Роман Шайхутдинов ответил на критику подготовки к WorldSkills: «Мы троечники среди двоечников»

Министр информатизации и связи РТ о «мертвых душах» в электронных очередях, росте количества кибератак и сбое «МегаФона»

Роман Шайхутдинов ответил на критику подготовки к WorldSkills: «Мы троечники среди двоечников» Фото: Олег Тихонов

На этот раз гостем студии интернет-газеты «Реальное время» стал заместитель премьер-министра РТ — министр информатизации и связи Роман Шайхутдинов, который в ходе онлайн-конференции прокомментировал критику президента Татарстана подготовки к WorldSkills, рассказал о нехватке кадров в IT-отрасли и поделился планами штрафовать за неявку к врачу по электронной записи. Подробнее о том, что происходит в IT-отрасли в республике, читайте в материале «Реального времени».

О нехватке кадров

В Татарстане ощущается кадровый голод в сфере информационных технологий. В республике успешно функционируют два технопарка этой сферы — в Казани и Набережных Челнах, а также город Иннополис, который отметил в этом году свое двухлетие. В последнем сейчас размещены 48 компаний-резидентов и 8 компаний-партнеров, которые находятся в поиске 300 сотрудников. Все это вызывает необходимость обеспечения кадровыми ресурсами. Как рассказал Роман Шайхутдинов, задачи компаний решаются тремя основными путями, один из которых связан с образовательной инфраструктурой. На сегодня в республике специалистов в области IT готовят более 15 вузов, в год выпускается около 1400 человек. При этом Москва выпускает в шесть раз больше специалистов.

Помогает в подготовке кадров и ресурсный центр на базе университета Иннополис, а также IT-академия IT-парка, в которой в прошлом году прошли обучение 900 человек. Столько же людей прошли курсы повышения квалификации в ресурсном центре Иннополиса. Еще один путь — привлечение в IT-город специалистов со всей страны. Всего в России на сегодня насчитывается чуть меньше 400 тысяч специалистов в сфере информационных технологий. Для сравнения, в США — 3,8 млн специалистов, в Китае — 2,1 млн, в Индии — около 1,5 млн человек.

Мы не конкурируем ни с кем внутри страны, мы должны конкурировать с профессиональными стандартами подготовки специалистов за навыки, соответствующие ровно тем навыкам, которыми владеют ребята в Южной Корее

О подготовке к WorldSkills

Не менее важное направление — подготовка кадров в области среднего профессионального образования, которому сейчас уделяется особое внимание. Не так давно Рустам Минниханов раскритиковал подготовку к проведению WorldSkills: в частности, президенту не понравилось, что, на первый взгляд, хорошие татарстанские результаты на соревнованиях в Краснодаре оказались гораздо ниже результатов мировых лидеров.

— Здесь можно сказать так: мы троечники среди двоечников. Я имею в виду, что МЦК (Межрегиональный центр компетенций, — прим. ред.) на базе техникума является лидером среди всех МЦК России и по количеству медалей, и по качеству подготовки, — рассказал министр. Он заметил, что на соревнованиях в Краснодаре по одному из направлений татарстанская команда заняла второе место только потому, что у них сломался робот, а в целом МЦК республики получил больше всех медалей.

— Важно отметить, что есть несоответствие между системой образования, мировыми стандартами и потребностями компаний. Если соответствие мировым стандартам — это мировая конкурентоспособность, то это наша главная цель. Мы не конкурируем ни с кем внутри страны, мы должны конкурировать с профессиональными стандартами подготовки специалистов за навыки, соответствующие ровно тем навыкам, которыми владеют ребята в Южной Корее, — продолжил ответ на вопрос министр.

Кроме того, по его словам, в России не хватает постоянного взаимодействия индустрии и образовательной инфраструктуры в области подготовки специалистов и участия в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, что распространено за рубежом.

Важно понимать, что любой стартап должен вырасти. Если идея не взлетела в течение полутора-двух лет, если разработка этой идеи не сложилась в некую коммерческую структуру, <...> то, наверно, стоит искать другую идею

«Важно понимать, что любой стартап должен вырасти»

Говоря о стартапах в республике, министр среди самых успешных назвал проекты «Автодория», «АльтоКар», DLS, компанию Cloudshop, которая разработала программу для ведения онлайн-бухгалтерии с использованием технологии 1С, и систему Nextmed, позволяющую автоматизировать деятельность медицинских лабораторий. Последнюю сейчас подключают к медицинско-информационной системе РТ. «Система позволяет собирать данные от граждан и затем передавать их по защищенным каналам в систему электронного медицинского здравоохранения», — пояснил Роман Шайхутдинов.

Прокомментировал он и уход проектов из Татарстана, в том числе «РеалСпикер Лаб», которой интересовались читатели. Компании делали предложение об инвестициях и покупке, но она в свое время не согласилась, хотя «может быть в тот момент это стоило сделать».

— Важно понимать, что любой стартап должен вырасти. Если идея не взлетела в течение полутора-двух лет, если разработка этой идеи не сложилась в некую коммерческую структуру — в то, что можно предложить инвесторам в качестве истории для монетизации, либо без инвесторов, ведь полно стартапов, которые двигаются без инвесторов и вырастают в хорошие компании — то, наверное, стоит искать другую идею. Стартап не может быть стартапом в течение 5—7 лет. «РеалСпикеру» уже около 5 лет, — рассказал собеседник издания.

Тем не менее сейчас «РеалСпикер Лаб» отправилась в Чили на поиски инвестора и, по словам спикера, если компания его найдет, то они будут рады сотрудничеству.

Министерство также продолжает поддерживать отношения с компанией «Сэйлфиш», о которой уже не раз писало «Реальное время».

Среди смартфонов, на которых работает система «Сэйлфиш», Роман Шайхутдинов выделил OnePlus, продажи которого начнутся в ближайшее время

«20 июля мы запустим «пилот» в органах государственной власти и в частности в подведомственных учреждениях Министерства связи. Мы начнем использовать эту мобильную операционную платформу». По его словам, задача состоит в том, чтобы протестировать устройство и понять, получит ли оно распространение в органах госвласти.

Также 1 марта была запущена платформа на татарском языке. «Это очередной релиз, возможно, были какие-то доработки», — пояснил собеседник издания. Среди смартфонов, на которых работает система «Сэйлфиш», Роман Шайхутдинов выделил OnePlus. Сам министр использует смартфон Jola на платформе «Сэйлфиш». Отдельный релиз по этой теме он пообещал опубликовать позже.

«Вторая титульная нация в Российской Федерации должна иметь свой домен»

Еще одна инициатива республики — создание домена .tatar. Читатель «Реального времени» спросил министра, кто из крупных компаний им пользуется и не зарегистрирован ли он «для галочки»?

— Есть компания-координатор, которая ведет учет. Практически все крупные компании республики зарегистрировали свои имена в домене. Все крупные мировые IT-компании тоже получили это доменное имя. Понятно, что они это делают в рамках стандартной процедуры бронирования имен, — ответил на вопрос Шайхутдинов.

По его словам, Татарстан и Москва стали единственными в России субъектами, которые получили собственные домены. В татарстанском домене, по его данным, зарегистрировано более тысячи доменных имен. «Очевидно, что вторая титульная нация в Российской Федерации должна иметь свой домен и предоставить возможность многим национальным ресурсам и компаниям, работающим на территории республики, зарегистрировать доменные имена», — делится размышлениями министр.

Что интересно, домен .tatar — единственный в мире и, например, Саудовская Аравия по неизвестным причинам голосовала против того, чтобы это доменное имя было присвоено республике. При этом министр уверен, что появление подобного домена — принципиальный для республики момент. «Регистрация такого имени — это не только дело чести, но и возможность обозначить себя в мировой сети», — говорит он.

Очевидно, что вторая титульная нация в Российской Федерации должна иметь свой домен и предоставить возможность многим национальным ресурсам и компаниям, работающим на территории республики зарегистрировать доменные имена

«Если ты записался и не пришел, то в ближайшие три месяца тебе запись в очередь недоступна»

В продолжение темы об информационных ресурсах Татарстана Роман Шайхутдинов рассказал, что Татарстан является лидером по количеству востребованных услуг. Всего на государственном портале представлено 240 услуг, а в прошлом году зафиксировано 83 млн факта их использования. Сейчас министерство планирует ввести шесть новых услуг, связанных с социальным обеспечением и с подачей различных заявлений.

Накануне также был опубликован новый релиз мобильного приложения госуслуг РТ. Министр призвал читателей «Реального времени» и всех пользователей республики дать отзывы по работе приложения.

Одна из проблем, кстати, которая известна уже сейчас, — это «мертвые души» в электронной очереди, которые записываются и просто не приходят на прием. «У нас сейчас обсуждается возможность введения штрафа — ограничение возможности записи на прием к врачу в течение двух или трех месяцев. Если ты записался и не пришел, то в ближайшие три месяца тебе запись в очередь недоступна», — поделился Роман Шайхутдинов. Для записи придется обратиться в медучреждение лично.

