Опрос предпринимателей: как реагировать на мини-воровство сотрудников?

Предприниматели о нецелевом использовании рабочих ресурсов

«Не воруем, а забираем свое», — обычно так рассуждают те, кто по мелочи использует служебное положение в личных целях. Правда эти «мелочи» иногда обходятся компаниям в круглую сумму. В очередном бизнес-опросе «Реальное время» расспросило предпринимателей об их отношении к этому вопросу. Большинство опрошенных признались: они берегут свои нервы и относятся к мини-воровству как к неизбежным издержкам производства.

Руководитель знает, что сотрудники по мелочам используют свое служебное положение. Кто-то бумагу домой утащит, кто-то книгу ребенку распечатает. Директор решил, что поднимать вопрос себе дороже, хотя факты такого мини-воровства его приводят в бешенство. Что можно посоветовать этому руководителю? Сталкиваетесь ли вы с такой ситуацией в своем бизнесе, решаете ли как-то этот вопрос?

Если вы хотите предложить свою бизнес-задачу, пишите на info@realnoevremya.ru с пометкой «опрос».

  • Вячеслав Архипов

    Вячеслав Архипов управляющий технопарка «Навигатор Кампус»

    Причины такого поведения сотрудников достаточно широко представлены в литературе. Сказывается менталитет, общий уровень образования и общий уровень достатка людей. По большому счету, сотрудники даже не воспринимают эти проступки как проступки. Многие считают, что это в порядке вещей, поскольку они приносят компании большую пользу. Честно говоря, предложил бы руководителю не напрягаться по этому поводу. Я и сам не обращаю на такие вещи внимания. Пачка бумаги стоит 300 рублей. И от того, что человек отксерил себе нужную бумагу, ничего плохого не случится. К сожалению, не у всех есть возможность приобрести домой принтер или ксерокс. Может быть, его ребенку что-то в школу надо распечатать. У меня у самого двое детей, и я прекрасно представляю, что это такое.

  • Наиль Билялов коммерческий директор «Мегга Мебель»

    Ничего удивительного, у нас это распространено повсеместно. На мой взгляд, в России совершенно неадекватная оплата труда. И если такие факты не влияют существенно на финансовые результаты компании, то я бы закрыл на это глаза. Главное, не переходить допустимые границы. Тогда придется уже пресекать. Или хотя бы сделать вид, что пресекаешь. Можно объявить выговор, как вариант — удержать часть зарплаты. Сам я с подобными вещами в практике не сталкивался, лишь предполагал, не более того. Но выяснять не стал. Это отнимает много времени, я лучше буду думать о том, как больше заработать.

  • Ляйсан Галеева

    Ляйсан Галеева директор свадебного агентства «Счастье»

    Прежде всего нужно наладить в компании систему учета. И донести это до сотрудников. Ведь главное в коллективе — доверие. Поэтому ни в коем случае нельзя пытаться уличить кого-то в нечестности. Это может сильно подорвать репутацию сотрудников в коллективе. К тому же нарушится обстановка, необходимая для нормальных бизнес-процессов. В моей практике таких случаев не было. Наши сотрудники знают, что мы делаем общее дело. Бывает даже наоборот: коллектив старается сэкономить ресурсы компании. Например, моя помощница, как только заняла должность, оптимизировала процессы покупки воды, бумаги для офиса.

  • Юрий Павлов

    Юрий Павлов генеральный директор швейной фабрики Pavlotti

    У нас были такие ситуации. Здесь ничего поделать нельзя. Главное, чтобы эти случаи не стали системой. А разово — пожалуйста. Я ничего не предпринимаю, слишком мелко.

  • Татьяна Седова

    Татьяна Седова директор салона красоты «Белый ангел»

    Нужно подойти и попросить этих сотрудников больше так не делать. Нельзя молчать. Не так страшно воровство, как то, что ты создаешь условия для него. Поэтому такие вещи надо пресекать. Если просьбы не действуют, придется использовать систему наказаний. Я сталкиваюсь с подобными вещами — по мелочи, но бывает. Для начала всегда разговариваю с сотрудниками, делаю замечания. Если не помогает, начинаю угрожать штрафами. Но до этого еще дело ни разу не дошло. Обычно люди понимают все с первого раза.

  • Лев Матвеев

    Лев Матвеев председатель совета директоров «СерчИнформ»

    Наверное, такое явление можно встретить в любой более-менее крупной компании. Но пока мелкое воровство не выходит за рамки разумного, паниковать не стоит. Не вижу проблем, если человек раз в месяц распечатает книгу для ребенка. Другое дело, если печать приобретает промышленный масштаб — по 100 страниц ежедневно. Тут уже стоит говорить и о коммерческой выгоде от воровства. И это реальная проблема, которую можно решить, обсудив ее с человеком с глазу на глаз. Часто люди уносят что-то домой из офиса просто по невнимательности — ручки, блокноты, ложки чайные. Ну это все такие мелочи, что не стоит нервов руководителя. Потому тут совет начальнику — не беситься и даже не обращать внимания, пока мини-воровство не превысит установленный допустимый лимит. Уверен, что секретарь или завхоз организации не забудет упомянуть о том, что ему пришлось в этом месяце вместо 10 пачек бумаги для принтера купить 40 и для этого не было объективных причин. Вот тогда разъяснительная беседа с коллективом будет уместна. Что же касается начальников-крохоборов, которые пересчитывают пакетики чая и карандаши после окончания рабочего дня, то ничего позитивного в такой дотошной бережливости нет. Обстановка в коллективе будет нездоровой, а мнение о вас как о руководителе и человеке у сотрудников испортится.

  • Наталья Зайцева

    Наталья Зайцева директор языкового центра Language Link Kazan

    Я бы на такие мелочи не обращала внимания. Руководителю можно посоветовать провести рефрейминг и рассматривать ситуацию не как воровство, а как программу лояльности компании. В офисе Google бесплатное печенье, а здесь — бумага. Работодателю даже выгодно, если сотрудник распечатает личный документ в офисе, а не поедет в типографию, ведь тогда у него будет больше времени для работы. При этом если руководителя бесит данная ситуация, как сказано в условиях кейса, то следует озвучить правила сотрудникам, а за их нарушение — увольнять. Незаменимых людей нет, а комфорт руководителя и дисциплина важны.

  • Булат Макаров директор компании «Электросила»

    Если такие вещи происходят по мелочи, то ничего криминального я не вижу. Все мы живые люди. Будучи наемным работником, я тоже пользовался служебным положением по мелочам. Но все зависит от масштабов, есть границы, за которые нельзя выходить. Одно дело, если сотрудник сделал это один раз, другое — если это происходит систематически. Как руководитель с такой ситуацией я не сталкивался. Единственное, было нецелевое использование служебного телефона, когда человек использовал пакет бесплатных минут рабочей сотовой связи для личных звонков. Обычно такие штуки решаются довольно просто, без всякого конфликта. Делается распечатка исходящих звонков и показывается сотруднику. Человек обычно сам все понимает. В любом случае, если сотрудники так поступают, скорее всего, их что-то не устраивает в работе. Я бы в этом случае винил только себя как руководителя.

  • Роман Колесов

    Роман Колесов управляющий кофейней «Нефть»

    У нас проходит еженедельная инвентаризация, и в случае отсутствия штучного товара его стоимость списывается из заработной платы сотрудников. Чем больше рабочих дней, тем выше процент списания. Если руководитель знает, что сотрудники забирают домой незначительный товар (бумага, ручки и так далее) и его это раздражает, то лучший вариант — поговорить с каждым сотрудником один на один. Сотрудники должны знать миссию компании и разделять ее, чувствовать коллективный дух. Тогда и использовать служебное положение не захочется.

Алина Губайдуллина
БизнесКейс

Новости партнеров