От малого к большому: казанский архитектор предлагает начать градостроительную революцию с подъездов и дворов

Эксперт «Реального времени» о том, какое зло несет масштабная многоэтажная застройка

К стартовавшей накануне градостроительной дискуссии подключился к казанский архитектор Артур Айтбагин. Он специально для «Реального времени» подготовил авторскую колонку, в которой делится с нашими читателями размышлениями на модную сейчас тему общественных пространств. Запущенная с легкой руки президента и курируемая Наталией Фишман тема скверов и парков, по мнению эксперта, имеет еще один важный аспект, который остается в тени — это благоустройство дворов и подъездов. Именно с них, как считает Айтбагин, можно запустить процесс трансформации города в новом направлении, дружелюбном для горожан.

Начни с себя, то есть со двора и подъезда

Вопросы улучшения городской среды для человека актуальны всегда. Меняется образ жизни людей, возникают различные новые тенденции в строительстве, в общем, множество различных факторов определяют развитие городской среды. Казань в последние годы пережила довольно бурное строительство, и в связи с этим хочется напомнить нам всем о том, что главной целью являются не статистические квадратные метры, а человек. Удобство, комфорт и безопасность городской среды — вопрос приоритетный и комплексный. Многие социальные проблемы снимаются при создании грамотных общественных пространств. Наши власти взялись за реконструкцию и создание общественных пространств (парки, скверы), и это здорово, город постепенно преображается. Но работы еще много, и думаю, некоторые моменты стоит рассмотреть ближе. Например, наши жилые районы. Как известно, квартира — это личная территория, а подъезд и двор — это первое общественное пространство горожанина. И зачастую не самое приятное.

«Двор — это первое общественное пространство при выходе из квартиры, и человеку должно быть уютно в нем». Фото airfoto.cheb.ru

Я подчеркиваю, что это первое общественное пространство при выходе из квартиры, и человеку должно быть уютно в нем. Хочется рассмотреть это на примере определенных категорий жителей. Вот представьте наших инвалидов, пожилых сограждан, беременных женщин, женщин с колясками или с малолетними детьми. Что у них у всех общего? То, что они не особо мобильны. Эти люди должны выйти в комфортный и безопасный двор и там прогуляться, посидеть, пообщаться, в общем, как-то провести время. Они не могут накручивать километры до ближайшего парка в силу возраста или прочих ограничений. У них преимущественный радиус мобильности — это 50 метров от подъезда. Если суммировать вышеперечисленные категории граждан, это довольно значительный процент населения и все они довольствуются унылыми скамейками в метре от дымящей машины. Это крайне несправедливо по отношению к нашим старикам и к нашим детям. Завтра стариками будем мы, а наши дети, не видя лучших вариантов, продолжат наши ошибки. Давно назрела необходимость делать новое зонирование придомовых территорий, ведь у нас в стране единицы обустроенных комфортных и безопасных дворов. Городскую среду надо проектировать для стариков и детей, они должны быть в приоритете, другие же (активные) возрастные категории жильцов при этом также получат больше комфорта.

Дожить до времени, когда двор будет без машин

Например, уже давно обсуждается тема про двор без машин, но это комплексная работа, начиная от правильного градостроительного планирования до конкретных объектов. Требуется переуплотнение застройки, иной взгляд на масштаб городской среды. Мы все знаем размашистые жилые районы советской эпохи 1970—1980 годов, где двор — это необъятное пространство с кучей транзитных людей и транспорта.

«На личных автомобилях ездят далеко не маломобильные граждане, но, по иронии, именно они ближе всех остальных оказываются к своим квартирам». Фото prokazan.ru

Несмотря на большие размеры двора, автомобили не где-то там на расстоянии, а чуть ли не подпирают входную дверь в подъезд. К слову, на личных автомобилях ездят далеко не маломобильные граждане, но, по иронии, именно они ближе всех остальных оказываются к своим квартирам. Кроме того, безграничные дворы довольно небезопасны даже для самих жильцов в вечернее и ночное время. Они не подконтрольны. Согласитесь, довольно странно, если человек чувствует себя в меньшей безопасности в собственном дворе, нежели в центре города. У людей нет теплого, уютного отношения к двору, он не является для человека приватной территорией, люди не говорят гордо — это мой двор, по сути, он им не принадлежит. Это все проблема организации придомовых пространств и характера застройки. Как правило, это характерно для высокоэтажной застройки, которая преобладает в последние годы в крупных городах нашей страны. Масштаб застройки не человечный, а соседи годами даже не знают друг друга. Дворы сделаны по условному принципу, лишь бы нормативы соблюсти. Как правило, люди, не находя интересна в скудном благоустройстве, выезжают семьями куда-нибудь.

Ввести степень приватности для публичных пространств

Мы недооцениваем более компактную застройку, где масштаб здания более человечен и люди знают почти всех соседей. В таком масштабе проще решается и идея двора без машин. Меньшие разрывы между зданиями позволяют сделать более комфортное благоустройство. Легче сделать понятное зонирование общественных пространств по степени приватности. То есть проще выстроить цепочку «квартира — подъезд — свой двор (с зонами для спокойного досуга) — общая территория на несколько домов (с площадками для спорта, игр и т. п.)».

«Меньшие разрывы между зданиями позволяют сделать более комфортное благоустройство. Легче сделать понятное зонирование общественных пространств по степени приватности». Фото openvlz.ru

Хочу отметить преимущества малоэтажной застройки:

  • больше развиты социальные связи (соседи знают друг друга), соответственно выше безопасность и сильнее социальный самоконтроль;
  • теплое бережливое отношение к двору;
  • меньше проблем с парковкой автомобилей, проще сделать концепцию «двор без машин»;
  • небольшие дворы легко обслуживать и контролировать;
  • в такой застройке более равномерная транспортная нагрузка на город, меньше скачки пиковых нагрузок на ближайшие дороги;
  • учитываются все возрастные группы;
  • наличие уютного двора провоцирует людей больше гулять, хочется быть во дворе. Люди вовлечены в досуг в своем дворе;
  • развитое хорошее благоустройство удовлетворяет людей и нет необходимости слишком часто выезжать с семьей в какой-либо парк, торговый центр и т. п. чтоб провести время. Соответственно, меньше нагрузка на дороги, бюджет семьи и на экологию.

Хочется призвать всех принять участие в улучшении нашего города. Властям — разработать регламенты для реализации таких решений, бизнесменам — уделить более серьезное внимание именно разработке проекта, может, проводить конкурсы, специалистам (архитекторам) — чаще предлагать решения и вообще заявлять о проблеме, ну а жителям — быть неравнодушными.

Артур Айтбагин
Справка

Артур Айтбагин родился 29 декабря 1978 года в Павлодаре. Окончил Казанскую архитектурно-строительную академию по специальности «архитектура». Автор таких проектов, как мечеть «Куддус» в Советском районе Казани, мечеть «Хаят» в Высокогорском районе, автосалон Audi на проспекте Победы, вилла в Зеленодольском районе РТ, ряда общественных и жилых зданий. Финалист конкурса на реконструкцию набережной реки Казанки. Победитель второго республиканского конкурса в области архитектуры и проектирования в номинации «Лучший проект общественного здания» за ТГК «Юнус Плаза». Автор идеи велополитена в Казани.

Новости партнеров