Владислав Кочетков, ФИНАМ: «Если хотите крипту, начать лучше с биткоина»

Владислав Кочетков, ФИНАМ: «Если хотите крипту, начать лучше с биткоина»
Фото: Олег Тихонов/realnoevremya.ru

Зачистка банковского сектора — правильная политика Центробанка. Стоит готовиться к новым сокращениям и на рынке страхования, а также к еще одному снижению ключевой ставки. Ситуация с вкладчиками ТФБ очень похожа на мошенничество. А попытки спрогнозировать курс рубля — хуже гадания на кофейной гуще. Так можно тезисно пересказать online-конференцию «Реального времени» с президент-председателем правления инвестиционного холдинга ФИНАМ Владиславом Кочетковым. Подробности — в нашем материале.

О кризисе: мы достигли дна, но...

В феврале 2015 года на первом бизнес-форуме «Реального времени», Владислав Кочетков заявил, что текущий кризис будет самым длинным в истории России и продлится от 3 до 7 лет. 13 октября 2017 года глава ФИНАМ заявил, что не ошибся в своих прогнозах:

— Мы находимся в кризисе и кризисе глубоком. Его даже перестали называть кризисом и стали звать «новой экономической реальностью». Из плюсов: мы, скорее всего, достигли дна. Оттолкнуться от него пока не получается. Предпосылок для дальнейшего падения нет, но и предпосылок для восстановления нет. Поэтому прогноз про 5—7 лет может быть слишком оптимистичным, — заметил Кочетков.

По его словам, все положительные сдвиги в экономике настолько малы, что в целом на структуру не влияют. К санкциям мы привыкли, но на экономику они давят.

Олег Тихонов/realnoevremya.ru
Из плюсов: мы, скорее всего, достигли дна. Оттолкнуться от него пока не получается. Предпосылок для дальнейшего падения нет, но и предпосылок для восстановления нет

Медленное восстановление может начаться в следующем году.

— Мы не взлетим, но потихоньку начнем из кризиса выкарабкиваться. Через пять лет жить нам будет лучше и веселее, но ближайшие два-три года останутся непростыми, — сделал прогноз Кочетков. — Наша экономика остается такой, какой была. Просто она стала меньше, потому что нефть стала дешевле.

О растрате госфондов: они выполняют свою функцию

Госфонды создавались, чтобы в нужное время их тратить. Так что они выполняют свое естественное предназначение, заметил Кочетков. Да, сейчас деньги в фонды практически не поступают, но и при текущей экономической ситуации фонды можно сохранять. Пополняться они смогут даже при медленном восстановлении экономики, так что их хватит надолго.

— Закончат резервный фонд — придется пойти на какие-то меры за счет урезания бюджетных расходов. Но ситуация, когда подушка безопасности сокращается и может быть близка к исчерпанию, должна стимулировать чиновников проводить те самые структурные перестройки, которые пока отсутствуют, — заметил Кочетков.

Олег Тихонов/realnoevremya.ru
Банков, которые «налят», «транзитят» и нарушают, в России практически не осталось. Скорее борются с банками, которые ведут рискованную кредитную политику

О банках: ЦБ все делает правильно

По мнению президента-председателя правления ФИНАМ, ЦБ ведет политику консолидации. В итоге риски банковской системы снизятся.

— Банков, которые «налят», «транзитят» и нарушают, в России практически не осталось. Скорее борются с банками, которые ведут рискованную кредитную политику. Под этой формулировкой, скорее всего, кроется то, что они берут деньги у населения и отдают своим акционерам, которые тратят их на свои проекты. Редко выводят, скорее, тратят с разной степенью эффективности, что создает риски для вкладчиков, — объяснял ситуацию Кочетков.

По его прогнозу, после этой зачистки останется около 200—300 банков. Они будут вести более взвешенную и сбалансированную политику. Причем 95% из них будут частными, в основном — нишевые (расчетные, ипотечные и т. д.). Универсальных банков будет меньше, 30—50 штук. И там уже около 10 будут государственными.

О региональных банках: полезный институт для региона

По мнению гостя редакции, региональные банки в системе нужны. Они лучше чувствуют конъюнктуру региона на местах, специфику развития. Рядовому жителю география происхождения не интересна, а вот бизнесу это может быть важно.

— Региональные банки [после чистки и консолидации] вполне могут остаться. Количество станет меньше. Скорее всего, многие получат статус квазигосударственных, в их капитале начнет участвовать сам субъект федерации. Это и поможет участию в каких-то региональных проектах. Но структура капитала изменится, и их количество тоже сократится, — предположил Кочетков.

Олег Тихонов/realnoevremya.ru
Мне журналисты экономические еще в начале августа говорили, что приказ о санации «Бина» уже подписан. У меня есть основания этой информации доверять

О «Бинбанке»: ЦБ все видел, но надеялся на лучшее

По мнению гостя редакции, не нужно думать, что Центробанк ничего не знал.

— Банки — это штука специфическая. Банк может долго и успешно работать с нулевым и даже отрицательным капиталом. Насколько я понимаю, ЦБ вел длительный диалог с собственниками банков. Мне журналисты экономические еще в начале августа говорили, что приказ о санации «Бина» уже подписан. У меня есть основания этой информации доверять.

Регулятор видел, что владельцы группы «Бин» пытаются спасти банк. Поэтому ЦБ ждал до последнего, смотрел на действия акционеров и, когда понял, что ничего не получится, назначил санацию.

— ЦБ видит если не все, то многое, — заметил Кочетков.

О ТФБ: дело пахнет мошенничеством

По слухам, одна из проблем с «Татфондбанком» была в переводе вкладчиков в инвестиционные фонды. На это Кочетков заметил, что в случае с ТФБ была некорректная практика, когда финансово неграмотным клиентам под видом депозитов предлагали стратегии финансового управления.

— Это должен суд решать, но выглядит все как мошенничество, — заметил гость редакции.

Кочетков посоветовал населению вникать в продукт, который им предлагают. Нужно как минимум расспросить менеджеров, как все работает. А ситуация с ТФБ будет мотивировать людей разбираться в этих вопросах.

Олег Тихонов/realnoevremya.ru

О ставке ЦБ: ждите новое понижение

По прогнозу президента ФИНАМ, до конца года ЦБ как минимум раз понизит ключевую ставку на 0,5. В следующем году возможны еще два-три снижения — этому помогает уровень инфляции.

Напрямую изменение ставки ЦБ влияет на ставки по депозитам и кредитам. Но кредиты все еще не слишком доступны: «банки предпочитают сидеть на деньгах, а не отдавать их».

Также ставка влияет на курс рубля: по мере выравнивания ставок ФРС и ЦБ вкладываться в ОФС для иностранных фондов становится невыгодно. Поэтому они продают рубль, покупают доллар — и доллар уходит домой. Так что рубль будет дешеветь.

О нефти: ОПЕК уже не тот

Решение ОПЕК сократить объемы добычи нефти существенно ни на что не повлияет. Рынок уже перестроился. Сейчас большую роль играет сланцевая нефть. Давит на рынок и развитие альтернативной энергетики.

Олег Тихонов/realnoevremya.ru
Резко сожмется пузырь, который там создается. Рынок на накопленной базе начнет расти с нуля, меньшими темпами, но уже более урегулированный. И все придут к краудинвестингу на основе технологии блокчейн

О курсах фиатных денег: прогнозировать сложно

Владислав Кочетков заметил, что пытаться предсказывать курс рубля — дело неблагодарное. Даже у Минэкономразвития и ЦБ прогнозы не подтверждаются. Но можно попытаться предположить, на основе сугубо личных ощущений президента ФИНАМ, что к концу года доллар будет стоить 59—60 рублей.

Что касается евро, то эта валюта будет чувствовать себя лучше, чем доллар. Хотя многое будет зависеть от ситуации в Испании.

О криптовалюте: пузырь вот-вот сожмется

Владислав Кочетков сделал прогноз по рынку криптовалют. По его мнению, в ближайший год 90—99% компаний, которые провели ICO, просто схлопнутся.

— Резко сожмется пузырь, который там создается. Рынок на накопленной базе начнет расти с нуля, меньшими темпами, но уже более урегулированный. И все придут к краудинвестингу на основе технологии блокчейн, — считает Кочетков.

Что касается биткоина, то это одна из самых крепких и «наименее пузыристых» криптовалют. Минус в высокой волатильности и перегретости из-за ажиотажа вокруг.

— Если хотите крипту, начать лучше с него, — советует Кочетков.

На биткоины переходят люди, которые склонны к азарту и инвестициям с повышенным риском. 10% от портфеля можно вложить, но всю ставку на него делать не стоит, добавил гость редакции.

Юля Красникова, фото Олега Тихонова, видео Камиля Исмаилова
МероприятияOnline-конференцииЭкономикаФинансы Кочетков Владислав Вячеславович

Новости партнеров