«Благодаря произведениям азербайджанских писателей формировалась татарская литература»

Историк Севиндж Алиева о первом демократическом государстве Востока, совместных театральных проектах с татарами и сложных отношениях с Арменией

«Благодаря произведениям азербайджанских писателей формировалась татарская литература»

Недавно в Казань приезжала заведующая отделом «История азербайджано-российских отношений» Института истории Национальной Академии наук Азербайджана, доктор наук Севиндж Алиева. В интервью корреспонденту «Реального времени» гостья из Баку рассказала о становлении «первой демократической страны» на Востоке в начале XX века и раскрыла истоки азербайджано-армянского конфликта. Также историк поведала о том, какое влияние на татарскую культуру оказали азербайджанские классики.

Пример демократии на Востоке

— На конференции в Казани, посвященной революции 1917 года, вы затронули вопрос становления Азербайджанского государства после 1917 года. Татарстанскому читателю этот вопрос не знаком, сделайте, пожалуйста, небольшой экскурс в те времена.

— 28 мая 1918 была создана Азербайджанская Демократическая Республика. АДР, будучи первой парламентской республикой в истории Азербайджана, являлась в то же время примером демократического, правового и мирового государства всего Востока, в том числе тюрко-исламского мира.

После того, как 27 апреля 1920 года части XI Красной Армии перешли границу АДР и 28 апреля вошли в Баку, территория АДР была оккупирована, правительство АДР прекратило существование, была провозглашена Азербайджанская Советская Социалистическая Республика. Пришел конец независимости азербайджанской государственности в Северном Азербайджане. 18 октября 1991 года принятием Акта Конституции «О государственной независимости Азербайджанской Республики» была восстановлена независимость Азербайджанской Республики.

28 мая 1918 была создана Азербайджанская Демократическая Республика. Фото lent.az (Заседание парламента АДР)

— Как долго просуществовал независимый Азербайджан после крушения Российской империи?

— С 28 мая 1918 года по 27 апреля 1920 года, почти 2 года. Но вот какие были эти два года: был создан парламент, в котором участвовали представители всех партий и национальностей, создается национальная армия, азербайджанский язык становится государственным; около 100 учеников отправляются государством в страны Европы на учебу, была проведена национализация учреждений, переход обучения на государственный азербайджанский язык, женщинам были предоставлены права, равные с мужчинами, открыт БГУ, предоставляется широкий простор национальному искусству, устанавливаются международные отношения с другими странами, тем самым развиваются и дипломатические отношения. Создается новая правовая база. Появляется гимн, герб, флаг АДР — все атрибуты независимого государства. Все народы, проживающие на территории АДР, были объявлены полноправными гражданами республики.

«Идеи исламизма и тюркизма были признаны угрожающими»

— Расскажите, какие были контакты между активистами азербайджанского национального движения (основателями Азербайджана) с татарскими национальными политическими и общественными деятелями?

— Азербайджанская и татарская интеллигенции сумели объединиться и действовать воедино в Мусульманской фракции Государственной думы Российской империи и разных общественных организациях. Они пришли к идее объединения всех тюркских народов.

Азербайджанцы Казани еще на рубеже XIX и ХХ столетий создали свое национальное общество, которое пропагандировало и распространяло сатирический журнал «Молла Насреддин», редактировавшийся выдающимся азербайджанским писателем-сатириком Джалилем Мамедкулизаде.

Лидером российских мусульман по праву можно считать азербайджанца Алимардан-бека Топчибашева. В январе 1905 года Топчибашев стал одним из адресатов писем основателя политического движения российской уммы Габдеррашида Ибрагима о созыве Всероссийского мусульманского съезда.

Лидером российских мусульман по праву можно считать азербайджанца Алимардан-бека Топчибашева. Фото wikipedia.org

На I Всероссийском мусульманском съезде Топчибашев произнес ключевую речь: «Мы тюрки, одного происхождения, рода, одной религии…»

Благодаря произведениям азербайджанских писателей Мирзы Фатали Ахундова, Наримана Нариманова, Джафара Джаббарлы, Наджафа Везирова, посвященным общественно-политическому, литературно-культурному движению конца XIX — начала XX веков, шло формирование татарской сценической литературы и искусства. Азербайджанский театр привлек татарских артистов своими романтическими трагедиями. Татарская театральная труппа ставит спектакли с участием азербайджанских артистов. Организуется «Союз артистов Казани и Кавказа», где татарские актеры, режиссеры и драматурги проходят обмен опытом с мастерами сцены и сценической литературы Кавказа. Азербайджанские пьесы активно переводятся на татарский язык и инсценируются.

— В 1917 году проходили в то время всемусульманские съезды, на которых татарские деятели выступали за унитарное государство, сосредотачиваясь на национально-культурных автономиях, а представители национальных окраин — за федерацию. По сути, речь шла о сохранении единой страны. Почему проекты не состоялись?

— Российская империя развалилась в силу целого ряда объективных причин. Самодержавие, косность политической системы, сословные пережитки, половинчатость реформ сверху, нерешенный национальный, земельный вопросы, проблемы управления, образования, требования буржуазии и их конфликт интересов с помещичьей системой создали клубок запутанных проблем. Политическая активность, вызовы общества, несмотря на цензуру и надзор, все более активизировались. Непопулярные войны начала ХХ века еще более подогрели всеобщее недовольство правительством, которое втянуло страну в бессмысленные военные действия. Все это сопровождалось ростом репрессий, надзора и цензуры.

Были закрыты национальные органы печати, строго контролировалась деятельность мусульманских благотворительных комитетов. Российские власти опасались сочувственного отношения к Турции и протюркских настроений. Идеи исламизма и тюркизма были признаны угрожающими российскому обществу, начались нападки на все попытки выработать общетюркский язык и культуру для тюрков России.

Съезд мусульман, 1917 год. Фото islam.in.ua

Несмотря на активность мусульманских деятелей Российской империи, а также их деятельность в Государственной думе, попытки решить проблемы путем петиций к императору, власти ничего не предприняли. Актуальным оставался национальный вопрос, проблема ущемления прав мусульманского населения, не был решен земельный вопрос. Помимо этого, недовольство всех слоев населения, независимо от происхождения и вероисповедания, обнажило кризис политической власти. Неспособность провести необходимые реформы, половинчатость их проведения, никому не нужная империалистическая война, приведшая к бессмысленным жертвам и убыткам, будоражили население. Ко всему еще активная деятельность политических партий и организаций, нередко подогреваемых извне. Кстати, после свержения самодержавия пришедшее к власти Временное правительство не смогло сделать то, о чем вы говорите, это сделали большевики. Советское государство было по содержанию, можно сказать, унитарным государством. Республики имели иерархию: республики, автономные республики, области.

Развалу огромного постимперского пространства способствовали во многом именно большевики, они привели страну к гражданской войне, так как после них все развалилось. Факт такой был. Окончательно национальные силы укрепились в мысли о создании независимых государств именно из-за большевиков, т.е. после октября 1917 года. Именно большевики с дашнаками учинили, например, в Баку геноцид против мусульман в марте 1918 года. Это еще больше оттолкнуло от них мусульман. Скорее всего, Временное правительство, если бы у него было время, смогло бы организовать федеративную республику. И тогда бы сохранились границы бывшей империи в новой форме.

Армяне vs. азербайджанцы: корни конфликта

— Мы, казанцы, видим, как идет довольно жесткое противостояние между Азербайджаном и армянскими деятелями. Неужели противоречия между двумя народами и странами настолько глубоки, что не удается их разрешить?

— Какой народ, какая страна согласится, чтобы ее земля была оккупирована? Если территорию Татарстана кто-то оккупирует, вы будете с ними сотрудничать? Так вот, мы делали попытки, но все они окончились неудачно. Политическое руководство Армении не идет ни на какие компромиссы.

— Откуда истоки у армяно-азербайджанского конфликта?

— Все началось еще с переселение армян в Закавказье, которое было частью колонизационной политики Российской империи. Тогда же обнаружилась дискриминация в отношении мусульман. Статус армян как христиан поднимался, они находились в более привилегированном положении: армяне были задействованы на госслужбе, были представлены во всех сферах жизнедеятельности, у них со временем был больший коэффициент буржуазии, чем азербайджанской. У армян раньше появилась политическая активность. В местах, где армяне и азербайджанцы жили совместно, возникли конфликты. Будучи малочисленными, армяне всеми средствами хотели избавиться от местных мусульман. Турецкие армяне того, что не смогли добиться в Турции, решили осуществить на Кавказе. Армян для своих целей использовали великие государства — Англия и Россия, например. Стоит подчеркнуть, что раньше не было никаких межэтнических конфликтов. «Армянский вопрос» стал постоянно использоваться именно после Берлинского конгресса.

«Примерно в 327 средних учебных заведениях преподавание ведется на азербайджанском и русском языках, а в 16 школах – только на русском, в 27 университетах страны обучение ведется как на азербайджанском, так и на русском языках». Фото aze.in.ua

Это нужно было, как вы понимаете, для давления на Турцию, на территории которой армяне хотели создать автономию. Армянский террор, развернутый на Кавказе, был не только против мусульман, но и против российской власти в лице высших чинов (Андреев, Голицын и многие другие). И это в отношении лояльной к ним власти. В 1909 году начались аресты членов «Дашнакцутюн», а в 1911 году в Санкт-Петербурге над ними состоялся даже суд.

— Россия все-таки является союзником Армении. В то же время Москва в хороших отношениях с Баку. За счет чего нам удается ладить с обеими сторонами?

— На экономической и гуманитарной основе. Кроме того, Российская Федерация является северным соседом и стратегическим партнером Азербайджанской Республики. В Азербайджане живет большая русская община, интегрированная в азербайджанское общество. Одним из ключевых факторов азербайджано-российских общественно-политических и гуманитарных отношений является сохранение и развитие русского языка в республике. Примечательно, что по сегодняшний день русский язык не утратил своих позиций в Азербайджане, не вытеснен из национальной системы образования. Яркое тому подтверждение — количество образовательных учреждений с русским языком преподавания и число обучающихся в них учеников. Примерно в 327 средних учебных заведениях преподавание ведется на азербайджанском и русском языках, а в 16 школах — только на русском, в 27 университетах страны обучение ведется как на азербайджанском, так и на русском языках. В Баку — Бакинский славянский университет, открыт филиал Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, филиал Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, действует Российский информационно-культурный центр, Русский драматический театр имени Самеда Вургуна. Ряд российских информационных агентств имеют в Азербайджане свои корреспондентские пункты. В Азербайджане издается более 50 газет и журналов на русском языке, распространяется большое количество российских периодических печатных изданий. В Баку действует первый на постсоветском пространстве Дом русской книги, в которой реализуется книжная продукция российских издательств. В разных регионах России Азербайджан осуществляет гуманитарные и просветительские мероприятия и акции (Астрахань, Волгоград, Ульяновск и др.).

С 2015 года в Институте истории им. А.А. Бакиханова Национальной Академии наук Азербайджана действует отдел «История азербайджано-российских отношений». Основным направлением отдела является работа по раскрытию всей полноты азербайджано-российских исторических связей и укреплению основ многовековой братской дружбы народов двух стран. А Армения — государство, которое по всем историческим показателям является союзником России, вплоть до военного сотрудничества, это некий форпост на Южном Кавказе. Возможно, удается ладить благодаря объективному взгляду президента или же экономической выгоде стран.

Эльвира Зайнулина
ОбществоИстория
комментарии 32

комментарии

  • Анонимно 09 окт
    Как всё Ленин с Троцким "запутали" - международные интриганы те ещё были...

    В апреле 1920 г. эти международные марксисты-террористы захватывают с помощью войск и уничтожают Азербайджанскую Демократическую Республику, но в мае создают ТАССР - Татарскую Автономную Социалистическую Республику.

    Ленин приехал в 1917 году в Россию из Швейцарии, а Троцкий из США.

    И оба прекрасно знали, что делить многонациональную и многоконфесиональную страну по национальному признаку означает создание кровавых конфликтов на многие годы и десятилетия.
    Ответить
    Анонимно 09 окт
    Таким образом они разрушали единство мусульман, не более того. Все для вашего блага, а вы не цените.
    Ответить
    Анонимно 09 окт
    А зачем международным марксистам-террористам надо было "разрушать единство мусульман"?

    И кому от этого "благо"?

