Похороны Гейдара Джемаля: «Он являлся эталоном учености, принципиальности. Мусульмане им гордились»

Сегодня в Алма-Ате прошли похороны известного общественного деятеля, политика и председателя Исламского комитета Гейдара Джемаля. Его близкий друг и соратник Руслан Айсин, занимавшийся организацией церемонии и лично присутствовавший на ней, поделился с «Реальным временем» деталями прощания с известным мыслителем. Сколько людей прибыло сегодня в Казахстан, чтобы проводить его, кто был в числе скорбящих, и как сам Гейдар Джемаль относился к вопросу смерти — в колонке Руслана Айсина.

«Он завещал, что его должны будут похоронить там, где он умрет»

Похороны прошли спокойно. Это было в Алма-Ате, в предгорье, в красивом, живописном месте. В центральной мечети города Алма-Аты был проведен джаназа-намаз, после чего все отправились на кладбище, где Гейдара Джемаля похоронили по всем мусульманским обычаям.

Его похоронили по-суннитски — он был суннитом, а вообще являлся противником разделения. Он считал, что платформа мусульман — это платформа объединения, и он всячески настаивал на этом. Его философия и методология были основаны на том, что мусульмане должны объединиться. Гейдар Джемаль говорил, что 73 существующих ныне течения к концу времен сольются воедино: в каждом течении будут частицы истины, которые со временем, каплями вольются в ручей истины.

На прощании сегодня присутствовало большое число людей (несколько сотен), которые действительно хотели попрощаться. Люди были удивлены, поражены тем, что его жизненный путь окончился именно в Алма-Ате. И он, замечу, завещал, что его должны будут похоронить там, где он умрет. Вообще, Гейдар Джемаль относился к этому спокойно, он выступал против большого пафоса, не хотел, чтобы его похороны превратились в какое-то торжество.

«На кладбище, с которым у нас была договоренность, сегодня пришло несколько тысяч человек»

Сегодняшнее погребение пришлось перенести на другое кладбище из-за ряда организационных моментов: во-первых, все это случилось неожиданно, плюс он был гражданином другой страны. Как нам сообщили, на то кладбище, с которым у нас была изначально договоренность, сегодня пришло несколько тысяч человек… Дело в том, что об изменениях было объявлено вчера — возможности оперативно дать обновленную информацию, к сожалению, не было.

Вместе с тем прибыло несколько десятков его учеников и сторонников, не только из Москвы, но и из Тюмени, Новосибирска, с Кавказа. На прощании присутствовала Надежда Кеворкова, Максим Шевченко, к сожалению, не смог прибыть, но он заранее предупредил нас — позвонил вчера и мне, и Орхану, сказал, что он душой и сердцем здесь, с нами. Он не смог прибыть в силу обстоятельств, но около двух недель назад он приезжал к Гейдару Джемалю в Алма-Ату буквально на пару дней: они очень хорошо провели время, пообщались.

Также сегодня на кладбище пришли представители местной интеллигенции, представители чеченской, азербайджанской, ингушской диаспор, было много молодых людей… Собралась очень разная публика, ведь он являлся для разных людей, для разных сред неким маяком. В своих выступлениях, проповедях (и заммуфтия это сегодня подчеркнул), Джемаль являлся эталоном учености, принципиальности. Мусульмане им гордились.

Проблемой для многих стало то, что по мусульманскому обычаю хоронить надо быстро и сразу, — из-за этого не все успели прибыть. Люди из зарубежья, Европы, где у него было много друзей и товарищей, хотели прибыть, но не смогли по разным причинам. Да и особые погодные условия на севере Казахстана сыграли свою роль — рейсы отменяли по нескольку раз… Но многие люди все же успели приехать.

«Во время прощания не звучало громких речей...»

От многих казахстанцев я слышал, что для них большая честь, что такой «большой» человек, азербайджанец по национальности, похоронен именно в Казахстане. Надо отметить, что он отводил Казахстану большую роль: Гейдар Джемаль говорил о том, что треугольник «Большое Поволжье — Казахстан — Большой Кавказ» — это сердцевина Евразии, которая в скором времени будет определять ход истории. Он мыслил категориями больших нарративов и определил особое место в мире для тюркско-кавказского цивилизационного поля…

Во время прощания не звучало громких речей: изначально была задана такая повестка, что будут произноситься только ритуальные религиозные выступления. Сейчас все мы находимся в ресторане, куда могут прийти все желающие — здесь будет так называемый аш (или поминки — на русский манер), и здесь будут звучать речи: люди будут высказываться, делиться воспоминаниями… Замечу, что пришло очень много людей «со стороны»: они узнали о случившемся из СМИ или соцсетей и решили попрощаться.

Это было пожелание Гейдара Джемаля, чтобы было меньше формализма, бюрократизма, чтобы все проходило в окружении простых людей, мусульман, которые любили его за прямоту, честность и особое понимание экзистенциала…

1/8
  • Руслан Айсин
  • Руслан Айсин
  • Руслан Айсин
  • Руслан Айсин
  • Руслан Айсин
  • Руслан Айсин
  • Руслан Айсин
  • Руслан Айсин
Руслан Айсин, фото автора

Новости партнеров