«Единственное, чем наше оружие отличается от средневекового, — оно не заточено...»

Коммерческая цена на реплику рыцарского доспеха — 1,5—4 тысячи долларов

«Единственное, чем наше оружие отличается от средневекового, — оно не заточено...»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Сегодня на территории Болгарского музея-заповедника стартовал фестиваль средневекового боя «Великий Болгар». Накануне старта фестиваля «Реальное время» встретилось с участниками украинского клуба «Князь» — одного из фаворитов соревнований. «Рядовой» участник клуба Павел Бесаго и руководитель команды Ильяс Вышутин рассказали о правилах исторических средневековых боев, о допущениях в оружии и амуниции и о том, почему их средневековые бои больше соответствуют олимпийскому духу, чем популярные виды спорта.

«Люди надевали себе на голову ведра, брали в руки палки и назвали это историческим боем»

— Ребята, расскажите о себе и о вашем клубе.

Павел Бесага (ПБ): Мы представляем клуб исторического средневекового боя «Князь», который базируется в Харькове. Он был создан в 2000 году. Поначалу он объединял несколько человек, которым было по 16—17 лет, и которые занимались «исторической реконструкцией» — делали щиты из фанеры, надевали на себя какие-то кольчужки из проволоки, сделанные из ведра и кусков металла шлемы, выходили в лес, и там друг с другом они на палках бились.

Ильяс Вышутин (ИВ): При этом никаких правил в помине не было. Были разрешены, например, колющие удары. Были случаи, когда людям такими ударами пробивали легкое или ломали ребра. До наших дней дошла история, как кому-то какой-то деревянной каркалыгой сломали основание черепа, и человек остался инвалидом. После все поняли, что пора что-то менять. Создатель, директор и хозяин клуба Антон Трубников съездил в Россию, в Беларусь, посмотрел на железные фестивали и вернулся с убеждением «загнать» этот процесс в жесткие рамки правил и принципов. К примеру, были запрещены колющие удары. И появились различные номинации боев.

— Сколько членов клуб «Князь» объединяет сейчас?

ИВ: Порядка 25 человек. К нам и девочки ходят. И детская секция у нас тоже есть. Сначала ездили тренировались куда попало, а сейчас у нас есть своя база, где мы тренируемся, где хранятся доспехи. Мы часто проводим показательные выступления в Харькове. В этом году планируем даже делать свой фестиваль.

— Как-то получается свою деятельность монетизировать?

ИВ: Пока нет. Если город приглашает нас на какое-то свое мероприятие, мы просим, чтобы нас хотя бы довезли, покормили, если возможно, дали что-то сверху. Если невозможно — позволили дать клубу рекламу. Потому что чем больше адептов — тем больше возможностей для развития.

— У вас есть турнирные имена?

ПБ: Нет, мы этим не занимаемся. Есть рыцарские клубы, они, да, себе их придумывают. Мы больше по спорту. Мы друг другом по именам. Для нас такие турниры больше представляют спортивный интерес.

Ильяс Вышутин: «Сначала ездили тренировались куда попало, а сейчас у нас есть своя база, где мы тренируемся, где хранятся доспехи. Мы часто проводим показательные выступления в Харькове. В этом году планируем даже делать свой фестиваль»

ИВ: Я поясню. Есть много клубов, которые занимаются в чистом виде исторической реконструкцией — это направление называется «ливин хистори» (от англ. living history — живая история, — прим. ред.). Там люди углубляются в историю средневековья — шьют одежду, делают предметы быта по образцам и технологиям средневековья. Мы себе, костюмы тоже сами шьем, но у нас допускаются, к примеру, не ручные швы, а машинная строчка.

Мы пешие воины, которые участвуют в массовых соревнованиях — бугуртах, то есть боях на незаточенном оружии. Такие бои в средние века тоже проводились, но уже после рыцарских турниров — после них на ристалище выходили ремесленники, простые жители или стража. Это позволяло разнообразить бои, ввести спортивно-боевую составляющую для простых людей, и, в то же время, поддерживать нерегулярное войско в форме.

В бугуртах есть три номинации — 5 на 5, 10 на 10 и 21 на 21. То есть на поле выходят две команды по 5, 10 или 21 человеку. Мы будем рубиться в номинации «пять на пять».

— Уже знаете, с кем?

ИВ: Нет. Просто знаем, что на «Великом Болгаре» будет 12 таких команд.

«Исторические бои — это очень молодой вид спорта»

— «Великий Болгар» — молодой фестиваль. Насколько он значим в календаре подобных событий?

ИВ: Это наш пробный фестиваль. Если все понравится, думаю, в календаре наших выездов он станет постоянным.

ПБ: Тут надо пояснить, что и фестиваль ваш молодой, но и само движение — не ливен хистори, а именно средневековые исторические бои, официально оформилось не так давно. У истоков стояли четыре страны — Россия, Украина, Беларусь и Польша; в 2009 году лидеры движения в этих странах собрались и решили, что надо «легализоваться», проводить турниры, которые бы всех объединяли, разрабатывать единые для всех правила боев и т. д. Сегодня на крупные фестивали приезжают представители 30 стран, а вообще спорт представлен в 49 странах мира.

— То есть средневековые исторические бои уже официально зарегистрированы в качестве самостоятельного вида спорта?

ПБ: Пока только на Украине, и то произошло это всего 8 месяцев назад, в декабре прошлого года. Но сейчас несколько стран активно работают в направлении признания боев видом спорта. К примеру, в Финляндии этого пока не произошло, но они сотрудничают с Национальным олимпийским комитетом, и с ними считаются. В Чехии, насколько я знаю, ребята тоже собираются регистрироваться. Быстро это не будет — это долгая бюрократическая процедура. Многие официально зарегистрированные сегодня виды спорта по несколько раз отклоняли свои заявки, и регистрирующий орган их несколько раз отклонял.

ИВ: Вообще, очень многие участники нашего движения спят и видят, что исторический средневековый бой будет признан Международным олимпийским комитетом.

Мы пешие воины, которые участвуют в массовых соревнованиях — бугуртах, то есть боях на незаточенном оружии. Такие бои в средние века тоже проводились, но уже после рыцарских турниров

— И у вас есть своя федерация?

— Есть, и международная, и национальная. В России она тоже есть.

— Сколько команд на Украине входят в национальную федерацию исторического средневекового боя?

— Как минимум, пять.

Дуэли и бугурты

— По каким правилам ведутся исторические средневековые бои?

ИВ: В нашем виде спорта есть два основных класса категорий — дуэльные и бугуртные бои. В дуэльных, как следует из названия, дерутся один на один. Причем не обязательно оба сражаются на мечах. Это может быть «щит — меч», «щит — баклер», «меч — алебарда» и т. д. Как и в любом другом единоборстве задача бойца — набрать максимальное количество очков. Очки присуждаются, также как в классическом фехтовании, за каждый сильный, акцентированный удар сопернику в поражаемую зону. Время боя стандартно — полторы минуты. Кто больше ударов нанес, тот и победил. Сами дуэли подразделяются на классические дуэли, где больше элементов фехтования, и профессиональные поединки, где несколько расширен арсенал приемов. То есть в дополнение к ударам оружием разрешены удары руками, ногами, коленями, броски — полный контакт с минимальными ограничениями — нельзя, например, бить в пах, нельзя колоть человека. Мы следим за тем, чтобы спорт людей не калечил, а делал их сильнее и здоровее.

В бугурте арсенал приемов тоже практически не ограничен — здесь разрешены удары оружием, броски, пикни, удары ногами и руками, можно в спину толкнуть человека, сбоку. Главная цель в бугурте — осадить соперника на землю или заставить его коснуться земли третьей точкой опоры, например, рукой или щитом. Если это произошло, человек из боя выбывает.

Максимальная продолжительность боя — 10 минут; каждый бой состоит из нескольких сходов. Каждый сход — от 15—20 секунд до, если команда сильно профессиональная, одной минуты. Побеждает та команда, которая выиграла два схода, причем не обязательно подряд.

— В бугурте допускается сшибка, допустим, трое на одного?

ПБ: Да. Одного можно бить и вдвоем, и втроем. Но если в команде остался один человек, а в другой — четверо, она признается побежденной.

— Сколько битв вы проводите за год?

ИВ: Стабильно у нас три-четыре турнира, где мы участвуем регулярно. А так бывает и до 10 выездов за год.

— Насколько выстроена система судейства в вашем виде спорта? Он же такой молодой.

ПБ: В международной ассоциации HMBIA есть несколько рабочих комитетов, в том числе, и судейских. Судьи в нашем виде спорта называются маршалами. Маршальский комитет занимается разработкой правил и их последующей адаптацией, т. е. наложением на существующую базу дополнений, изменений и т.д. Комитет, в том числе, проводит аттестацию новичков, и если человек практическую и теоретическую часть сдает успешно, он получает звание официально признанного, аккредитованного маршала национального или международного уровня, и он может судить на официальных соревнованиях. Кстати, «Великий Болгар» — это официальное мероприятие под эгидой HMBIA России. Соответственно, на фестивале будут только аккредитованные, опытные, досконально разбирающиеся в правилах маршалы. То есть те, кому можно довериться, не думать о том, насколько справедливым будет судейство, а спокойно рубиться.

ИВ: Судейская составляющая на фестивалях и соревнованиях очень важна. Не только потому, что маршалы определяют судьбу команды. Если на маршальской трибуне будет сидеть человек, о котором бойцы ничего не слышали, нормальный клуб на такой фестиваль не поедет. Значит, это снижает уровень мероприятия, в том числе в чисто зрелищной составляющей. Тут все как в футболе — чем опытнее арбитр, тем качественней и зрелищней игра.

Павел Бесага: «Великий Болгар» — это официальное мероприятие под эгидой HMBIA России. Соответственно, на фестивале будут только аккредитованные, опытные, досконально разбирающиеся в правилах маршалы. То есть те, кому можно довериться, не думать о том, насколько справедливым будет судейство, а спокойно рубиться»

Битва номер один

— Какое соревнование, фестиваль, мероприятие в вашем виде спорта являются наиболее авторитетным?

ПБ: Это, конечно, «Битва наций» — Первый международный чемпионат по историческому средневековому бою. По числу стран-участниц «Битва» является самым масштабным в мире соревнованием. На «Битве наций» участвуют национальные сборные стран по историческому средневековому бою.

Из крупнейших соревнований, проводимых в России — это Кубок «Динамо», который проводится в номинации «пять на пять». Это «клубный» чемпионат — в нем участвуют порядка 35 команд из 10-11 стран мира. В номинации «пять на пять» Кубок «Динамо» считается самым серьезным соревнованием в мире.

Еще один российский турнир, который бы я выделил — это «Битва на Неве», который проводит местная ассоциация «Доблесть веков». Туда тоже приезжают из разных стран — Беларуси, Израиля, Польши…

Вообще соревнований в России проводится очень много, в том числе отборочных турниров на «Битву наций». Чтобы обеспечить всем равные возможности для попадания в сборную на «Битву», участвовать в отборочных турнирах могут абсолютно все. Поэтому количество участников на отборочных турнирах не ограничивается. А вот на «Битве» число участников ограничено 50-ю бойцами мужской сборной и девятью — женской.

— А исторически средневековым боем женщины тоже занимаются!?

ПБ: Да, решение о допуске в наш вид спорта женщин было принято в 2014 году.

ИВ: В средние века были даже женские рыцарские ордены. Ну, и если мы движемся в сторону официального признания исторического средневекового боя в качестве вида спорта, мы должны следовать одному из основных принципов МОК, чтобы мужской и женский спорт развивались на равных условиях.

«Душ и кормежка — это для воина святое»

— Какие отзывы вы слышали о нашем фестивале?

ПБ: Мы о нем не слышали ничего плохого, а если мы ничего плохого не слышали, значит, фестиваль хороший — в нашей среде люди между собой общаются очень тесно, и если бы в прошлом или позапрошлом году были какие-то большие «косяки», мы бы об этом точно узнали.

ИВ: К тому же, «Великий Болгар», насколько я знаю, проходит при поддержке вашего Госкомитета по туризму, так что уровень фестиваля как минимум будет добротным — татары такие вещи плохо не делают. Да что там, мы прилетели — нас встречает девушка, трансфер, сегодня (разговор состоялся 10 августа, — прим. ред.) нас везут на экскурсию по Казани. Чего плохого-то?

— Где в будете жить во время проведения фестиваля? В гостинице?

ИВ: Ну не. Мы будем жить в лагере, в шатрах, спать на сене, как средневековые воины. Взяли с собой спальники.

— То есть вы отмахались — и отдыхать на сеновал? У средневековых воинов душа же не было.

ИВ: Нет, душ — это святое. Для меня вообще три важных составляющих крутости фестиваля — это дух, насыщенная боевая часть и кормежка. Такой вот пир и тела, и духа.

Сопровождаются ли большие исторические спортивные турниры помимо непосредственно боев другими мероприятиями — детскими, музыкальными танцевальными?

ПБ: Конечно. Если бы публика смотрела только на рубилово, она бы быстро заскучала. Поэтому, как правило, сначала идет бой, потом перерыв на танцы, потом снова бой, потом какой-нибудь интерактив с детьми, потом бугуртная номинация и т. д.

В средние века были даже женские рыцарские ордены. Ну, и если мы движемся в сторону официального признания исторического средневекового боя в качестве вида спорта, мы должны следовать одному из основных принципов МОК, чтобы мужской и женский спорт развивались на равных условиях

ИВ: Обычно территория фестиваля разбивается на три основных зоны. Для участников, конечно, самая важная из них — это зона арены. Вторая зона — это исторический лагерь, где участники боев живут, где реконструирован средневековый быт. Иногда в эти лагеря разрешается зайти и зрителям — посмотреть, сфотографироваться. И третья зона — это средневековая ярмарка. Есть масса людей, которые этим увлечены — они прямо там делают посуду, украшения, всякие сумочки, в общем, предметы быта и там же их продают. Если эти три составляющие есть — фестиваль отличный. А уж если есть и культурная программа, и какие-нибудь мастер-классы, чисто ремесленные или даже боевые — то вообще….

«Ну что, юнцы, напинали дедушке?»

— В традиционных видах спорта спортсмены — это люди, которые только этим живут и зарабатывают. Вы тоже занимаетесь только боями?

ИВ: Это чисто наше хобби — и Павел, и я обычные менеджеры. И вообще, у нас нет профессиональных спортсменов; для всех это такая отдушина. У нас полно врачей, бизнесменов, обычных работяг. Днем работают, вечером идут в зал или доспехами занимаются.

ПБ: Собственно, в этом и прелесть нашего движения, что в нем сохранилось больше олимпийского духа, чем в видах спорта, входящих в олимпийскую программу. Если копнуть в историю, Олимпиада — это изначально соревнования аматоров, то есть любителей. Для наших ребят исторический бой — это психологическая и физическая разгрузка, возможность подраться в доспехах, помахать кулаками, как мужику.

— Если вы за год выезжаете по 10 раз, при этом не занимаетесь спортом непрофессионально, насколько это вообще затратно?

ИВ: Определенно сказать довольно сложно. Организаторы некоторых турниров возмещают участникам проезд к месту соревнований, обеспечивают жильем и даже иногда питанием. А если еще и призовые будут — вообще замечательно, хоть они по размеру и несопоставимы с теми, что платятся в традиционных видах спорта. На Кубке «Динамо» платят только за первое место, на «Битве наций» призовые зависят не только от места, но и от номинации. То есть дорогу ты по любому отобьешь, а если повезет, то еще и заработаешь. Кстати, на «Великом Болгаре» нам с дорогой помогли.

ПБ: И вот тут вспоминается еще один олимпийский принцип — главное не победа, а участие. Поверьте, мы едем рубиться не за призовые — нам хочется вместе подраться, ощутить себя частью команды, ощутить плечо товарища рядом. Призовые — это приятный бонус, не более.

ИВ: Я вот с собой на крупные фестивали еще и жену вожу. Если грубо, то, наверное, 3-4 тысячи долларов или евро в год все-таки на поездки уходит. Тут ведь еще как? Вот ты в этом движении первый год, и первый год тебя ничего, кроме боев и доспехов ничего не интересует. К примеру, видишь ты на ярмарке полный аналог средневековой кружки и думаешь — ну кружка, ну и что такого? На второй год ты говоришь — какая классная кружка! А на третий год ты уже знаешь, что тебе эта кружка нужна позарез. На доспехи фетиш тоже есть. Сделал себе шлем, вроде доволен. А потом начинается — не хочу сваренный, хочу цельнокованный, и чтобы вот тут латунь была, а в этом месте травление, и буду я на следующем фестивале круче всех.

Ильяс Вышутин: «Душ — это святое. Для меня вообще три важных составляющих крутости фестиваля — это дух, насыщенная боевая часть и кормежка. Такой вот пир и тела, и духа»

— Насколько ваша команда титулована?

ПБ: Мы являемся членами сборной по средневековому бою Украины. Регулярно участвуем в европейских и мировых чемпионатах. Самое большое наше достижение — это, наверное, золото в номинации «21 на 21» на самом масштабном соревновании в нашем виде спорта «Битве наций» в составе сборной Украины. В альянсе с другим клубом из Киева мы два года подряд брали серебро на «Битве наций» в номинации «пять на пять». В крупнейшем российском соревновании по средневековому бою, Кубке «Динамо», в альянсе с той же командой брали «бронзу». В 2015 году нам не хватило буквально пары очков, чтобы на Кубке «Динамо» взять бронзу только своим составом.

— Вы сами как давно занимаетесь этим?

ИВ: Я пятый год, Павел — четвертый. Нам по 26 лет. В украинской команде средний возраст — 23 года примерно.

— А возрастные ограничения в вашем спорте есть?

ПБ: Есть нижняя граница — организаторы нормальных соревнований стараются не допускать на ристалище бойцов моложе 18 лет. Верхнего возрастного ценза нет. В России средний возраст бойца — 25 лет. А вот в Америке это 30 лет. Там вообще дерутся 60-летние дедушки. То там типична картина, когда пенсионер дерется с 20-летним парнем. Как-то дрались с американцами, победили их, один такой боец к нам подходит и говорит: «Ну что, юнцы, напинали дедушке?». Весовых категорий в бугурте нет, только в дуэльных — в одной команде могут рубиться и худощавые парни, и довольно плотные мужики.

«Кому приятно смотреть на бойца в ржавых доспехах?»

— Сколько и какие виды оружия вы используете в боях?

ПБ: Это реплики средневекового древкового и клинкового вооружения. Древковое — это топоры, шестоперы, алебарды. Клинковое — мечи, фальшионы, сабли.

— Не тяжело таскать все это на себе? Сколько вообще весит комплект доспехов и оружия воина?

ИВ: У нас большие походные рюкзаки на 160 литров. В среднем такой рюкзак с оружием, доспехами, поддоспешником, сапогами и прочим весит в среднем 30 кг. Если воин крупный — то и 40. Зависит еще от материалов, которые использовались в изготовлении.

— А из каких материалов делаются доспехи?

ИВ: Обычно доспехи делаются из рессорной технической стали 65-Г, которая используется для изготовления пружин и рессор. Ее преимущество в том, что она под ударом пружинит, поэтому больших вмятин на доспехах не остается. Сейчас еще начали использовать титан — он легче, в нем не так устаешь, можно долго бегать.

— Ваши доспехи насколько легче тех, что использовались в Средние века?

ИВ: Те, что из стали, наверное, ни насколько.

— Что входит в комплект доспехов?

ИВ: Защита голеней, бедер, корпуса, кистей, наручи, защита плеча, перчатки, естественно, шлем, плюс щит и оружие. И еще поддоспешное — стеганая курточка, кожаные штаны и кожаные сапоги. Все это — аналоги исторических доспехов. Вообще, и ассоциации, и клубы, и организаторы турниров борются за достойный внешний вид бойцов. Не всем приятно смотреть на бойца, который выйдет на ристалище в ржавых доспехах, непонятных железяках, которые могут отвалиться в самый неподходящий момент. Как-то для бойца это не комильфо.

— После турнира доспехи идут под замену?

ИВ: Ну почему? Вмятины выбиваются, доспехи заново красятся и полируются, натираются маслом и кладутся на полочку в оружейке до следующего боя. Если что-то где-то порвалось, кожа меняется.

Павел Бесага: «Наше оружие — это реплики средневекового древкового и клинкового вооружения. Древковое — это топоры, шестоперы, алебарды. Клинковое — мечи, фальшионы, сабли»

— Сколько турниров может выдержать один комплект?

ИВ: Все зависит от качества турнира и бойцов. Качество бойца — это количество ударов, который он пропустил. Если его постоянно забивают, как в мясорубке, понятно, что долго такой комплект не протянет. А если ты нормальный боец, больше побеждаешь, чем проигрываешь, в тебя за весь турнир попали один раз — ты уходишь с ристалища, а у тебя целый (!) синяк — то такой доспех может и три, и пять сезонов прослужить. Многие вообще один и тот же комплект по 10 лет носят.

— Вообще исторический средневековый бой — это травматичный спорт?

ПБ: Не более, чем сноуборд или какие-нибудь лыжи. Самые распространенные травмы — это ушибы и рассечения.

ИВ: Еще у нас есть культ колена — из-за того, что на тебе 30 кг амуниции и ты еще постоянно делаешь какие-то ротационные движения на ногах, происходит растяжение связок. От этого у нас страдают все. А так, конечно, многое зависит от снаряжения. Если у тебя, к примеру, шлем сидит на лице в облипочку, то от первого же удара тебе лицо твоим же шлемом и разбивает.

— У команд есть медицинское сопровождение?

ПБ: Пока нет — мы еще не доросли до профессиональной клубной структуры, мы не зарабатываем на это достаточно денег.

ИВ: Но у нас есть друзья из числа врачей, которые с нами ездят на «Битву наций», и в клубе есть участники, которые по жизни доктора.

— Вы доспехи делаете сами или где-то заказываете?

ИВ: Есть клубы, которые могут позволить себе собственные мастерские по изготовлению доспехов — на Украине таких штуки три-четыре. Доспехи могут делать и сами бойцы, если у них руки растут, откуда надо. Делают и для себя, и часто на продажу. Основная масса людей заказывает доспехи за свой счет — на Украине очень много подобных мастерских, в России тоже. Но если человек приходит в клуб «голый», то клуб выдает ему доспехи — пусть старенькие, пусть потрепанные, но для новичка сойдет. Потом он уже дальше под себя начинает строить комплект.

— Сколько в среднем стоит комплект доспехов?

ПБ: Коммерческая цена — от полутора до трех-четырех тысяч долларов в зависимости от «обвеса».

— Что в комплекте самое дорогое?

ИВ: Шлем. Голова — это самый главный элемент, который надо защищать. Он является и самым сложным в изготовлении. Плохой шлем — это в потенциале черепно-мозговая травма, и не дай бог смерть бойца.

— Понятно, что металлические доспехи делаются по историческим образцам. А средневековой технологии вы тоже придерживаетесь, куете амуницию?

ИВ: Для шлема, к примеру, берутся две половинки, определенным образом выбиваются, подгоняются, свариваются, потом он закаливается, полируется, на него ставятся всякие обвесы — защита, бармица, подшлемник, ремешки. Можно, конечно, сделать и цельнокованый шлем, как это делали в Средние века, но и стоить он будет раз в пять дороже сваренных. Такой шлем вырезается из одного куска стали, потихоньку присаживается, ему придается форма головы и т. д. Да и не только в дороговизне дело у нас бои, а здесь уже полная историческая реконструкция, это уже «ливен хистори».

Полвека внутри века

— Какой исторический период вы представляете?

ИВ: Вообще в исторических средневековых боях три основных направления географии — Европа, Русь и Восток. Промежуток времени, который «используется» в нашем движении — это XIII—XV вв. Этот как раз тот период истории, когда доспехи, можно сказать, достигли уже своего совершенства — они хорошо защищали воина. Наши доспехи — это доспехи европейского рыцаря XIV века. А вообще, организаторы боев выдвигают к участникам требование, чтобы их костюмы соответствовали 50-летнему временному промежутку в пределах одного века.

ПБ: Скоро еще появится четвертое направление — недавно китайцы заявили о создании сборной по историческому средневековому бою.

— Вся команда должна представить один и тот же регион?

ПБ: Нет. Внутри одной пятерки могут рубиться и воины Италии, и русские витязи, и монголы. Главное, чтобы внешний вид каждого соответствовал историческому образцу. При этом есть понятие бугурт-оптимальности. Это такая адаптация исторических догм под современные нормы. К примеру, монголы не защищали ноги, потому что были конниками, а в пеших боях это делать необходимо. Поэтому допускается, и даже настаивается, что бы под шаровары «монголы» надевали латную защиту. Но «лепнину», конечно, делать нельзя — то есть нельзя надевать на себя куски доспехов европейского рыцаря, голову защищать русским шлемом и т. д.

Или к примеру металлическая перчатка. С исторической точки зрения правильно, что это именно перчатка — каждый палец отдельно. Но если тебе попадут под перчатку, пальцы гарантировано будут переломаны. Поэтому сейчас делается варежка, из мягкого велюра, а сверху на нее надевается как бы имитация пальцев. То есть для зрителя это перчатка, по сути — варежка.

Самое дорогое в комплекте — шлем. Голова — это самый главный элемент, который надо защищать. Плохой шлем — это в потенциале черепно-мозговая травма и не дай бог смерть бойца

— Сколько у каждого воина комплектов доспехов?

ПБ: Как правило, по одному. Это даже больше, чем надо — у многих нет собственных доспехов. Для выступлений собирают комплект у других участников клуба — у кого-то берут шлем, у кого-то голени и так далее.

— О, как это по-спортивному! Или не по-спортивному — фигуристы вон свои коньки в сейфах хранят, и даже речи быть не может, чтобы они их кому-нибудь дали попользоваться.

ИВ: Ну не знаю. Если люди из разных клубов между собой хорошо дружат, то почему нет? На фестивалях это обычное дело, когда к тебе подходит человек из другой команды, допустим, фехтовальщик, говорит — какие классные у тебя варежки, дайте попользоваться, а то мне в моих все пальцы отобьют.

ПБ: Тут еще зависит от уровня мероприятия. Если это Битва наций — то вообще никаких вопросов. Отдашь все что просят. Особенно если есть «лишний» комплект, который взяли для запасного бойца.

— А разве комплект делается не под индивидуальным меркам? Или у вас стандартная размерная сетка, как в обычной одежде?

ИВ: Конечно, по индивидуальным меркам. Делается подгонка, чтобы не было щелей, чтобы элемент защиты нигде не натирал и т. д. А то, бывает, новый комплект получаешь, а он в одном месте жмет, в другом трет. В идеале, в процессе изготовления комплекта должно пройти 5-6 примерок, как в хорошем ателье по пошиву мужского костюма.

— Сколько времени занимает изготовление одного комплекта?

ПБ: Тут зависит от загруженности мастерской. В принципе, комплект можно сделать и за месяц., или даже недели за три. Это в том случае, если изготовлением занимается артель, где каждый специализируется на чем-то одном — кто-то делает руки-ноги, кто-то шлемы и т. д.

«Напряженка была в 2014 году»

— Ребята, сами понимаете, не задать этот вопрос я не могу. События на Украине и в Крыму как-то повлияли на вашей активности в России? Были ли у вас сложности со въездом в РФ, или у наших, российских воинов — со въездом к вам?

ИВ: И вот опять я вспомню олимпийские принципы: спорт отдельно, политика отдельно. Спорт никакого отношения к политическим заварушкам иметь не должен. Некоторая «напряженка» была сразу же после известных событий, в 2014 году — никто просто ничего не понимал, что будет дальше. Но поскольку все клубы между собой тесно общаются, это напряжение рассосалось довольно быстро.

ПБ: В 2014 году, кажется, на «Битве наций» в Хорватии, к нам приехал главный полицейский города, в котором проходили бои, собрал сборные Украины и России, и говорит — вот у меня есть донесение, что планируются массовые заварушки с обеих сторон. Просил нас этого не делать, у русских ребят даже хотели паспорта собрать. Потом выяснилось, что кто-то сильно умный донес в полицию, что русские хотят покалечить украинцев. Мы только посмеялись — ну явно это делают какие-то дурачки.

Ильяс Вышутин: «Спорт никакого отношения к политическим заварушкам иметь не должен. Некоторая «напряженка» была сразу же после известных событий, в 2014 году — никто просто ничего не понимал, что будет дальше. Но поскольку все клубы между собой тесно общаются, это напряжение рассосалось довольно быстро»

ИВ: А что касается прохождения границы, так тут все зависит от смены, на которую попадешь. Бывает, проходишь быстро, а бывает «маринуют» по полчаса, даже на своей стороне. Говорят, раз везете оружие, оно же боевое, его декларировать надо. Просят показать. Но это, наверное, больше из любопытства — таможенники ж тоже люди. Ну да, по форме, по весу наши орудия полностью соответствуют первоисточнику. Но наше главное отличие от настоящего средневекового оружия — это отсутствие остро заточенных предметов. Ну и еще, пожалуй, горящей смолы.

Татьяна Колчина, фото Максима Платонова
ОбществоКультура

Новости партнеров