Максим Орешкин: как «черный ящик» вдруг стал «фаворитом Путина»

Российские политологи — о внезапном медийном взлете молодого технократа

В конце прошлой недели в реестре преемников Владимира Путина появился нечаянный «фаворит» — именно так квалифицировало 35-летнего министра экономического развития РФ Максима Орешкина издание Bloomberg. Вчера он должен был прибыть с рабочим визитом в Казань, дабы провести здесь совещание по повышению производительности труда и занятости населения, однако в итоге дело ограничилось видеоконференцией из Москвы на эту тему.

Чем заслужил столь почетную роль молодой министр, и, главное, подозревает ли о ней сам президент РФ, — об этом «Реальное время» спросило известных российских политологов.

  • Михаил Виноградов

    Михаил Виноградов политолог, президент фонда «Петербургская политика»

    — Осенью 2016 года многие считали, что назначение Орешкина — это шаг к умерщвлению Минэкономразвития, его грядущему объединению с Минфином. Но этого не произошло и даже как-то совсем забылось — и сегодня не без подачи Bloomberg все обнаружили, что чиновник вполне вписался в существующую систему, инкриминируют ему подготовку неких экономических программ и ищут объяснение карьерному успеху. Можно согласиться с комментаторами, что за этот год Орешкин прижился и нашел себе нишу, попал в ранг перспективных кадров — хотя особенно ярких шагов на публике и не предпринималось.

  • ​Андрей Колядин

    ​Андрей Колядин политолог

    — Я знаю Максима Орешкина опосредованно. Его коллеги говорят о нем как о молодом, умном, ярком практике, хорошо разбирающемся в экономике и финансах. Достаточно ли этого, чтобы стать «фаворитом Путина»? Нет.

    Фаворитом Путина можно стать, прожив с ним рядом много лет и зарекомендовав себя вменяемым человеком, надежным и проверенным. И это будет проявляться в доверии к персоне. И всё… Когда сегодня говорят о новых фаворитах, то у меня появляется ощущение «подставы». Ибо стоит кого-то объявить фаворитом или преемником, как на него толпами кидаются конкуренты и рвут его, как пираньи.

    Поэтому надо просто оставить умного, молодого и перспективного парня в покое. Без клише и штампов на лбу.

    Он ездит, делает свое дело, не разочаровывает коллег и президента, и слава Богу… Никаких других подоплек и историй в этом искать не надо.
  • Никита Кричевский

    Никита Кричевский доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН

    — Всем, кто более или менее знаком с ситуацией, понятно, что Максим Орешкин — никакой не «фаворит Путина» и быть им не может. Издание Bloomberg, заявив об этом, осуществило вброс и провокацию. При этом информацию, касающуюся России, оно, как правило, просто так не вбрасывает. Это была провокация в отношении Орешкина с целью расшатать действующие в российской политике центры силы.

    Главное ментальное, мировоззренческое качество Путина заключается в том, что он государственник. Все ключевые вопросы он будет решать исходя из национальных интересов. Если бы Орешкин был государственником, или, раз уж мы говорим об экономике, «этатистом», мы услышали бы это в его риторике и увидели бы в его решениях. Но разве он выступает, например, за ужесточение валютного регулирования, вплоть до введения фиксированного курса национальной валюты (как в Китае)? Нет, напротив, он сторонник весьма ограниченного вмешательства государства в рынок.

    За Орешкиным стоит не Путин, а узкий либеральный клан людей, ориентированных на руководителей Центробанка, Сбербанка и так далее, — тех, кто по недоразумению определяет экономическую политику в стране. При этом само Министерство экономического развития РФ — это пустая структура, которая за последние годы запомнилась разве что своими многочисленными ляпами (они продолжаются и при Орешкине) и скандалами с подведомственным ей Росимуществом.

    А «фаворитов Путина» стоит искать среди региональных лидеров, к которым он приезжает и которым выражает свою поддержку.
  • Евгений Минченко

    Евгений Минченко политолог, руководитель коммуникационного холдинга «Minchenko Consulting»

    — Откуда взялась публикация Bloomberg? Мне кажется, здесь очень простое объяснение. Есть конкуренция разных стратегий — авторства Бориса Титова, Алексея Кудрина и Максима Орешкина. Причем на самом деле эти стратегии схожи процентов на 60—70. Но есть у них и различия, которые очень часто могут быть обусловлены достаточно серьезными финансовыми интересами. Так что я думаю, что первая версия появления вброса под названием «Фаворит Путина» заключается в том, чтобы навредить Орешкину лично, сделать его мишенью для атаки и, соответственно, создать ему проблемы. Поскольку в рамках реализации своего функционала он кому-то, так сказать, переходит дорогу. Вторая версия — нанести удар по его экономической стратегии. Ну или это параллельные удары.

    Bloomberg здесь удобно тем, что у него высокая резонансность публикаций. Вряд ли изданию дали денег — просто кто-то слил «по секрету», а они с удовольствием опубликовали. Тем более что, судя по текстам о России, там не очень хорошо разбираются в нашей внутренней ситуации.

    Управленческие качества Орешкина пока оценивать сложно, сначала он должен себя как-то проявить. А проявить себя сейчас достаточно трудно. В нашей системе «Политбюро 2.0» он сейчас «член ЦК», то есть даже не кандидат в члены политбюро, тем более не член

    политбюро. Нельзя сказать, что министерство при нем как-то особенно расцвело. Особенно учитывая ту деморализующую атмосферу, которая там воцарилась после ареста Алексея Улюкаева. На самом деле, этот человек пока — «черный ящик».

  • Михаил Нейжмаков

    Михаил Нейжмаков ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций

    Позиции чиновника сложно рассматривать в отрыве от возможностей его ведомства. Но признаков принципиального расширения аппаратных возможностей Минэкономразвития, которое возглавляет Максим Орешкин, пока нет. Более того, ряд полномочий этого министерства перешли к другим структурам. Например, в апреле 2017 году функции МЭР по осуществлению закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд были переданы Минфину РФ. Тут, собственно сказывается давний тренд на расширение полномочий последнего. Вероятно, существующее соотношение аппаратного влияния между Минфином и МЭР может сохраниться до кануна президентских выборов. Поэтому и о принципиальных изменениях аппаратных позиций Максима Орешкина в ближайшее время, скорее всего, говорить рано.

Рустем Шакиров

Новости партнеров