Спасатели не Малибу: как в МЧС 3 года сокращают сотрудников и не повышают зарплаты

Оптимизация оплаты труда за счет уменьшения численности военнослужащих и гражданского персонала провалилась

Спасатели не Малибу: как в МЧС 3 года сокращают сотрудников и не повышают зарплаты
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Газета «Реальное время» попыталась разобраться в том, сколько получают спасатели, и какими темпами МЧС избавляется от своих сотрудников. Как оказалось, намерения властей РФ повысить-таки зарплаты спасателям и пожарным за счет сокращения раздутого, по их мнению, штата пока так и остались на бумаге. В числе бедствующих регионов и Татарстан, где число сотрудников МЧС за три года сократилось почти на 20%, а средняя зарплата за год похудела сразу на 5 тысяч рублей.

За три года численность российских спасателей и пожарных упала на треть

В 1990-х однажды один аналитик горько пошутил, что если ужасающая экономическая ситуация не изменится, в 2000-х Россию ждет вал техногенных катастроф, и самым незаменимым и главным министерством станет МЧС. Главным министерством — пока — оно все же не стало. Да и один из любимейших народом министров, с зашкаливающим рейтингом доверия, Сергей Шойгу пересел в 2012 году в кресло министра обороны. То ли сам факт снижения зависимости властей РФ от МЧС, в конце 1990-х то и дело попадавшего в новости после очередной катастрофы, то ли факт ухода Шойгу сыграл свою роль, но с 2013 года в министерстве царит непонятная ситуация: зарплаты не растут, народ увольняют.

Всего в МЧС работают в настоящее время 18,1 тыс. человек. С 2013 года фактическая численность российских спасателей упала почти на треть (27,1%) — с 24,8 тыс. человек. Больше всего потеряли управления МЧС по Дагестану (почти половину своего штата), Приморского края (40%), Тверской области (37,4%), Чечни (36,1%) и Красноярского края (35,7%). В ПФО в среднем МЧС потеряло 27,7% служащих — с 4,4 тыс. человек до 3,2 тыс. В Татарстане численность персонала снизилась с 440 до 327 человек.

При этом нельзя сказать, что снижение численности это плановое, вызванное необходимостью избавиться от лишних работников, а стало быть, и нужды выделять дополнительные бюджетные средства на комплектацию и зарплаты (как в этом пытается уверять руководство МЧС, см. ниже). Так, если взглянуть на отношение фактической численности работников МЧС к штатной численности, окажется, что с укомплектованностью дела обстоят не очень. Фактически МЧС по уровню укомплектованности сотрудниками откатилось на три года назад, к показателю 2013 года — 93,7%. Не исключено, что свою роль сыграл кризис 2014—2015 года: именно в 2014 году уровень укомплектованности достиг высочайшей отметки в 95,3%. Этот год можно считать самым сбалансированным — численность с 2013 года даже упала почти на 1,5 тыс. человек, а процент укомплектованности вырос.

Не помогло даже появление в структуре МЧС с 2015 года двух новых отделений — в республике Крым и городе Севастополе, где дополнительно стали работать 327 сотрудников министерства (но и там с укомплектованностью беда — 84,2% и 95,6% соответственно). Обращает на себя внимание и тот факт, что в отдельных регионах в 2013 году управления МЧС были укомплектованы на 99—100%: это Калмыкия, Магаданская область, Дагестан, Чечня, Кировская и Калужская области. В настоящий момент в четырех регионах МЧС укомплектован на 100%: Саратовская область, Ингушетия, Северная Осетия, Орловская область. Однако и в этих регионах за 4 года численность сократилась, так как был урезан штат (что связано с урезанием финансирования): так, в Саратовской области штат сократился с 326 до 229 человек, в Ингушетии — со 130 до 96, в Осетии — со 170 до 144, в Орле — со 176 до 142.

Под «кадровый нож» в МЧС в 2017 году могут попасть 3,5 тысячи сотрудников

Цифры объясняются реализацией программы «масштабной оптимизации», к которой в МЧС приступили еще весной 2014 года. Тогда планировалось на 9,5% сократить численность военнослужащих и на 16,5% — высокопоставленных пожарных. Гражданский персонал собирались сократить на 15% к 2017 году. Как видим, руководство министерства выполнило и даже перевыполнило план.

Наблюдатели связывали неожиданную «оптимизацию» в МЧС, во-первых, с экономией госбюджета, и, во-вторых, с повышением зарплат работникам госслужб. Последнее, с очевидностью, также было вызвано намерением Кремля вызвать симпатии силовиков (при том, что, по разным данным, в 2015 году многие работники силовых служб, в том числе и региональные управления ФСБ, лишились определенных премиальных и дополнительных выплат), которое натолкнулось на, скажем так, «физические законы»: бюджет и так не резиновый, а с охлаждением отношений с западными партнерами, падением курса рубля и т. д. пришлось считать каждую копейку.

Именно такое положение финансово-административного цугцванга, когда любой ход Кремля вел к ухудшению позиций, привел к тому, что приказы президента о повышении зарплат пришлось воплощать в жизнь на местах самым простым способом: путем сокращения числа тех, кому эти высокие зарплаты достанутся. Как писал в разгар оптимизационной встряски в МЧС портал «Закон», многим бюджетным ведомствам пришлось инициировать процесс оптимизации численности своих сотрудников — «не удалось избежать и сокращений в Министерстве чрезвычайных ситуаций». Штат министр МЧС Владимир Пучков решил сократить за счет раздутого (как обычно…) управленческого аппарата, кадровых, финансовых и обеспечивающих структур — «полевых» работников решили пощадить, но и то по вполне банальным обстоятельствам. Понятно, что если МЧС лишится штата профессиональных спасателей, число жертв катастроф вырастет, и само министерство можно будет смело ликвидировать за ненадобностью, а его функции передать Минобороны РФ (о том, что МЧС может войти в Минобороны РФ как отдельное подведомственное ему подразделение, в последние годы говорили чаще всего).

В результате «мозгового штурма» во властных кабинетах министерства было принято решение об уменьшении численности и офицерского состава спасателей на 10% (2 тыс. человек), процент сокращаемых пожарных вырос в 2016 году до 17% — не первый год именно среди сотрудников пожарных частей отмечается недовольство материальным обеспечением (это ведомство находится в подчинении у спасателей и обеспечивается средствами по остаточному принципу). Еще в конце 2015 года, «некоторым сотрудникам, уже достигшим предельного возраста, были отправлены соответствующие уведомления о предстоящем увольнении», писали СМИ. Численность штата планировали сократить к концу 2017 года до 14,6 тыс. человек. Учитывая, что с 2015 года МЧС «отправило в увольнение» более 3,1 тыс. человек, достичь необходимой планки в 2017 году вполне можно, придерживаясь похожих темпов: уволить придется еще 3,5 тыс. человек. Сами работники МЧС, как и знакомые с работой этого министерства, винят во всем новое руководство, угрюмо замечая, что «при Шойгу такого не было». Однако, несмотря на то, что политический вес бывшего министра МЧС действительно был выше, чем у Пучкова, сомнительно, что проблемы кроются лишь в харизме отдельного руководителя.

«Полевых» работников решили пощадить, но и то по вполне банальным обстоятельствам. realnoevremya.ru/Олега Тихонова

С момента старта «масштабной оптимизации» кадров зарплата в МЧС все равно упала на 4—5%

По всей видимости, свою роль сыграла и заморозка зарплат, не исключено, что часть спасателей просто не готова была ждать еще несколько лет, когда федералы выполнят свои планы. Многие уходили сами, недовольные положением в ведомстве.

Как признавали в самом МЧС, в конце 2016 года индексация зарплат с 2013 года не проводилась. Печальную картину действительно можно наблюдать, если взглянуть на составленную газетой «Реальное время» таблицу зарплат служащих МЧС. Так, средняя зарплата в 2016 году составила 59,4 тыс. рублей, и как будто выросла с 2013 года на 3% (если вспомнить об инфляции, то реальная зарплата, конечно, упала). Однако в 2014—2015 годах зарплаты были выше в среднем на 4—5%, и «плавали» в районе 61,5 тыс. рублей.

Татарстан вошел в число регионов с самыми низкими зарплатами спасателей и пожарных

Самые высокие зарплаты по итогам 2016 года зафиксированы, разумеется, в отдаленных и сложных для работы регионах. Так, в Чукотском автономном округе, если верить официальным данным, на руки ежемесячно выдавали 117,3 тыс. рублей (и это самая низкая величина зарплаты с 2013 года). В Магадане — 110,7 тыс., в ХМАО — 101,9 тыс., в ЯНАО — 97,6 тыс., в Якутии — 97 тыс., на Камчатке — 96 тыс. Но относительно постоянный рост зарплат отмечается только в Магадане и ХМАО.

Самые низкие зарплаты в Марий Эл (49,4 тыс. рублей), в Республике Крым (48,9), Калининградской области (48,7), Курской области и Адыгее (47,3), Новгородской и Орловской областях (46) и Брянской области (45,6 тысячи рублей). Если не учитывать инфляцию, даже номинальная зарплата за год почти во всех нами перечисленных регионах упала на 5—7%.

Татарстан входит в двадцатку регионов с самыми низкими зарплатами служащих МЧС — здесь на руки получали ежемесячно в 2016 году 50,7 тыс. рублей. Судя по нашим данным, динамика и здесь отрицательная: для сравнения, в 2013 году средняя зарплата работника управления МЧС по РТ составляла 51,9 тыс. рублей, в 2014 году — 53,5 тыс., в 2015 — 55,3 тыс. Как видим, всего за один год татарстанский служащий лишился почти 5 тыс. рублей — и это учитывая повсеместный рост цен, произошедший за эти годы!

В целом же, в Приволжском федеральном округе зарплаты невысокие относительно других округов — 53,3 тыс. рублей (хуже только в Южном федеральном округе — средняя зарплата здесь составляет 50,1 тыс.). Учитывая, что Татарстан считается успешным регионом, особенно обидным оказывается соседство нашей республики с такими регионами, как Волгоградская и Ивановская области, Чувашская Республика и Республика Мордовия…

МЧС пытается задобрить пожарных, выделив им на премии и повышение зарплат в 2017 году почти 6 миллиардов рублей

Министр Владимир Пучков подсластил горькую пилюлю приунывшим спасателям на совещании в Оренбурге, заявив, что «в 2017 году денег на выплаты в бюджете заложено в 4 раза больше, чем в этом». В декабре 2016 года Пучков подписал приказ №671 «Об увеличении фонда оплаты труда и доведении дополнительного финансирования бюджетным и казенным учреждениям МЧС РФ на премирование личного состава и выплаты стимулирующего характера в 2016 году». Согласно приказу эти дополнительные средства — премии и увеличение фондов оплаты труда — распределятся следующим образом. Большую часть премиальных, наконец-то, получат пожарные — им выделили 4,1 млрд рублей, 395,2 млн рублей пойдет по линии территориальных органов МЧС РФ, 147,1 млн рублей должны будут получить военнослужащие спасательных воинских формирований.

Наибольшую сумму должен, кстати, получить Приволжский региональный центр и его подотчетные (в т. ч. Татарстан) — воинские подразделения порадуются 7,4 млн рублей, региональные спасатели — 71,4 млн рублей, а пожарные и вовсе — 652,3 млн рублей. Очевидно, что эти «премиальные», которые в МЧС «наскребли по сусекам», смогли быть изысканы лишь потому, что получающих эти деньги стало на 15% меньше… Татарстан, к слову, по линии спасателей получит дополнительно 7,2 млн рублей (больше — только в Нижегородской области, там сумма в 9,1 млн рублей), а пожарные Татарстана должны получить рекордные для ПФО 99,1 млн рублей.

Владимир Пучков подсластил горькую пилюлю приунывшим спасателям на совещании в Оренбурге, заявив, что «в 2017 году денег на выплаты в бюджете заложено в 4 раза больше, чем в этом». realnoevremya.ru/Олега Тихонова

На увеличение фонда оплаты труда пожарным пойдет в этом году 1,6 млрд рублей, работникам поисково-спасательных формирований — 115,7 млн рублей, гражданскому персоналу спасательных воинских формирований — 63,8 млн рублей, федеральным государственным гражданским служащим — 150,8 млн рублей. В результате на пожарных ПФО прольется сумма в 353,1 млн рублей, на спасателей — 10,8 млн рублей, на воинские формирования — 5,6 млн рублей, на гражданских служащих — 25 млн рублей. Татарстан получит всего 43,5 млн рублей — для сравнения, одни пожарные Башкортостана получат дополнительно 43 млн рублей, а больше всего получит ГУ МЧС РФ по Нижегородской области — 58,5 млн рублей. Кроме того, на все МЧС будут выделены дополнительные субсидии в размере 54,6 млн рублей, из них 10 млн рублей получат структуры в ПФО — Татарстану достанется небольшой кусочек пирога размером в 989 тыс.

Любопытно, что московское ГУ финансироваться будет «по остаточному принципу»: предполагается, что московские спасатели получат всего 517,9 тыс. рублей, а пожарные — 2,7 млн рублей. Связано ли это с тем, что там и так уже высокие зарплаты (по нашим данным, не особенно — в среднем, всего 62,8 тыс. рублей, что, по меркам столицы РФ, немного), или же с тем, что за Москву отвечает само федеральное МЧС, неизвестно. К слову, служащие МЧС с федеральным уровнем управления получают ежемесячно в среднем 148,3 тыс. человек.

МЧС переходит на трехуровневую систему — сотрудников ждут новые увольнения

И, наконец, стоит отметить, что структура, которую можно наблюдать в подготовленных аналитическим отделом газеты «Реальное время» на основе анализа данных прошлых лет материалах, в 2017 году прекратила свое существование. В феврале 2017 года стало известно, что МЧС проводит реформу, в рамках которой ликвидировано четыре региональных центра, желающим остаться в ведомстве предложат вакантные должности.

В результате перестали существовать Дальневосточный, Северо-Кавказский, Приволжский и Уральский региональные центры. Теперь управление всеми субъектами перейдет к трем оставшимся — в Сибири, на Юге и в Центре. Тогда же, в начале февраля президентом РФ были уволены 12 генералов МЧС, в том числе ряд сотрудников центрального аппарата МЧС и руководителей региональных центров. Ранее, 18 января, был уволен начальник Приволжского регионального центра МЧС.

Что сотрудников МЧС ждет дальше, пока точно неизвестно. realnoevremya.ru/Олега Тихонова

В связи с этим, в Уральском региональном центре работы могут лишиться более 400 человек, на Дальнем Востоке — более 300. В Приволжском центре под сокращение попали 150 сотрудников. Что сотрудников МЧС ждет дальше, пока точно неизвестно, но в самом министерстве отмечают, что принцип перехода на трехуровневую систему предполагает ликвидацию всех региональных центров и переход на полное подчинение федеральному центру. А это, конечно, означает, что планы по оптимизации придется переписать в сторону увеличения. Но до сих пор, по данным 2016 года, отчего-то эта оптимизация не привела к росту зарплат, скорее, наоборот.

Среднемесячная начисленная заработная плата работников МЧС, рублей
Регион 2016 2015 2014 2013
январь-декабрь январь-декабрь январь-декабрь январь-декабрь
Российская Федерация 59 468 61 675 61 419 57 683
Центральный федеральный округ 54 443 55 378 56 127 51 877
Белгородская область 49 516 51 138 48 765 46 637
Брянская область 45 608 45 550 47 193 39 148
Владимирская область 53 641 51 556 49 898 47 488
Воронежская область 51 450 53 203 52 316 44 678
Ивановская область 50 842 48 728 49 078 46 767
Калужская область 51 397 52 947 53 722 49 864
Сергей Афанасьев, аналитическая служба "Реального времени"
АналитикаЭкономикаБюджет

Новости партнеров