Возможен вариант и с введением смс-оповещения, однако его стоимость составляет 70—80 копеек, что в перерасчете на все операции выльется в значительную сумму, поскольку в год в республике регистрируется 36 млн взаимодействий врачей с пациентами — такой трафик создают 64% населения, 70% из которых — первичное звено.

Количество кибератак выросло за два года втрое

Как известно, IT-инфраструктуру нужно не только развивать, но и защищать. В качестве примеров кибератак с использованием трейдинговых операций Шайхутдинов привел случай с «Татфондабанком».

В Татарстане сейчас кибербезопасностью занимаются компания Infowatch, «Касперский», Group-IB, периодически министерство сотрудничает с компанией Positive Technologies. Подобными разработками занимаются исключительно частные инвесторы, государство ими не занимается.

Такие сбои обычно происходят при модернизации сетей, но подобное нарушение работоспособности впервые на нашей памяти. На это сложно заранее повлиять, но, надеюсь, такое больше не повторится, мы попросили операторов быть более внимательными

При этом в министерстве отмечают, что за два года в Татарстане утроилось число попыток компьютерного воздействия. Количество действий, не соответствующих регламентам, установленным внутри сети, в этом году составило 55 млн, в прошлом — 33 млн.

— Сюда включаются и неверный ввод пароля с вашего же компьютера — система не знает, вы или не вы его неправильно набрали, но она должна отследить любую такую активность. Кроме того, это попытки проникновения извне, — пояснил министр характер тех самых не соответствующих регламентам действий.

«Мы обсудили это с руководством компании «МегаФон». Подобное нарушение работоспособности впервые на нашей памяти»

Роман Шайхутдинов также прокомментировал масштабный сбой в «МегаФоне». В республике приняли меры во избежание подобных ситуаций во время крупных мероприятий по футболу.

— Мы обсудили это с руководством компании «МегаФон». Такие сбои обычно происходят при модернизации сетей, но подобное нарушение работоспособности впервые на нашей памяти. На это сложно заранее повлиять, но, надеюсь, такое больше не повторится, мы попросили операторов быть более внимательными. Более того, например, на мероприятия Кубка конфедераций и чемпионата мира по футболу мы останавливаем любые такие работы и об этом договариваемся с руководителями центральных офисов операторов, — рассказал спикер.

Кстати, для тех, кто хочет оценить качество связи сотовых операторов, Шайхутдинов предложил воспользоваться приложением, разработанным совместно с Татарстаном geo.minsvyaz.ru. Правда, скачать его можно только на Android.

Поделился министр и итогами реализации проекта устранения цифрового неравенства, запущенного федеральным центром. Речь идет о появлении волоконно-оптических сетей в населенных пунктах, где проживает более 250 человек. Татарстан стал первым, кто в октябре прошлого года завершил эту программу. В республике проект реализовывала компания «Таттелеком». Кроме того, сейчас обсуждается возможность обеспечения населенных пунктов wi-fi-покрытием. С подобной инициативой вышел тот же «Таттелеком». Выбор, устанавливать wi-fi-роутер или нет, останется уже за местными жителями.

Официальные партнеры:

Мария Горожанинова, фото Олега Тихонова, видео Камиля Исмаилова
МероприятияOnline-конференции
комментарии 5

комментарии

  • Анонимно 21 июня
    За IT будущее
    Ответить
  • Анонимно 21 июня
    Спасибо, что ответили на мой вопрос. С госуслугами во многом стало удобнее, будет здорово, если систему удастся сделать совершенной.
    Ответить
    Анонимно 21 июня
    Честно говоря есть и неудобные моменты. На днях ездили в другой город за правами, так их отказались выдавать из за того что мы не встали в электронную очередь через госуслуги.
    Ответить
  • Анонимно 21 июня
    Вчера разговаривал с сотрудником УФМС. Оч. жалко что не записал - для себя. Вывалил в интернет - уволили бы. Дословно: получить загранпаспорт через госуслуги РТ невозможно - не работает. на каком то из этапов просто не дает. Пытайтесь на госуслугах россии сделать - там норм все. Большинство сотрудников согнали на кубок конфедерации. т.е. подача документов в ручном режиме невозможна или только в 1-м месте на Миля, где очередь на месяц вперед. Бардак в общем...
    Ответить
    Анонимно 21 июня
    УФМС это вообще главная пропащая структура...это капец что творится там. Не для людей там все.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии