Борис Цейтлин в ТЮЗе: будет ли буря после «Зимней сказки»?

Новость из театральной жизни, тянущая на сенсацию: в Казань приехал Борис Цейтлин, самый, пожалуй, известный главный режиссер Казанского ТЮЗа за всю историю этого театра. Как выяснило «Реальное время», Цейтлин, получивший в 1995 году «Золотую маску» за поставленную в Казани «Бурю» Шекспира, вновь берется за пьесу этого драматурга.

«Он так всегда репетирует»

Борис Цейтлин, который в свое время потрясал театральный мир своими постановками, последние годы живет в Санкт-Петербурге. Каким образом удалось его уговорить приехать в Казань, тайна сия велика есть. Как и бюджет будущего спектакля, но последнее не суть важно. В Казанском ТЮЗе никогда не было больших бюджетов. Тем не менее «Погром» и «Бурю» Бориса Цейтлина до сих пор вспоминают, и не только казанские театралы.

Цейтлин — коренной петербуржец, он окончил ЛГИТМИК, и годы его работы в Казани можно считать «золотым веком» в истории Казанского ТЮЗа. «Дракон», «Мать Иисуса», «Звезды на утреннем небе», «Панночка», «Добрый человек из Сычуани» — режиссер привнес на сцену весьма неблагополучного во многих отношениях театра новый язык, в ТЮЗ пошел зритель, коллектив стал лидером среди молодежных театров страны.

Цейтлин возглавил театр в 1988 году и покинул его в 1996-м. За это время «Погром» в 1992 году был удостоен Госпремии РФ, а «Буря» в 1995 году получила «Золотую маску». Такого прорыва до сих пор не было ни в одном из казанских театров. Борис Цейтлин выпускал премьеры два раза в год, и это были спектакли, о которых говорили. Он создал настоящую афишу театра для юных зрителей, понимая, что тюзовский зал — это первый театральный зал, куда приходит ребенок, и здесь не место пошлости и чернухе.

К сожалению, речь о том, чтобы Цейтлину вернуться в Казань, вообще не идет. Возраст, нездоровье, множество иных причин. Но ставить спектакль на сцене некогда родного ему театра он решился. Выбор пал на «Зимнюю сказку» Шекспира. Одна из самых поздних пьес драматурга была издана в 1623 году, поначалу жанр ее определялся как комедийный, позже исследователи отнесли «Зимнюю сказку» к трагикомедиям, потому что в ней содержатся элементы того и другого жанров. Некая фантасмагоричность отчасти роднит «Зимнюю сказку» с «Бурей». Что это, желание повернуть время вспять?

Дата выхода спектакля, равно как и состав участвующих в будущей постановке актеров, неизвестны. Как сообщил источник в Казанском ТЮЗе, Цейтлин всегда репетирует по своему методу. Актерам предлагается показать ему этюды по мотивам фабулы пьесы.

«Борис Ильич всегда так репетирует. Он и раньше давал нам задания и уходил домой, на Чистопольскую. Сейчас тоже дал задание, попросил всех желающих сделать этюды. И уехал. Просто дом его сейчас чуточку дальше Чистопольской», — рассказал собеседник «Реального времени».

Борис Цейтлин должен вернуться через месяц. Пока актеры, у которых есть желание участвовать в постановке «Зимней сказки», готовят этюды, чтобы представить их на суд мастера. Кто будет более убедительным, тот и станет участником спектакля. Кстати, появление Цейтлина в ТЮЗе произвело фурор — его авторитет в труппе непререкаем.

Человек с лицом Фернанделя

Борис Цейтлин стал одним из персонажей романа «Молчание рейса, или Полет к оракулу». Это своего рода «театральный роман» нового века принадлежит перу актера и прозаика, бывшего актера ТЮЗа времен Цейтлина Владимиру Любовскому. Роман опубликован в литературном журнале «Читарь» и набрал большое количество просмотров и хорошие отзывы критики и читателей.

«Борис Ильич всегда репетировал этюдным методом, идущим от Михаила Чехова. Он просил нас в этюдах не произносить ни слова, говорил, что слова его не интересуют. Для него было важно действие. Вот сравните, как работают актеры в хороших американских фильмах и в наших сериалах. Если в первом случае вы можете выключить звук и все поймете, то во втором без звука делать нечего, артисты произносят всего лишь текст, без него они беспомощны. Цейтлин всегда добивается именно действия», — дал комментарий «Реальному времени» Владимир Любовский.

В романе «Молчание рейса, или Полет к оракулу» Борис Цейтлин обозначен как «человек с лицом Фернанделя». «Итак, нас позвали на сбор труппы. Наш режиссер, человек с лицом Фернанделя, что-то долго говорил про моменты судьбы и повороты истории, а потом заявил, что уходит из театра. После этих слов, если бы обвалился потолок, никто бы не заметил, все были ошарашены этим заявлением. Мы только что получили Госпремию, нас уже называли одним из лучших молодежных театров страны — и вдруг такой афронт!.. Мы разбрелись по театру, как стадо баранов, потерявшее пастуха. Были слышны всхлипы из женской гримерки», — так описывает автор уход из театра Бориса Цейтлина.

Что готовит Казанскому ТЮЗу, который при новом главном режиссере так и не сумел найти нужную интонацию в общении со зрителем, хотя и временный приход такого мастера, как Борис Цейтлин? Как минимум, «Зимняя сказка» будет весьма невыгодным фоном для спектаклей, поставленных в последние сезоны. Как максимум, и в это хочется верить, это будет хорошая встряска, которая, возможно, разрушит то мнение о ТЮЗе, которое сложилось в последние годы.

Татьяна Мамаева
ОбществоКультура

Новости партнеров