Александр Сладковский нашел «цветущий папоротник»

Вчера и сегодня казанцы слушают Дениса Мацуева и ГСО РТ

Александр Сладковский нашел «цветущий папоротник»
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

В Казани в четвертый раз проходит фестиваль «Денис Мацуев у друзей». Вчера в ГБКЗ РТ им. С. Сайдашева известный пианист в очередной раз подтвердил свои симпатии татарстанскому оркестру и продемонстрировал виртуозную игру. Впрочем, нельзя сказать, что ГСО РТ и его главный дирижер занимались только аккомпанементом.

Похудевший Мацуев

Перед первым отделением первого фестивального вечера был традиционный пресс-подход. Денис Мацуев, которого в Казани не видели с весны, появился на нем изрядно постройневшим и оттого помолодевшим. Впрочем, затмить вчера Александра Сладковского в идеально сидящем фраке было невозможно — главный дирижер и художественный руководитель ГСО РТ, инициатор проведения фестиваля «Денис Мацуев у друзей», был ослепителен.

И Сладковский, и Мацуев, пребывали в отличном расположении духа и охотно общались с прессой. Совсем скоро начнутся гастроли ГСО РТ в Европе, где вместе с оркестром из Татарстана в главном концертном зале Вены выступит Денис Мацуев.

«Я только что вернулся из Европы и могу сказать, что ажиотаж уже есть, многие меня спрашивают, что такое татарстанский симфонический, многие уже смотрели его по каналу «Меццо», в интернете много записей, все это предвосхищает гастроли. Это итог последних лет работы маэстро Сладковского в этом коллективе. Замечательном, дружественном мне коллективе, это мои большие друзья. Это огромное счастье — выходить на сцену с этим коллективом и с маэстро Сладковским, делать новые программы, мы никогда не повторяемся в Казани. Я бы не стал сейчас говорить, что концерт в Вене — это сенсация. Каждый выход на сцену музыканта — это ответственность. Я не сомневаюсь, что оркестр в Европе ждет большой успех. Но точку ставить нельзя, это только самое начало, я уверен, что коллектив ждет мировой успех в самых разных странах», — так прокомментировал Денис Мацуев предстоящие гастроли.

Что касается Александра Сладковского, то он отметил, что это счастье — каждый год минимум дважды встречаться с Денисом Мацуевым. «Мы едем в европейское турне, и это дорого стоит, наша дружба с Денисом Леонидовичем переросла в тандем, который дает потрясающие результаты, очень важные для развития симфонизма в республике», — отметил маэстро.

Денис Мацуев вышел на сцену в первом отделении, он исполнил концерт №3 для фортепиано с оркестром до минор Бетховена. И это была казанская премьера — в таком составе бетховенский концерт еще не звучал в столице Татарстана. Прозрачность и величавость — вот, пожалуй, ключевые слова к трактовке концерта Бетховена Мацуевым и ГСО РТ.

Композитор написал этот концерт в самом начале позапрошлого века, посвятив его королю Пруссии. В музыке словно переплетался плеск балтийских волн и легкий ветер в парковой аллее, ветер, неожиданно уносящий легкий шарф прекрасной незнакомки. Мацуев был лиричен и сосредоточен, он улыбался, легко, словно про себя, и маэстро, и оркестру — его равноправным партнерам в этот первый фестивальный вечер.

Пианист отделывал каждую ноту, делая ее выпуклой, он был то страстен, то созерцателен, немного сентиментален той особой «породистой» сентиментальностью, характерной для предромантической эпохи. Сентиментальностью, из которой позже родился романтизм. Эпохи, когда перезвон хрустальных подвесок на люстре в бальной зале иногда говорил больше, чем длинный монолог. И этот хрустальный звон рождался под его пальцами.

Потом Мацуев бисировал, поражая, просто снося голову у публики, своей феноменальной техникой и не просто умением — жаждой импровизации.

«Из света в сумрак переход…»

А начался концерт с Мусоргского — с «Ивановой ночи на Лысой горе». Вихрь звуков, бешеный темп, кажется, что этот бесконечный полет нечисти над Лысой горой не закончится никогда. Но нет, Иванова ночь короткая, наступает рассвет, и темные силы исчезают. Неистовство скрипок и контрабасов, порывы медных сопровождают их.

Странным был во время исполнения Мусоргского Александр Сладковский. К его обычному темпераменту, экспрессии прибавилось еще нечто. Это нечто — почти что гоголевский сарказм, он словно иронизировал над силами зла, не сомневаясь, что с рассветом они исчезнут. По поверью, в Иванову ночь, один раз в году, цветет папоротник. И тот, кто сорвет такой редкий цветок, найдет дорогу к кладу — папоротник укажет. Похоже, что маэстро нашел свой «цветущий папоротник».

Второе отделение было отдано Сергею Рахманинову — ГСО РТ исполнил симфонию №1 ре минор, где дирижер удивил необычной трактовкой. Вся симфония — словно власть бессознательного над человеком. Вся симфония — «из света в сумрак переход». Высокий трагизм, который обрушивается на зал буквально с первых тактов музыки, почти что античный, бескомпромиссный, сменяется благостным лиризмом, словно путешествием в Эдем.

Во всем этом характер человека, который будто рассказывает свою жизнь, будто видит свое будущее, он бунтует и бывает покорен, он импульсивен и все-таки мудр. Когда музыка умолкает, маэстро поворачивается лицом к залу, и мы видим человека, который менее чем за час прожил несколько жизней. Это трудно, это, может быть, невыносимо, но он счастлив.

Татьяна Мамаева, фото Романа Хасаева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров