильный, и ее возвращение докажет, насколько она сильная духом спортсменка».

Не выдержал нападок на свою клиентку и агент россиянки Макс Айзенбад, который долгое время отмалчивался. Причем на этот раз функционер особо не церемонился в выражениях.

— Все эти середняки вроде Радванской и Возняцки, которые никогда не выигрывали «Шлемов» и теперь уступают свои позиции молодому поколению, очень умно поступают, когда пытаются сделать так, чтобы Мария не сыграла в Париже. Ни Серены, ни Марии, ни Вики, ни Петры — это их последний шанс выиграть «Шлем». Но они не читали решение CAS, не читали пункты 100 и 101. Они ничего не знают.

Так или иначе, какую бы из сторон вы ни занимали в этом споре и как бы ни завершился турнир в Германии для Марии — совершит ли она громогласный камбэк, сразу взойдя на пьедестал, или уступит в первом же круге — это станет финалом одного из самых громких событий в истории большого тенниса.

А пока турнир для нее не стартовал, интриг тут хватает сполна. Компенсирует ли полтора года без тенниса ее сибирский волевой характер, разбавленный жаждой мести? Справится ли Мария с новым уровнем давления? Случится ли тот самый матч с Агнешкой, и кто окажется сильнее? И как ее примет публика и соперницы? Увидим уже завтра.

Эрик Добролюбов
Спорт

Новости партнеров