    Поясните, пожалуйста.
    Спасибо.
    Ответить
    Анонимно 09 окт
    1. Для оптимизации управления.
    2. Сторонникам единого бога, царя и отечества.
    3. Пожалуйста.
    Ответить
    Анонимно 09 окт
    1. Чем или кем управлять-то?
    2. Мусульманам - как "сторонникам единого Б-га"?
    3. Извините, но у вас в голове какая-то каша...
    Ответить
    Анонимно 09 окт
    Извиняю. Видно, что все поняли.
    Ответить
  • Анонимно 09 окт
    Очень странный учёный
    Ответить
    Анонимно 09 окт
    Все настоящие ученые "странные"...
    Ответить
  • Анонимно 09 окт
    Она не знает наших великих татарских мыслителей в эпоху октября 1917.
    Ответить
  • Анонимно 09 окт
    Азербайджанские писатели. наверное, оказали влияние на татарскую литературу в Азербайджане? И этот союз Казанских и Кавказских артистов тоже был в Баку? В Казани такого не было. Никто из азербайджанских писателей на татарскую литературу влияния не оказывал, можно, конечно, прикинуть, что и азербайджанцев в начале ХХ века называли татарами. В Татарской литературе есть влияние древней азиатской литературы, там и узбеки, и казахи, и киргизы, но это был единый тюркский народ. есть влияние востока, Европы, русской литературы в лице Ушинского, Толстого, Пушкина, Некрасова.
    Ответить
    Анонимно 09 окт
    Союз татарских и кавказских артистов был в Астрахани. Первый спектакль на татарском языке (в Астрахани) был поставлен Наримановым. Татары не только в Казани живут.
    Ответить
    Анонимно 11 окт
    не единый тюркский народ, а единый татарский.
    Ответить
    Анонимно 11 окт
    Вообще-то Севиндж ханум сказала что "благодаря произведениям азербайджанских писателей Мирзы Фатали Ахундова, Наримана Нариманова, Джафара Джаббарлы, Наджафа Везирова, посвященным общественно-политическому, литературно-культурному движению конца XIX — начала XX веков, шло формирование татарской сценической литературы и искусства". В заголовке статьи слово "сценическая" пропало, что исказило смысл ею сказанного. Ну и для справки хотелось бы привести несколько дат: первый открытый татарский спектакль в Казани датируется 22 декабря 1906 г. , а история азербайджанского театра начинается с 1873 г.
    Ответить
  • Анонимно 09 окт
    Сохраняйте свою государственную независимость, берегите как зеницу ока.
    Ответить
  • Анонимно 09 окт
    Ну конечно)) ага) Слова только немного похожи и все
    Ответить
    Анонимно 09 окт
    По примерам, а у них литература крутая так то
    Ответить
  • Анонимно 09 окт
    У них в городах даже архитектура схожая с нашим
    Ответить
    Анонимно 09 окт
    Скорее наша похоже на их
    Ответить
    Анонимно 09 окт
    Скорее это просто русская архитектура - и в Баку, и в Казани.
    Ответить
    Анонимно 09 окт
    Которой, почему то, нет в Рязани.
    Ответить
  • Анонимно 09 окт
    Мужики у них женщин играют роли, у татар не было такого. Вы что то попутали азербайджанцы. Мы сунниты
    Ответить
    Анонимно 09 окт
    У татар, по началу, женщины на сцену тоже не выходили. Не было и песен с музыкой. Мирхайдар Файзи, драматург, исполнял женские роли, а на афишах значился под псевдонимом М. Мирфанская. У суннитов лицедейство, мягко говоря, не приветствуется. :)
    Ответить
  • Анонимно 09 окт
    До 1917 г. Азербайджанцы именовались как и некоторые др. Тюркские народы (карачаевцы, балкарцы, хакасы, шорцы, кумыки) татарами. Использовался единый литературный язык "тюрки тил" на котором издавались печатные издания и книги в Баку, Бахчисарае, Астрахани, Казани, Уфе, Тюмени, Дербенте, Самарканде, Хиве и Урумчи. Мэнге Тау
    Ответить
  • Анонимно 09 окт
    Началось: сунниты -шииты. Вот,так и разделили нас. В исторических документах при захвате власти в Баку армянскими дашнаками и большевиками в 1920г. описывается гибель 15-20 тысяч татар от рук армянских дашнаков. Заметьте, татар. Только сейчас мы понимаем, что в 1920г.татарами в Баку называли и татар, и азербайджанцев, даже кумыков и лезгин, которые в Баку в то время разговаривали на тюркском языке. А теперь задайте себе вопрос- кому было выгодно разделить наши народы на азербайджанцев, татар и даже на суннитов и шиитов????
    Ответить
    Анонимно 09 окт
    А была ещё массовая резня, устроенная дашнаками в Баку, в марте 1918г.
    Ответить
  • Анонимно 09 окт
    В командировках часто пересекался с азербайджанцами. К татарам они доброжелательны и всегда вспоминают, что тоже когда то назывались татарами.
    Ответить
  • Анонимно 10 окт
    Что за ерунду пишет этот автор?
    Когда татарские авторы булгарского периорда, Золотой орды сочиняли целые поэмы, никакой азербайжанской литературы еще не было. Да и азербайжанского народа. Фатали Ахундова издавали в журнале Современник называя его татарским писателем, и его произведения давали "в переводе с татарского". И вообще там чуть ли не до револдюции многие авторы сочиняли на персидском.
    Ответить
    Alfiya Shekhmameteva 11 окт
    Читайте текст статьи, а не зацикливайтесь на неверно сформулированном заголовке. Был затронут период конца 19-го начала 20-го и говорилось об сценической литературе, а не об литературе в целом.
    Ответить
    Анонимно 11 окт
    В периде конца 19 и начала 20 в.в. никакой азербайжанской литературы не было, потому что не было такого народа - азербайжанцы. Это советы придумали такое название закавказским татарам.
    Ответить
  • Анонимно 10 окт
    Азербайжанским и прочим кавказским татарам пора вернуть свой родной исторический этноним - татары.
    Ответить
    Анонимно 10 окт
    Давать советы целым народам это все же не татарская фишка.
    Ответить
  • Анонимно 22 окт
    автор чуточку лукавит-всё как раз наоборот--благодаря татарским писателя... считайте далеее
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии