Опрос предпринимателей: стоит ли экономить на чае и мыле для сотрудников

Как безболезненно сокращать офисные расходы

Опрос предпринимателей: стоит ли экономить на чае и мыле для сотрудников
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Бизнес-байка об American Airlines гласит, что компания сэкономила полмиллиона долларов в год, убрав из салатов пассажиров по одной оливке. Владельцы бизнесов также иногда пытаются сэкономить большие суммы на мелочах. Как считают эксперты бизнес-задачника, экономия не всегда бывает безболезненна.

Условия бизнес-задачника на этой неделе звучат так: руководитель решил урезать траты на офисные расходы: жидкое мыло, туалетную бумагу, печеньки, чай-кофе и даже средство для мытья посуды на общую кухню компания покупала за свой счет. Сотрудники неожиданно восприняли это в штыки, и директор уже планирует «включить заднюю». Нужно ли ему отступить и какой офисный комфорт вы лично считаете достаточным? Пытались ли когда-либо экономить в компании «на печеньках» и к чему это привело?

  • Константин Егоров

    Константин Егоров директор ООО «СтройКапиталКонсалтинг»

    Я думаю вопрос не в том «на чем?» принято решение экономить, а «почему?». Я помню этапы работы компании, когда сотрудники скидывались на чай-кофе и печеньки и это было нормальным, т. к. просто не было на это бюджета. Но все понимали, что это вопрос момента. Если есть ответ «почему?» и «для чего?» любые неудобства воспринимаются нормально — переезд в другой офис, сокращение бюджета на мебель, технику и т. п. И если в этот момент «отваливаются» люди которым чай, кофе, печеньки были важнее сохранения компании, то это даже хорошо.

    Другое дело, если за счет печенек директор увеличил рентабельность для акционеров. Тут другая история. А вообще, на мой взгляд, в компании с нормальной культурой это вообще не повод для обсуждения. Есть печеньки за счет компании — клево, нет — сами купим.

  • Анна Свирина

    Анна Свирина директор Чистопольского филиала «Восток» КНИТУ-КАИ

    Резкой реакции сотрудников есть даже научное объяснение. Производительность труда и мотивация меняются в зависимости от зарплаты. Если ее уровень низкий, то люди почти не реагируют на то, что у них что-то отобрали (условная санитарка в больнице с окладом в 7 800 рублей на то, что перестали покупать мыло, не отреагировала бы, а просто принесла свое).

    Но у нас в кейсе офисные работники с оплатой труда выше среднего, а эти люди уже воспринимают все бонусы (жидкое мыло, чай-кофе) как часть обязательств со стороны компании и реагируют сильно. Это называется петлей гистерезиса, где по горизонтальной оси — оплата труда, а по вертикальной — производительность труда, и верхняя часть петли отвечает за ситуацию с ростом зарплаты и нематериальных выплат, а нижняя, соответственно, за снижение. Логика такая — пока я мало зарабатываю, любое улучшение я воспринимаю как радость и отвечаю ростом производительности труда. По мере того как выплаты растут, я все меньше на них реагирую. Но если идти по обратной петле (зарплата и выплаты снижаются) — все наоборот. Если у меня было мало, и что-то отобрали, я думаю: «Ну ладно, не жили хорошо, не надо и начинать».

    Но если я получала хорошую зарплату и компания покупала чай, а теперь хочет, чтобы я купила себя чай сама, я воспринимаю это как личное оскорбление — компания не ценит меня (а моя зарплата при этом говорит мне, что я ценный сотрудник). Есть известный случай Майкрософт на эту тему. Майкрософт решил сэкономить и убрал из раздевалок бумажные полотенца, и люди начали увольняться, причем причиной указывали именно полотенца. И только когда удалось усадить администрацию и работников за переговорный стол, люди объяснились: «В Сиэтле почти всегда идет дождь. Раньше я приезжал, вытирался полотенцами, переодевался и шел работать. Если им жалко даже полотенец, о чем с этой компанией можно говорить?!». Резюмируя — экономия, которую даст чай и мыло, не стоит таких проблем.

  • Илья Антонов

    Илья Антонов директор МЦДО-Линк

    Когда сотрудники привыкли к определенному уровню комфорта, любое новшество, которое ухудшит или изменит их положение, всегда воспринимается в штыки.

    Хотя такой ситуации можно было избежать, предложив сотрудникам самим принять решение. Например, организовать мозговой штурм и вместе найти выход — как экономить на общехозяйственных расходах. Тогда и «заднюю» включать не придется, это будет совместное решение. Хотя многое будет зависеть от культуры компании и характера руководителя.

    Когда начинают экономить на «печеньках», значит, в компании дела идут не очень хорошо. Снижение таких расходов ничего не даст, надо думать, как зарабатывать деньги, а не как экономить на мелочах. Нужно искать проблему глубже.

  • Айдар Булатов

    Айдар Булатов председатель совета директоров управляющей компании Bulatov group

    На расходах на сотрудников экономить не стоит. Одним из ключевых элементов корпоративной культуры компании Google является бесплатная столовая с восемью различными видами кухонь. А Facebook пошел дальше: Открыл для сотрудников отдельно кафе-мороженое. Наша компания предоставляет бесплатное питание всем своим сотрудникам, от персонала ресторанов до офисных сотрудников. Если вопрос выбора, что сокращать — то здесь решение за сотрудниками. Но в вашем случае — это не те расходы, на которых стоит экономить.

  • Альфия Шакаева

    Альфия Шакаева руководитель в ГК «Шаги к успеху» (ЖК «Акварели» город Зеленодольск)

    Сотрудникам необходимо обеспечить все условия, но по практике печеньки и конфетки всегда покупали сами, или я сама часто покупаю для офиса и угощаю. Все остальное, конечно, сотрудники не покупают. Еще конечно зависит от направления офиса, если это офис продаж, где бывают клиенты, это одна ситуация, если же это офис, где сидят бухгалтера и т. д., то, главное, мне кажется не затраты на это все, а порядок на работе ( за рабочим столом чай не пить, и не сидеть, не пить полчаса чай, обсуждая сериалы), мне кажется это уже проблема.

  • Артур Уразманов

    Артур Уразманов генеральный директор в сети клиник «Звезда»

    Когда компания маленькая, конечно, многое делается на энтузиазме и внутренних договоренностях. Сотрудники вскладчину обеспечивают себе быт. Но с развитием компании руководство обеспечивает комфорт из прибыли организации. По крайней мере, у нас было так. Если речь не идет об избыточном комфорте (супер-дорогом кофе или средстве для мытья посуды Amway), экономить — это, мягко говоря, плохая идея. Все, что ты сэкономишь, потом потратишь на найм и обучение персонала, если он начнет увольняться. Комфорт сотрудников работает на его лояльность, на имидж компании. Мои знакомые бизнесмены даже и обеды оплачивают своим сотрудникам, чтобы те не отвлекались от процесса.

  • Роман Егоров

    Роман Егоров владелец и директор «Ромино»

    Я — владелец бизнеса, и знаю, что расходы на обеды и другие удобства для персонала только кажутся смешными, однако выливаются ежегодно в очень приличную и очень ощутимую для бюджета сумму, и это впрямую сказывается на конкурентоспособности предприятия.

    Компания обязана обеспечить сотруднику рабочее место и необходимый уровень гигиены, да и комфорт, безусловно, важен, но главная задача коммерческого проекта — быть актуальным на рынке, вести грамотную финансовую политику, в том числе и экономить, когда в этом есть объективная необходимость. Стабильная зарплата, устойчивость и перспектива хорошей карьеры — настоящий показатель работы руководителя. Мое твердое убеждение — в период кризиса важнее сохранить бизнес и рабочие места, а не принимать непосильные популистские решения. И уж совсем неправильно руководителю менять собственное решение — думать надо до, а не после.

  • Искандер Сабаев

    Искандер Сабаев генеральный директор Sabaev Digital

    Считаю, что минимальный набор — чай-кофе — быть должен, это не так затратно. На мой взгляд, нужно разделять некоторые вещи, например, кофеварку покупает компания, а вот зерновой кофе могут покупать все желающие сотрудники. «Заднюю» включать просто так, без обсуждения с коллективом, значит показать свою нерешительность. Я против таких вещей. С другой стороны, нужно осознавать, чем больше коллектив, тем больше траты, следовательно, вместо дорогих конфет идут попроще, но зато их хватает всем, вместо швейцарского шоколада — печеньки, тогда и затраты снизятся, и коллектив не будет настроен столь враждебно. Офисный комфорт важен особенно для творческих людей, они ведь много времени проводят в офисе, и это своеобразная благодарность руководства за их нелегкий труд.

  • Виталий Золотов

    Виталий Золотов совладелец компании «Ваша безопасность»

    Я не делал такого, не сокращал расходы на печеньки, но у меня есть определенный лимит на это. Например, на казанский филиал «Вашей безопасности» выделяется 5 тысяч рублей в месяц на чай, кофе и т. д. Плюс есть дополнительно 2 тысячи рублей на хозяйственные нужды. У нас в офисе порядка 15 человек. То есть мы пользуемся заварным кофе, есть кофемашина, деньги уходят. Не скажу, что мы все деньги ежемесячно тратим, порой даже остается. Стоит ли руководителю давать «заднюю»? Возможно, да. Можно собрать мини-совещание и сказать: «Ребята, вы знаете, решил сэкономить, но вижу, что вы достаточно болезненно переносите. Конечно, ни в коем случае я не хочу этого делать, но у нас есть финансовые трудности, и это такая ситуация. Не хотел экономить на ваших зарплатах, не хотел срезать вашу премию. Я решил, что мы немного сэкономим на нашем общем комфорте».

  • Алмаз Зиатдинов

    Алмаз Зиатдинов директор в компании «Бизнес-клиника»

    Раз руководитель решил, значит нужно делать. Может быть есть какие-то определенные обстоятельства, которые сказали ему это сделать. Если он будет давать «заднюю», то нужно поговорить с сотрудниками, почему, понять. Я всегда в офисе на конфеты, печеньки никогда не жалел и никогда не экономил на них.

Айгуль Чуприна
БизнесКейс

Новости партнеров