«Неслучайно вопрос о захоронении ханов возник именно по прошествии 40 лет с момента изъятия их останков»

Колонка историка Булата Хамидуллина о неперезахороненных ханах Махмуде и Мухаммад-Амине

Почти 40 лет назад, в 1977 году, из захоронения, найденного на территории Казанского кремля, были изъяты останки двух ханов. Вопрос о необходимости снова предать земле останки казанских правителей Махмуда и Мухаммад-Амина волнует многих неравнодушных жителей Татарстана, в том числе и ученых. Историк и писатель Булат Хамидуллин, подробно исследовавший биографию казанских ханов, посвятил этим двум историческим личностям колонку, написанную специально для «Реального времени».

Пусть будет пухом им земля!

В 1977 году около башни Сююмбике известным археологом Альфредом Халиковым (1929–1994) были обнаружены фундамент дозорной башни или минарета булгарского времени и две усыпальницы казанских ханов. В конце 1990-х годов учеными было доказано, что кости из захоронений принадлежат казанским ханам Махмуду и Мухаммад-Амину, а московский антрополог-скульптор Татьяна Балуева (1949–2012) выполнила качественную реконструкцию их черепов.

К сожалению, уже 40 лет останки указанных казанских правителей, извлеченных из земли в конце 1970-х годов, не могут обрести покой. И многие из нас — общественные деятели, ученые и писатели, обычные граждане — с одобрением восприняли известие о том, что президент РТ Рустам Минниханов и госсоветник РТ Минтимер Шаймиев поддержали идею захоронения казанских ханов Махмуда и Мухаммад-Амина в мавзолее на территории Казанского кремля…

Вопрос первого хана Казани

Предваряя свои размышления о казанских ханах, мне хотелось бы отметить, что многонациональной и поликонфессиональной Россия — политическая и этнокультурная преемница Золотой Орды — стала лишь в 1557 году, после окончательного обретения Московией земель Казанского ханства. Будучи крупным и экономически развитым постзолотоордынским государством, Казанское ханство (1445–1552/1557) имело удивительно богатую историю. Историю, хронологически на 30–40 лет «пережившую» историю могущественного Советского Союза, а событийно — историю многих государств Африки либо Северной и Южной Америки. Ведь Казанское ханство играло ведущую роль в этносоциальной и культурно-экономической истории огромного Поволжско-Приуральского региона и весьма-весьма серьезную роль в политической жизни всей Центральной Евразии.

Верховная власть в Казанском государстве принадлежала хану (= царю) — потомку Чингиз-хана, что существенно поднимало престиж ханства в глазах современников, ведь, например, в Московии в то время правили лишь князья — феодалы более низкого социального статуса. Население ханства кроме государствообразующего этноса татар составляли добровольно подчинившиеся Чингизидам и просившие их «быть новому царству строителями» (это отмечено в «Казанской истории», написанной русским летописцем) марийцы и чуваши, а также часть башкир, мордвы и удмуртов. Специально укажу, что на сегодняшний день ни один источник периода ХV–ХVІ веков не дает нам даже минимального повода говорить о насильственном включении нетатарских народов в состав государства. Наоборот, даже русские летописцы свидетельствуют, что первый казанский хан Махмуд нашел в регионе поддержку среди всего местного населения, видевшего в его приходе возможность усиления центральной власти и реального противодействия вторжениям соседей.



Первый казанский хан Махмуд нашел в регионе поддержку среди всего местного населения. Реконструкция Т. Балуевой

Основателем династии казанских ханов по праву считается правитель Золотой Орды Улуг-Мухаммад, которого татарский просветитель начала ХХ века Риза Фахретдин назвал «одним из самых выдающихся ханов». Вслед за историками Карлом Фуксом и Владимиром Вельяминовым-Зерновым, первым ханом Казани я считаю одного из сыновей Улуг-Мухаммада Махмуда. Доказательством этому опять-таки являются многие письменные источники ХV–ХVІ веков. Однако благодаря трудам Николая Карамзина и Михаила Худякова в историографии и учебниках превалирует мнение, что именно Улуг-Мухаммад был первым казанским ханом. Все указанные мнения объективно рассмотрены в IV томе семитомной «Истории татар с древнейших времен» в статье молодого историка Анвара Аксанова.

«Царь Казаньскы Махмутек»

…Зимой 1437 года бежавшая из Золотой Орды 3-тысячная «орда Улуг-Мухаммада» в Белевской битве нанесла серьезное поражение 40-тысячному войску великого князя московского Василия II. Русский летописец отмечал, что «малое безбожных воинство бесчисленое христиан воинство съодоле и изби, яко единому Агарину десяти нашим и выше того одолети». Активное участие в этой знаменитой битве принял и молодой царевич Махмуд. Весной 1445 года Махмуд в битве под Суздалем вновь разгромил войска Василия II, а сам он попал в плен, впрочем, недолгий: великий князь был выкуплен за громадную сумму и с условием предоставления колоссальных льгот для деятельности татар на русской территории (образование Касимовского ханства, уход большого количества татарских мурз «на кормление» в Московию и т.д.). Смерть Улуг-Мухаммада осенью 1445 года приводит Махмуда к мысли о бесполезности дальнейшей борьбы за сарайский (золотоордынский) престол и необходимости обосноваться на территории Среднего Поволжья — «райской землице», названной так князем Андреем Курбским. По информации Воскресенской летописи, «тое же осени [1445 года] царь Мамотяк, Улу-Магметов сын, взял город Казань, вотчича казанского князя Либея убил, а сам на Казани сел царствовати». По сообщению Никоновской летописи, в 1445 году «царь Мамутяк, пришед ис Курмыша Казань взял, а казанского князя Азыя убил, а сам на Казани воцарился, и оттоле нача царство бытии Казанское».

Так на месте некоего золотоордынского «Казанского княжества» (имя его последнего правителя еще уточняется историками) возникло Казанское ханство, сопровождавшееся приходом в Среднее Поволжье переселенцев «от Златыя Орды, от Асторохани, и от Азова и от Крыма». И с тех пор, как свидетельствует автор «Казанской истории», «прейде царьская слава и честь велия Болшия Орды… на преокаянную младую дщерь Казань».

Великий князь Василий II не сразу начал выплату обещанной хану Махмуду дани, что привело к походам казанских татар в русские пределы в 1446–1447 годах. Так, Московский летописный свод информирует нас, что «царь Казаньскы Махмутек послал всех князей своих со многою силою воевати вотчину великого князя, Володимерь и Муром и проча грады». Позднее, вплоть до смерти «царя Казаньскы Махмутека» (в 1467 году), между Казанью и Москвой устанавливаются мирные отношения (лишь один раз, в 1461 году, прерванные попыткой Василия II начать поход на Казань), способствовавшие экономическому и культурному процветанию обоих государств. Так, по мнению Михаила Худякова, автора «Очерков по истории Казанского ханства» (1923), «двадцатилетие 1446–1466 годов следует считать тем временем…, когда Казань стала окончательно центром международной торговли на Волге… Казанцы стали усиленно развивать свою деятельность на поприще международной торговли, и город Казань стал первоклассным центром товарообмена в Восточной Европе. Сюда стекались товары и съезжались купцы из Средней Азии, Сибири, из Персии, Закавказья, со всего Поволжья и из России».



Мухаммад-Амин был казанским правителем в 1485, 1487–1496 и 1502–1518 годы. Реконструкция Т. Балуевой

После смерти хана Махмуда государством правили его сыновья Халиль (1467) и Ибрагим (1467–1479). Именно в правление Ибрагима произошла крупнейшая московско-казанская война 1467–1469 годов, прозванная в русских летописях «Первой Казанью». Сыном хана Ибрагима и широко известной в истории ногайской княжны Нур-Султан и был второй герой моего очерка — Мухаммад-Амин.

«Князь Болгарский»

Мухаммад-Амин был казанским правителем в 1485, 1487–1496 и 1502–1518 годы. Будучи подростком, он получил в кормление город Каширу, где и сформировалась его промосковская политическая ориентация. По информации «Разрядной книги 1475–1598 гг.», в 1485 году «отпустил князь великий [Иван III] на Казань, на Алегама царя, царевича Магмедамина, а с ним послал воевод своих…, и Алегам збежал, а на Казани сел Магмедемин». Однако очень быстро хан Мухаммад-Амин вызвал недовольство татарской аристократии и вынужден был оставить казанский престол. В 1487 году, по сведениям Никаноровской и многих иных русских летописей, «князь великий Иван Васильевич всея Руси царя Махметьеминя из своей руки поставил на царство в Казани, а коромольных князей и уланов казанских смертию казнил и иных коромольников, а царя Алегама и с царицею послал князь великий в заточение на Вологду».

Именно в правление Мухаммад-Амина в 1487–1496 годы прекратились даннические отношения Москвы к Казани, над Казанским ханством установился московский протекторат, а Иван III официально принял титул «князя Болгарского» (т.к. Казань нередко именовалась татарами «Булгар ал-Джадид», а само ханство — «Булгарским вилайатом») и отныне в переписке именовал казанского хана «братом», то бишь равным по социальному статусу. Отныне все важнейшие решения хан должен был согласовывать с русскими наместниками, а также оказывать посильную помощь русским войскам в их войнах с соседями.

Все это приводит к недовольству казанской феодальной элиты, и поэтому летом 1505 года Мухаммад-Амин начал войну с целью освобождения от московского протектората. В 1505–1507 годах войска Василия III потерпели ряд серьезных поражений. А в марте 1507 года по инициативе казанского хана начались переговоры о мире. «Мир по старине и дружбе» на условиях равноправия был подписан в 1507 году и возобновлялся в 1508, 1512 и 1516 годах.

То есть до конца правления Мухаммад-Амина между двумя государствами сохранялся мир, активно развивалась взаимовыгодная торговля. В эти годы татарские города расширялись и укреплялись, ремесла и сельское хозяйство процветали. Обо всем этом подробно написано в монографиях Михаила Худякова (1894–1936) и Саляма Алишева (1929–2015), а также в статье Александра Бахтина и Булата Хамидуллина о политической истории Казанского ханства в IV томе 7-томной «Истории татар с древнейших времен».

Будучи высокообразованным человеком и талантливым поэтом, большое внимание Мухаммад-Амин уделял также развитию культуры и народного образования, приглашая в страну «голосистых певцов и искусных художников», строя многочисленные учебные заведения и т.д. На примере разрушения Тамерланом городов Золотой Орды в своем поэтическом произведении «Возмездие» он яростно клеймил позором любые войны, «распространяющие мрак смятений».

После смерти Мухаммад-Амина (последнего из династии Улуг-Мухаммада) казанская знать приглашает на казанский трон касимовского хана Шах-Али…

Сакральное число 40

В заключение мне хотелось бы отметить, что становление и расцвет Казанского ханства были напрямую связаны с личностными характеристиками конкретных ханов, во многом определивших основные направления его прогрессивного развития. Стоит признать, что правление ханов Махмуда и Мухаммад-Амина — потомков Улуг-Мухаммада, талантливых государственников, совмещавших в себе также способности и искусного дипломата, и бесстрашного полководца, и одаренного поэта, — оставило неизгладимый след в истории всех народов Среднего Поволжья и будущей России в целом.

И, может, неслучайно вопрос о захоронении ханов возник именно по прошествии 40 лет с момента изъятия их останков из гробницы. Число 40 и для мусульман, и для представителей иных авраамических религий имеет глубоко сакральный, некий божественный смысл… Так пусть будет пухом земля доблестным казанским ханам — ханам-воинам и ханам-творцам!..

Булат Хамидуллин, иллюстрации предоставлены автором
Справка

Булат Лиронович Хамидуллин

  • Член правления Союза писателей РТ, кандидат исторических наук, руководитель Центра изучения татарской диаспоры Института татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ, выпускающий редактор журнала «Поволжская археология».
  • Автор идеи иллюстрированных книжных серий «История татар» (2002) и «История татар в лицах» (2010), книг «Из глубины столетий», «Народы Казанского ханства», «Хазары и их вассалы глазами современников» и др.
  • Автор более 200 публицистических и научных статей, в т.ч. для Большой российской энциклопедии.
  • Лауреат международной премии им. Кул Гали (2000), заслуженный работник культуры РТ (2011).

Новости партнеров