Тимербулат Каримов: «Башкирский язык нуждается в поддержке...»

Интервью с зятем Игоря Сечина о юбилейных мероприятиях в честь Мустая Карима

Тимербулат Каримов: «Башкирский язык нуждается в поддержке...» Фото: peoples.ru

20 октября исполнилось 98 лет великому советскому писателю и драматургу, народному поэту Башкортостана Мустаю Кариму. Через 2 года вся страна отметит вековой юбилей башкирского классика. В его честь в Уфе начались торжественные мероприятия. «Реальное время» публикует интервью журналиста Шамиля Валеева с внуком поэта Тимербулатом Каримовым. Собеседник уфимского издания является главой города Плес (Ивановская область), учредителем благотворительного фонда им. М. Карима.

Тимербулат Олегович, расскажите, какие мероприятия будут проводиться в связи с предстоящей большой датой?

— Безусловно, 100-летие Мустая, которое отмечается в октябре 2019 года, и столетие Башкортостана, которое отмечается в марте того же года, связаны неразрывно. Раньше было принято говорить, что Мустай — ровесник нашей республики. Мы сделаем все возможное, чтобы эту двойную важную для республики и страны дату наполнить глубоким содержанием. Мы должны за два года раскрыть для нового поколения образ великого мыслителя и наставника, сделав это на достойном его памяти уровне. Перечень мероприятий большой, он утвержден на уровне правительства, сейчас нет смысла его полностью пересказывать, все увидите сами.

— Тогда расскажите о логике, по которой спланированы и будут реализовываться мероприятия.

— Расскажу о содержании, которое мы будем вкладывать в эти события, формируя планы как на ближайшие два года, так и последующие.

Мы опираемся на грани личности самого Мустая, который постоянно незримо присутствует в нашей жизни, помогает нам на каждом шагу.

Начну с базовой, инфраструктурной составляющей — культуры чтения. Литература не может существовать без читателей. Сейчас классические формы потребления литературы переживают «цифровой кризис». Но это не значит, что книга ушла куда-то в тень. Нельзя человека насильно привести в библиотеку, заставить его читать, стать книголюбом принудительно, да это и не нужно никому. Новое поколение приобщается к слову через новые носители, формируется новая, продвинутая культура чтения. Мы этот цифровой «вызов» принимаем, поэтому помимо привычных форм популяризации традиционной книги, издания новых книг, конференций, конкурсов, создания «мустаевских полок» в популярных книжных магазинах и библиотеках, мы будем внедрять интерактивные форматы — электронные книги, аудиокниги, обучающие программы. Читающих людей не становится меньше, просто время ускорилось, информации стало больше, и книги Мустая должны быть доступны в новых форматах. В планах — съемки художественного фильма по книге «Беҙҙең өйҙең йәме» («Радость нашего дома»).

Читающих людей не становится меньше, просто время ускорилось, информации стало больше, и книги Мустая должны быть доступны в новых форматах

Как я понимаю, Мустай очень бережно и внимательно относился к молодым талантливым людям, поощрял их к самореализации, поддерживал их...

— Да. Это направление деятельности мы для себя называем «Вдохновение». Мустай Карим дал путевку в жизнь многим одаренным людям, литераторам. Кого-то он поддерживал делом, работая в союзах писателей СССР, РСФСР и Башкортостана. Кому-то, для того, чтобы раскрыть свой писательский дар, хватало беседы с Мустаем, доброго, вдохновляющего и направляющего слова, его доброй улыбки, похвалы. На кого-то повлияли его произведения. Именно этим подходом мы руководствуемся, организовывая грантовую деятельность, побуждая молодых талантливых людей к творчеству. Башкирской литературе, башкирскому языку, для того, чтобы они развивались, нужны новые молодые талантливые люди. Культура башкирского народа. Особая наша обязанность — открыть для широкой отечественной и мировой аудитории сокровищницу башкирской литературы. В этом году, после длительного перерыва, при нашем участии в Литературном институте имени Горького возобновила свою деятельность башкирская группа переводчиков. Ребята из Башкортостана прошли сложный творческий конкурс, поехали в Москву учиться. Думаю, что мы таким образом продолжаем дело Мустая — выявление, поощрение одаренных ребят.

— Тут двойной эффект — получается, что с помощью культурных кодов, заложенных в национальных литературах, Фонд имени Мустая Карима занимается укреплением дружбы между народами нашей великой Родины, раскрытием для людей разных национальностей духовного богатства соседей по стране.

— Да, дружба — это очень важно. Сам Мустай умел очень хорошо дружить — мы и сейчас практически ежедневно общаемся уже с потомками его коллег по писательскому цеху, друзей, живущими в разных концах России и Содружества. Сейчас мы чувствуем запрос на «мустаевский» язык между народами, который скрепляет нашу страну. Недавно поступило обращение из Кыргызстана — там хорошо знают Мустая Карима, чтут его память как писателя и как друга Чингиза Айтматова, духовного отца кыргызского народа. Там возникла идея увековечить имена «большой пятерки» — Чингиза Айтматова, Расула Гамзатова, Мустая Карима, Кайсына Кулиева, Давида Кугультинова — природные объекты — горы. Нам было очень приятно получить из Бишкека эту весточку — дед был очень дружен с Чингизом Айтматовым, и мы надеемся, что этот проект будет реализован там. И если у Мустая появится тезка-гора в братском Кыргызстане, мы обязательно поедем ее навестить.

А как будет раскрываться образ молодого лейтенанта Каримова, связиста, с пробитыми вражеским осколком документами, когда он получил тяжелое ранение — я его помню с детства, как и стихи военной поры...

— Комсомольский билет лейтенанта Мустафы Каримова, пробитый осколком в 1942 году — это не метафора и не художественный образ, это реальное, обагренное кровью свидетельство его личного воинского подвига и любви к Родине. Этой весной, в День Победы, молодой курсант-связист Каримов присоединился к шествию Бессмертного полка Башкортостана на главной площади Уфы со своими стихами-обращением «Товарищи, я ухожу на фронт!». Мы думаем, что его портрет военного времени займет достойное место на стене одного из уфимских домов наряду с образом маршала Жукова, дважды героя Мусы Гареева, снайпера Натальи Ковшовой. Это — сравнительно новый городской формат патриотического плаката, понятный всем поколениям, особенно молодому.

«С этого дня, каждое утро, студентов, спешащих на лекции, будет встречать их самый известный выпускник главного вуза республики». Фото bashinform.ru

— Патриотизм, любовь к нашей многонациональной Родине предполагает и трепетное отношение к своим корням, родному языку. В Башкортостане этим летом развернулась широкая общественная дискуссия о судьбе башкирского языка. Каково ваше мнение по этому поводу?

— Уверен, на вопрос о башкирском языке, на вопрос о языке Мустая нужно отвечать делами, а не лозунгами. Башкирский язык, языки других народов нашей страны — перед вызовом, перед «цифровым вызовом», под натиском глобализации. Башкирский язык нуждается в поддержке, и сейчас уже ясно, что одним только административным путем его не защитить.

Я хорошо понимаю тех, кто беспокоится за судьбу башкирского языка, и сам за него переживаю. И поэтому через фонд занимаюсь поддержкой и развитием моего родного языка, языка Мустая Карима.

В главном корпусе Башкирского государственного университета открывается творческая мастерская имени Мустая Карима. Мы постарались оборудовать ее по последнему слову техники и будем наполнять контентом. Я надеюсь, что мастерская станет центром притяжения для творческой молодежи, которая тянется к слову, чтобы на этой базе сформировалась фабрика мысли по развитию живого современного литературного башкирского языка. Творческая мастерская или центр предназначены для проведения мастер-классов, круглых столов, презентаций, публичных лекций, связанных с литературой, поэзией, переводами. Мы будем приглашать выдающихся филологов, литераторов для того, чтобы молодежь Башкортостана могла пообщаться с ними. Здесь же будет формироваться мультимедийный архив материалов, связанных с Мустаем Каримом, оцифрованные фото, видео, электронные тексты его произведений. Мы надеемся, что в ходе научных диспутов в мастерской имени Мустая, появятся новые, нестандартные подходы к преподаванию башкирского языка и литературы, выявятся новые имена, авторы учебников, методик, которые дадут новый импульс преподаванию башкирского языка как самим носителям языка, так и тем ребятам, для кого он не является родным.

В главном корпусе Башкирского государственного университета открывается творческая мастерская имени Мустая Карима. Мы постарались оборудовать ее по последнему слову техники и будем наполнять контентом

— Сегодня же открывается мемориальная доска Мустаю Кариму на главном корпусе Башкирского государственного университета…

— Да, с этого дня, каждое утро, студентов, спешащих на лекции, будет встречать их самый известный выпускник главного вуза республики. Он отлит в художественной бронзе в мастерской Андрея Николаевича Ковальчука, который ради этой работы приостановил ряд других своих проектов. Я предлагаю уфимцам прийти и познакомиться с работой скульптора, который представил новый образ — молодого Мустая-выпускника, ровесника нынешних студентов.

— И последний вопрос, конечно, о будущем. Каким вы видите образ будущего башкирской культуры, не ограничиваясь задачами ближайших двух лет?

— Уверен, что в будущем башкирская культура займет достойное место в контексте культуры общемировой. Культурный код, заложенный в национальных культурах и передаваемый из поколения в поколение через литературу и искусство, должен быть сохранен. Наша первостепенная задача сегодня в условиях глобализации сберечь и передать накопленные знания потомкам в доступной и комфортной для них форме. Независимо от меняющихся темпа жизни и социокультурных элементов очень важно дать каждому человеку возможность соотнести себя, свои мысли и поступки с базовыми моральными ценностями, сформированными предыдущими поколениями.

«Медиакорсеть»

Шамиль Валеев
ОбществоКультура
комментарии 26

комментарии

  • Анонимно 21 окт
    Башкирский, да и остальные языки превращается в латинский, то есть мертвый язык. Нет смысла противится тому, что все равно произойдет
    Ответить
    Анонимно 21 окт
    Пока носители живы, языки не вымрут
    Ответить
  • Анонимно 21 окт
    То,что вы пишите-кощунство и высокомерие к башкирскому народу. Вы не знаете Россию. Сидите безвылазно дома и строчите злые комменты. В Башкортостане живут сотни многонаселенных деревень где говорят только на башкирском. Вы элементарно об этом не знаете
    Ответить
    Анонимно 21 окт
    Приведите пример! По работе приходится колесить по всей Башкирии и хочу отметить, что Башкирских деревень очень мало! Марийских деревень даже больше, чем Башкирских!
    Ответить
    Анонимно 21 окт
    Если все Башкирия для тебя ограничивается Калтасинским и Мишкинским районами, то там реально будут сплошь марийские деревни.
    Ответить
  • Анонимно 21 окт
    Есть Шамиль Валеев и внук Мустая Карима. Ведут речь о пятерке советских писателей:Мустай Карим, Расул Гамзатов, Чингиз Айтматов, Кайсын Кулиев и Давид Кугультинов. При этом у них нет даже мысли, что они проявляют огромное пренебрежение к татарскому народу.
    Ведь Мустай Карим по существу татарин, Чингиз Айтматов татарин по матери, Кайсын Кулиев -балкарец-горный татарин -тоже по существу татарин. И при этом полное игнорирование о татарском в этих писателях, полное игнорирование татарской литературы.
    Также надо отметить, что у татар есть плеяда писателей, поэтов, которые ничем не уступали вышеуказанной пятерке и которые официально были в СССР татарами. Например, фронтовики Муса Джалиль и Фатих Карим. Перед ними остается только склонить головы и затихнуть в величайшем почтении.
    Ответить
    Анонимно 21 окт
    По вашему, все великие люди - татары. Смешно же
    Ответить
    Анонимно 21 окт
    Может кому-то смешно. Но надо уметь уважать достойнейших, а не выбирать из принципа: лишь бы не татарин.
    А русскую литературу по существу создали татары, когда татар лишили всяких возможностей иметь свою литературу, науку, искусство и т.д.
    Державин, Жуковский, Карамзин-вот основатели русской литературы.
    Ответить
    Анонимно 21 окт
    Мустай Карим ради личной славы предал свою Татарскую нацию и перебежал к Башкирам, поэтому его в своей родной деревне не уважают! Кто живёт в Уфе, все это знают!
    Ответить
    Анонимно 23 окт
    Нормально уважают и в родной деревне, и в республике. И гордятся таким человеком. Не сочиняйте того, чего не знаете.
    Ответить
    Анонимно 27 окт
    Татарина Чингизхана ЮНЕСКО поизнало человеком тысячелетия.
    Ответить
  • Анонимно 21 окт
    А башкирский сильно отличается от татарского?
    Ответить
    Анонимно 21 окт
    Вы серьезно спрашиваете?
    Ответить
    Анонимно 21 окт
    Отличается, но в целом понятен, особенно после хорошего общения. Башкиры - очень душевный простой народ
    Ответить
  • Анонимно 21 окт
    Да не о том вы пишете. В нашей республике народ нисколько не умаляет талант татарских писателей. Когда мы росли, для нас стихи Мусы Джалиля были самыми одними из востребованных. Мы их переписывали в свои тетради, заучивали наизусть... Но в то же время мы с удовольствием читали книги Мустая Карима, Расула Гамзатова, Чингиза Айтматова и многих других авторов, и при этом никогда не говорили об их национальности, хотя знали. Для нас они были просто выдающимися, талантливыми людьми. Вы лучше почитайте тоже эти книги и получайте удовольствие от прочитанного. И я уверенна, что в вашем сознании что-нибудь изменится, и вы перестаните
    Ответить
  • Анонимно 21 окт
    Мадам! Мы уже прочитали давно без Вашего указания.
    Но ведь в этой статье Ш.Валеев и Т.Каримов ни словом не обмолвились о татарских источниках. Хотя оба вытекли из этого источника.
    Упомянуть всех и не упомянуть татар-это известная линия, известный принцип.
    Ответить
  • Анонимно 21 окт
    Т.Каримов человек явно не русский и не православный. Почему же он является мэром сугубо русского города Плёс, расположенного в чисто русской Костромской области? По должности мэра Плёса он должен заниматься защитой русского языка и продвижением русской культуры, а не башкирской. Если он башкирский патриот, то отчего он живет не в Башкортостане?

    Ринат Гараев.
    Ответить
    Анонимно 23 окт
    по твоей логике в руководстве башкирии должны быть одни башкиры, в москве - русские с мордвой, а в казани - одни татары? ведь глупо же
    Ответить
  • Анонимно 21 окт
    Башкиры - наши братья! А Мустай Карим - советский классик, один из лучших писателей. Хотелось ему быть башкиром, не отказывайте ему в этом праве. Тем более, пинать умершего человека по меньшей мере некрасиво.
    Ответить
  • Анонимно 21 окт
    Про этого Каримова писали в вашей газете, что Сечин его толкает в главы РБ?
    Ответить
    Анонимно 21 окт
    Да, здесь писали о нем. Не могу найти ссылки
    Ответить
  • Анонимно 21 окт
    Кстати и русский язык сибирского или вологодского разлива тоже нуждается в поддержке. Разделяй и властвуй, похоже эти строки принадлежат Столыпину, а не кому -то другому. "Народ, не имеющий национального самосознания - есть навоз, на котором произрастают другие народы." Пётр Аркадьевич Столыпин. И пока башкирами будут руководить из центра и натравливать на татар, они и останутся навозом!
    АС.
    Ответить
  • Анонимно 22 окт
    Мустая Карима даже сами башкиры не считают за башкира. В 90-е годы была компания против татар там. Башкиры кричали, что татары оккупировали в Башкирии все: и обком, и правительство, и театры, и союз писателей и т.д. В союзе писателей сидят одни татары, как М.Карим, Н.Наджми и др. Была убийственная статья З.Султанова о М.Кариме, в которой он даказывал, что татарин Каримов не дал ходу этническим башкирам, собрал там одних татар и т.д.
    Ответить
    Анонимно 23 окт
    потому что оккупация такая и была
    Ответить
  • Анонимно 22 окт
    В Уфимском журнале была статья о Тимербулате. Он сам-то оказывается не знает ни башкирский, ни родной татарский толком. А разглаголлствует о судьбе этих языков.
    Ответить
  • Анонимно 22 окт
    Готовится стать Главой РБ
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии