Забытые архитекторы Казани: кто строил, проектировал и оформлял восстановленный 100 лет назад Городской театр

Краевед Лев Жаржевский специально для читателей «Реального времени» начинает цикл статей о забытых именах казанских архитекторов. В сегодняшней авторской колонке, написанной специально для нашей газеты, он рассказывает о том, как городские власти восстанавливали сгоревший 98 лет назад театр.


Госзакупки 100 лет назад

Редакция предложила сделать ряд заметок о казанских архитекторах, что называется, не первого ряда. Сначала автор несколько растерялся, но немного подумав, согласился. Начать серию решил с очень значительного для Казани здания — здания городского театра. Тем более, что и имя архитектора его, Н.И. Уржумецкий-Грицевич, далеко не на слуху.

98 лет назад это здание сгорело полностью: лишь его остов еще шесть лет пугал казанцев на Театральной площади. Вообще же, рассказ о казанском театре — это рассказ о череде пожаров. С одного из них мы и начнем серию наших заметок.

В декабре 1874 года сгорел Казанский городской театр. Практически немедленно была создана «Комиссия по отстройке театра» под председательством городского головы профессора Ераста Петровича Янишевского.

14 февраля Городская дума поручает городской управе приступить к заготовке строительных материалов, в том числе кирпича красного и алого по 11 р. 50 к. за тысячу с доставкой 250 тыс. штук кирпича к зданию театра не позднее 20 марта 1875 г.

На торгах были определены поставщики кирпича: коллежский регистратор Кирилл Васильевич Васильев (50 тыс. шт.), купец Петр Андреевич Сапунов (100 тыс.), мещанин Александр Владимирович Ширшов (50 тыс) и мещанин Дмитрий Егорович Иванов (50 тыс.).

17 февраля на торгах были определены поставщики песка. Ими стали Казанского уезда Воскресенской волости села Царицына крестьяне Яков Матвеевич Мулин и Иван Алексеевич Кокурин, которые обязаны были заготовить 30 кубических саженей сырого речного песка по 3 руб. за сажень и сложить его в кубические сажени у здания театра.

18 февраля были улажены дела по выплате страховых сумм от Второго Российского страхового от огня общества. В театре было застраховано городского имущества на 50 900 руб., в том числе здание — 44 807 руб., а также движимое имущество на 6093 руб. Агентом общества архитектором Оссоланусом был определен подлежащий страховому возмещению ущерб: 26 020 руб. по зданию и 6000 руб. по движимому имуществу.

В деле отмечается также, что Казанский городской театр горел в 1860 г. и был отстроен в 1867 г. за 48 854 руб. В 1873 г. на сделанный сзади каменный пристрой потрачено 5 899 руб. На отстройку театра в этот раз понадобится уже 53 тыс. руб.

Отмечается, что недостатками сгоревшего театра являлись отсутствие хорошего фойе и ватерклозетов. Кроме того, необходимы были прибавка одного яруса для купонов и расширение галереи.

3 марта 1875 г. кирпичный заводчик казанский мещанин Иван Иванович Пряничников обязался поставить 80 тысяч штук красного и желтого кирпича и 20 тыс. штук отделочного белого по цене 11 руб. за тысячу с доставкой.

Мусор подрядился убрать Казанского уезда деревни Шакляук крестьянин Юнус Забиров с шестью конными работниками и 90 пешими. Конным работникам выплачивалось по 1 руб. в день, пешие получали по 35 коп. в день или на всех 31 руб. 50 коп. в день.

21 марта 1875 г. крестьяне Воскресенской волости села Аки Иван Сергеевич Голиков и Иван Галактионов обязались доставить 25 кубических саженей красного акинского бутового камня за 100 руб.

Арт-дизайнер для казанского театра

31 мая 1875 г. постановлено выплатить руководителю работ по устройству сцены дворянину Николаю Людвиговичу Эллерту по 300 руб. в месяц с 16 мая. Двум десятникам, Зубцовского уезда Тверской губернии крестьянам Алексею Захарову и Андрею Федорову, по 30 руб. в месяц.

Надо сказать, что Николай Эллерт — фигура далеко не безызвестная. Человек безусловно даровитый и умелый, он работает сначала декоратором, но кажется, что устройство сцены Казанского городского театра было его последней работой в этой области. Об Эллерте написано немного и это немногое почерпнуто из Русского биографического словаря. Кое-что дополнительно можно собрать в исследованиях по истории русского театрально-декорационного искусства, но только кое-что. Поэтому не будем оригинальны и дадим сведения о нем по РБС.

Эллерт Николай Людвигович — русский живописец, график, декоратор, мастер пейзажа и бытовых сцен. Родился в 1845 году в дворянской семье; уроженец юго-западного края России. В юности в начале 1860-х годов занимался освоением техники живописи у русского художника-пейзажиста Льва Львовича Каменева.

С 1875 по 1883 годы Эллерт обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в качестве вольного слушателя в классе Алексея Кондратьевича Саврасова. В 1879 году написал очень достойный пейзаж «Полдень», однако ходатайство руководства училища о награждении художника Эллерта серебряной медалью и приеме в число постоянных учеников Советом Московского художественного общества было отклонено.

В 1881 за классные этюды и за эскиз композиции «Иаков благословляет детей Иосифа» Эллерт получил денежное вознаграждение от Московского училища живописи, ваяния и зодчества и поощрительную медаль от Академии художеств.

В 1883 году за картину «Табун» Николай Людвигович Эллерт был награжден большой серебряной медалью, эту работу художника впоследствии приобрел Павел Михайлович Третьяков для своей галереи. После окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества Эллерт проживал в Москве, писал пейзажи, натюрморты; исполнял анималистические офорты. В 1887 году принимал участие в создании «Сборника автографов русских писателей и рисунков факсимиле русских художников. В помощь бедным детям». С 1884 по 1893 годы представлял свои картины для экспонирования на выставках Товарищества передвижных художественных выставок, Московского общества любителей художеств, Московского товарищества художников. Произведения Эллерта находятся во многих музейных коллекциях. Последние пять лет жизни художник не работал из-за утраченного зрения. Николай Людвигович Эллерт скончался в 1901 году.

Говорят архивы

Однако вернемся к нашим архивным выпискам.

В тот же день, 31 мая, комиссия рассмотрела проект отопления и решила приступить к прокладке газовых и водопроводных труб.

23 июня комиссия заслушала уполномоченного г. Башмакова (Башмаков — глава компании, подрядившейся построить в Казани газовый завод и устроить газовое освещение улиц и домов, — Л. Ж.) Владимира Александровича Шнегаса относительно выдачи ему в задаток на устройство газоосвещения 4 000 рублей.

Дело движется и вот новые записи:

22 сентября Г. Медведев приглашен на 24 сентября в Городскую управу для заключения контракта на содержание театра.

25 сентября 1875 г. подрядчик Данилов просит принять здание.

В тот же день казанский губернский архитектор коллежский советник Лев Казимирович Хрщонович и младший архитектор строительного отделения губернского правления коллежский асессор Иван Александрович Васенков производят освидетельствование театра и составляют «Акт свидетельства работы»

11 ноября Мельхиору Раму за 6 огнегасительных аппаратов с 6 к ним зарядами выплачено 388 руб. 80 коп., а Чарушину за 4 дюжины венских стульев — 144 руб.

14 ноября 1875 г. выплачено Николаю Ивановичу Грицевичу 4% с 46 000 руб, то есть 1840 руб.

Услуги декоратора императорских театров

Тут остается пояснить, что Николай Иванович Уржумецкий-Грицевич — архитектор, по проекту которого и под чьим наблюдением было отстроено здание Казанского городского театра. В то время (а строго говоря и раньше, и позже) архитектору платили гонорар в процентах от сметной стоимости постройки.

Историю знаменитого занавеса, изображавшего сцену из «Руслана и Людмилы» с русалкой и ученым котом, автор решил выделить в отдельную главку — она этого достойна.

Театральные занавесы — очень важная и интересная деталь театрального интерьера. Писать занавесы могли только опытные художники-декораторы. Таких мастеров было немного, говоря точнее, все они были наперечет.

Комиссия по отстройке Казанского городского театра, как мы помним, возглавлялась самим городским головой и человеком безусловно просвещенным во всех отношениях — профессором Ерастом Янишевским. И эта комиссия решила заказать занавес у декоратора императорских театров академика пейзажной живописи Михаила Ильича Бочарова.

К тому времени Михаил Ильич уже был знаменит. Не забыт он и сейчас. Вот справка о знаменитом сценографе, она свидетельствует о хорошем вкусе казанского городского головы, знавшего кому сделать заказ.

М.И. Бочаров родился 3 января 1831 в Епифанском уезде Тульской губернии) в семье крепостного крестьянина. В 1848 поступил в Московское училище живописи и ваяния, учился у К.И. Рабуса. В 1850 совершил поездку в Тульскую губернию для написания видов с натуры. С 1852 занимался в ИАХ в Петербурге в качестве вольноприходящего ученика, с 1856 — как постоянный ученик в классе пейзажной живописи у М.Н. и С.М. Воробьевых. За время учебы получил все существовавшие академические награды: в 1853 был удостоен малой серебряной медали за картину «Вид Воробьевых гор в Москве», в 1855 — большой серебряной медали за пейзаж с натуры, в 1857 — малой золотой медали за «Вид в Кунцеве близ Москвы». В том же году получил звание классного художника 2-й степени. В 1858 за программу по собственному выбору «Вид горы Ай-Петри на южном берегу Крыма близ Алупки» награжден малой золотой медалью, выпущен из Академии со званием классного художника 1-й степени и правом пенсионерской поездки за границу.

В 1859—1861 был пенсионером Императорской академии художеств, работал во Франции, Германии, Швейцарии. После окончания пенсионерства в 1861 поселился в Риме. В 1863 за представленные на очередной академической выставке картины «Шильонский замок на Женевском озере», «Озеро Немми», «Альбанская аллея», «Вид из Римской Кампаньи», «Женевское озеро с Савойского берега» и другие удостоен звания академика пейзажной живописи.

В 1864 возвратился в Петербург, был назначен на должность декоратора императорских театров, в которой проработал до конца жизни. Писал декорации для Мариинского театра в Петербурге и Большого театра в Москве: оформил постановки «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, 1874; «Кузнец Вакула» П.И. Чайковского, 1877; «Баядерка» Л.Ф. Минкуса, 1877; «Рогнеда», А.Н. Серова, 1884; «Волшебные пилюли» Минкуса, 1885; «Мефистофель» А. Бойто, 1886; «Князь Игорь» А.П. Бородина, 1890; «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, 1891; «Иоланта» Чайковского, 1892; «Аида» Дж. Верди, 1893. Создавал эскизы театральных занавесов. В 1874 участвовал в росписи зрительного зала театра в Кронштадте. В 1879 был утвержден академиком декоративной живописи. В 1883 с целью изучения театрально-декорационного искусства Европы совершил поездку в Германию, Австрию и Францию. С 1879 по 1886 преподавал в декорационном классе Рисовальной школы Общества поощрения художников (художеств).

В 1895 художнику был пожалован орден Св. Владимира IV степени. Умер в 1895 г. в Стрельне под Петербургом.

Гонорар художника

И снова к нашим выпискам. Вот что говорят о ходе дела бумаги архива.

27 августа 1875 г. председатель комиссии по отстройке театра обращается в Городскую управу. «Согласно постановлению Комиссии по отстройке театра состоявшемуся 27 сего июня, покорнейше прошу Городскую управу отослать к художнику Михаилу Ильичу Бочарову, живущему в С.-Петербурге в своем доме на Покровской улице, 300 рублей, следующих в задаток за работу занавеса для театра. Председатель комиссии Е. Янишевский».

30 июня служащий управы делает запись, что «на отсылку в С.-Петербург художнику Бочарову одной депеши, двух посылок, одного письма, на покупку холста для посылок» истрачено 8 руб.

11 сентября делается еще одна запись об отсылке М.И. Бочарову денег.

«Г. Академику Бочарову за написание занавеса оставшиеся 1000 руб., за исправление повреждений при перевозке 100 руб. и за употребленные на доставку 125 руб. Всего 1224 руб.20 коп.»

Пятнадцатым сентября ставится точка в расчетах с Михаилом Ильичом.

«Выдать Г. Академику Бочарову в уплату за употребленные из его собственных средств на покупку красок для написания им лесной декорации на заднем занавесе по 40 коп. за квадратный аршин. Всего за 240 кв. аршин 90 рублей.»

Этим заканчиваются мои выписки из дела, хранящегося в фонде Казанской городской думы и управы (Ф. 98 Оп. 1 Д. 1264). От себя и от читателей искренне благодарю работников Нацархива РТ.

Лев Жаржевский, иллюстрации предоставлены автором

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров