«Вы и правда думаете, что знание еще одного языка повредит вашему ребенку?»

Накануне дня тыкв: размышления Альбины Нафиговой о преподавании татарского языка и не только

В борьбе за татарский или русский язык выживут только тыквы, считает руководитель образовательного форума «Время кино» Альбина Нафигова. Сегодня, когда в мире отмечается Хеллоуин, она в колонке «Реального времени» обращается к русским и татарам с вопросами от имени матери и педагога. Колумнист пытается примирить оба лагеря, спорящих о языке.

«Не дай бог вам оказаться в положении такого родителя»

Русские и татары, дорогие мои, улыбнитесь. Перестаньте швырять друг в друга ошметки комплексов. Я сочетаю в себе обе культуры и по праву рождения уважаю обе. Могу пошутить и над татарским «алга», и над русским «авось». Общего у нас гораздо больше. И теперь эта большая оплошность в системе образования. С ней надо бороться, а не друг с другом.

Мой сын-отличник. Был им в Татарстане, когда изучал татарский язык. И сейчас продолжает им оставаться, когда учится без татарского в другом регионе. И образованию ничего не стоило называть меня прекрасным родителем.

Мой сын — татарин наполовину, и я хочу, чтобы он знал русский, татарский, английский языки. Проблемы с татарским. Я хочу ему помочь, дайте мне методички, я буду заниматься с ним дополнительно. Образование у меня педагогическое. Вместе справимся.

«Никто ничего мне не дал. Просто у моего сына стали появляться хорошие оценки. А вместе с ним у всех русскоговорящих детей. То ли учитель стал дифференцированно подходить к методике преподавания (что вряд ли), то ли испугалась школа родительского присутствия». Фото rrnews.ru

Так я сказала. В ответ — молчание, никто ничего мне не дал. Просто у моего сына стали появляться хорошие оценки. А вместе с ним у всех русскоговорящих детей. То ли учитель стал дифференцированно подходить к методике преподавания (что вряд ли), то ли испугалась школа родительского присутствия и отмахнулась пятерками (что скорее всего).

Дочь моя пошла в школу с пятью словами в активном словаре. Школа сопротивлялась. Два года истерик, соплей и бунта. Борьбы за существование особенных детей в учебном пространстве. Единственным учителем, способным на диалог в речевой школе, оказался преподаватель татарского языка. Драматургия, твою мать. Она пыталась свои знания адаптировать для маловербальных детей. Школа тогда сделала из нас людей несортовых, она возвела плотину. Знаете ли вы, что родители аутистов иногда находятся в предсуицидальном состоянии, держат их дети. Потому что столкнувшись с системой образования, ты отчетливо понимаешь, что без родительской защиты ребенка пропустят через шредер, и сделают это представители самых гуманных профессий из Минобра и Минздрава. Слава богу, сейчас все меняется в лучшую сторону. И не дай бог вам оказаться в положении такого родителя.

Вопросы к татарам и русским

Понятно, что с таким ребенком языковой кач идет попросту мимо. Но именно с этой позиции очевидны простые вещи.

Татары, вы же понимаете, что не может ребенок, для которого татарский язык неродной, оцениваться и обучаться одинаково с детьми, говорящими и даже слышащими татарскую речь. Хоровое пение и петиции — это прикольно, но надо эти усилия направить в другое русло. Срочно. Нашим детям жить вместе. И как жить, зависит от нас. К черту надбавки учителям, срочно нормальные учебники, понятные русскоговорящему родителю, срочно повышение качества преподавания. Знания языка учителю недостаточно. Педагогику никто не отменял. Половина учителей татарского не справляются с возложенными на них функциями, а методика недееспособна. И это факт. Семь часов в неделю — это интенсив, после которого за три года дети должны строчить, как из пулемета. За что получают деньги преподы и разработчики? За то, что просто знают свой родной язык?!

Русские, вы и правда думаете, что знание еще одного языка повредит вашему ребенку? Изучение любого языка — тренажер, и это факт. Именно сейчас есть надежда на шлиф кадров, на пересмотр учебного плана. И этим надо пользоваться во благо детей. А не вестись на провокации и подогревать ненависть к татарам из-за явной ошибки в системе преподавания языка.

«Знания языка учителю недостаточно. Педагогику никто не отменял. Половина учителей татарского не справляются с возложенными на них функциями, а методика недееспособна. И это факт. Семь часов в неделю — это интенсив, после которого за три года дети должны строчить, как из пулемета». Фото gdb.rferl.org

«В этой борьбе выживут только тыквы»

Требования к качеству и результатам обучения — вот наше право, которым надо воспользоваться. И сделать это грамотно. Кто знает, может эта реформа подтянет и другие предметы. Вы же не против, если дети вдруг начнут любить уроки химии, а с ними тоже у многих проблемы.

Нет языкового геноцида, есть вопиющая безграмотность. И с этим надо бороться. Из моего потока в педколледже и педвузе преподавать в школы пошли единицы. И школа как институт не готова пока видеть в родителях соратников. А в детях — то самое будущее поколение. Наши дети станут электоратом, они будут принимать законы, они нас старых будут содержать. Вы хотите, чтобы они нас сортировали, как мы их?

Ну, мы же не тыквы, у нас внутри мозги, сердце, душа. Давайте их включим. Давайте вместе подумаем, что делать и как лучше это сделать.

Да черт с ним, с Хеллоуином. Мы же Татарстан, мы же Казань. В которой издавна Сабантуй и Масленица празднуются вместе. Зачем же это отнимать у наших детей?

В этой борьбе выживут только тыквы. А у них, неразумных, день только раз в году.

Альбина Нафигова
ОбществоОбразование

Новости партнеров