«Осенний крик» Дмитрия Потапенко: честная и «отмороженная» книга о российском предпринимательстве

Известный предприниматель и медиа-персона выпустил честную книгу о там, как делать бизнес в России

«Осенний крик» Дмитрия Потапенко: честная и «отмороженная» книга о российском предпринимательстве
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

В продаже появилась книга Дмитрия Потапенко «Честная книга о том, как делать бизнес в России». Ее опубликовало издательство «АСТ» тиражом в 5 000 экземпляров. Экономический обозреватель интернет-издания «Реальное время» Альберт Бикбов с большим интересом перечитал 272 страницы книги и нашел ее одной из самых честных и дельных книг о российском предпринимательстве.

Честная книга

Дмитрий Потапенко — давний друг нашего издания. Вы часто видите у нас его экспертное мнение по разным вопросам, которым он щедро делится с нами. У него огромный опыт предпринимательства и управления. В прошлом управляющий сетей «Пятерочка», «Карусель», а в настоящее время управляющий партнер Management Development Group, Inc., имеющий колоссальный опыт предпринимательства и образование на уровне лучших топ-менеджеров международных и государственных корпораций. Частый гость ТВ-программ, ведущий программы на радиостанции «Эхо Москвы», автор колонок для «Сноба» и «Слона».

Как он сам пишет о себе в этой новой книге:

«Я всю жизнь учусь на том, что я делаю. Когда мне задают вопрос об учителях и наставниках, я отвечаю, что моим учителем всегда была и есть жизнь. Да, у меня три высших образования, куча дипломов и сертификатов, которыми можно оклеить уборную. И эти знания никак не повлияли на количество заведений ритейла и общепита, которые я открыл, — а их перевалило за тысячу».

Когда «Реальное время» спросило Дмитрия, что его сподвигло на написание книги, то Потапенко ответил просто и бесхитростно:

«В этом году ко мне пришли издатели и сказали: «Очень хотим». На что я им ответил: «Чукча — не читатель, чукча и писатель слабый». А они говорят, мол, Родина сказала «надо», комсомол ответил «есть». Они посчитали, что на эту книгу имеется большой спрос. На самом деле, это не моя книга. Там нет ничего от меня — это всего лишь ответы на вопросы предпринимателей. Это они писали, по сути дела, а не я».

Почувствовав в себе «коллективный глас российского предпринимательства», Дмитрий Потапенко выдал совершенно честную, «отмороженную» и очень интересную книгу.

«Моя книга скорее похожа на удар током», — сразу же с первой страницы предупреждает Дмитрий. И дальше на каждой странице афоризмы, хлесткие высказывания — все то, за что мы знаем и любим Потапенко.

Обычно книги от предпринимателей, подобных Олегу Тинькову, пишутся в жанре неспешного нарратива, в стиле коэльевской «На берегу Рио-Пьедра села я и заплакала». Главный герой, естественно, сам предприниматель, протискивающийся через тернии и препоны, проламывающий сопротивление среды и т. д. и т. п.

Книга от Потапенко совершенно иная. В ней не только описание жизненного опыта и любопытный набор деловых советов — на самом деле, это книга-крик. Это картина Эдварда Мунка «Крик», только предстающая в формате книжки на 272 страницы. Это крик предпринимателя и не одного, а почти всего предпринимательского российского сообщества. Крик Потапенко очень пронзительный и громкий. Осенний крик Потапенко. Крик изумления, кафкианского отчаяния, но и, в то же время, зыбкой надежды.

О чем же кричит Потапенко? Буквально на каждой странице его книги мы читаем в разной степени перефразированное выражение: «Предпринимательство в России — это подвиг». Да, в книге много житейских деловых советов. Как правильно написать бизнес-план, как разработать и воплотить стратегию маркетинга, где взять деньги и как выбрать правильное место для торговли. Не остались без ответа и такие вопросы, как прописать и отладить бизнес-процессы, как проводить правильную ассортиментную политику, как контролировать персонал и многое, многое другое. Подобные вещи есть и у других авторов. Но что не отнять у Потапенко, так это его фирменного афористичного стиля, его жуткого и честного описания проблем предпринимательства в России. И вообще, диагнозов там поставлено довольно много и по делу.

Не откажемся от удовольствия процитировать только несколько ярких высказываний Дмитрия Потапенко из его новой книги:

Предпринимательство — удел отчаянных

Оглядываясь назад, могу сказать, что самое лучшее время для предпринимателей было тогда, когда о нас меньше всего помнили. Это, пожалуй, время перелома между концом 90-х и началом «нулевых». Бандиты в спортивных костюмах и красных пиджаках перестали нами интересоваться, а бандиты в погонах и фуражках еще не начали нами интересоваться.

Обыск — приезжают полковники на крузаках, отличные ребята, 15 человек, выносят весь офис. За прошлый год у нас было 34 проверки и один обыск. Воспринимайте это, как солнце восходит и заходит. Ну посадят, посидите немножко. Внутри вы все равно свободны, и все мы когда-нибудь умрем.

Я всегда говорю: если к вам не приходит ОМОН, значит, ваш бизнес плох.

Недавно у меня было мероприятие на Центральном телеграфе Москвы. При входе я обратил внимание, что у охранника монитор Apple. И не я один. Удивлялся каждый второй входящий: надо же, у обычного охранника — Apple. Охранник объясняет: на помойке Следственного комитета подобрали. Кто-то выкинул монитор от Apple, отличный рабочий монитор 22 дюйма… Так что у них все хорошо.

Закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло. Яркий пример — компания «Арбат-престиж». У парня отобрали бизнес, разорили по сути дела, а бизнес был миллиардный. Он три года просидел на нарах, а когда вышел, ему сказали: «Спасибо, до свидания».

У наших предпринимателей есть пунктик, который очень им мешает состояться как предпринимателям: «Я же владелец!». Если вдуматься: владелец чего? Владелец печати — это всего лишь болван, на котором висят ст. 174 и ст. 159, ч. 4 УК, гарантирующие ему как минимум 10 лет.

С государством вы будете общаться всегда. Это неизбежно. Для открытия одного магазина нужно 34 контролирующих органа и 600 подзаконных актов. Проверки будут к вам приходить очередями.

«Закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло. Яркий пример — компания «Арбат-престиж». Фото krsk.sibnovosti.ru

Что касается команды, у вас не должно быть никаких иллюзий. Я сомневаюсь, что слово «команда» вообще применимо к бизнесу. Предприниматель — всегда одиночка. У него есть партнеры, выгодные, невыгодные, близкие, неблизкие, но когда в компании возникают серьезные проблемы, он остается с ними один на один. Я могу вам сказать по собственному [не только] опыту: вас предадут все, кроме вашей мамы и, может быть, близких людей. В лучшем случае. Потому что родные и близкие тоже предают.

В отличие от обычных людей предприниматель живет в ситуации постоянной нестабильности, неизвестности и максимальных рисков. Он ставит на карту абсолютно все: свое имущество, деньги, бизнес, а зачастую и свою жизнь. И эти риски он должен уметь учитывать и просчитывать.

Социального бизнеса не существует. Перекладывание чиновниками своих социальных обязанностей на бизнес — это воровство и коррупция, которые должны уголовно преследоваться. Когда какой-нибудь глава управления звонит и говорит, что им нужно 50 продуктовых наборов ветеранам к 9 Мая, хочется просто послать его в известное место. Потому что деньги под это дело у них уже выделены.

Эта схема работает следующим образом. Он берет у меня 50 наборов, а деньги прокачивает через собственную или чью-нибудь конторы. Счетная палата приезжает проверять. Деньги освоены? Освоены. Ветераны довольны? Довольны. И чиновник доволен. У него все прокатило. И его никак не подцепишь.

Система управления государством в России идеальна, как бы странно это ни звучало. В России осознанно пишутся законы, некоррелируемые друг с другом. Это обеспечивает законотворцев работой. Обеспечивает работой их детей, потому что есть комиссии, подкомиссии и прочие комитеты. Обеспечивает работой чиновников. Далее эти законы падают на предпринимателей и простых граждан, и мы с вами всегда-всегда оказываемся крайними. На этой почве возникает множество коррупционных потоков, и получается почти идеальная замкнутая система. А теперь представим, что некий продвинутый политик-антикоррупционер пришел в эту идеальную систему. Что заставит его разрушить ее, а не пользоваться ею? К нему приходят деньги, он их распределяет, он бог и царь, обеспечил всех своих знакомых и товарищей. У него просто нет никаких оснований.

Борьба с коррупцией — не более чем болтовня. В некой общей теории коррупцию может победить некий лидер, который придет и начнет стрелять своих родственников. В прямом смысле этого слова. Коррупция — то же, что и «блат» при советской власти. Семейственность, которая есть сегодня, это коррупция. Вся власть, с верхнего эшелона до нижнего — сплошь семейственность.

Бороться с коррупцией некому и незачем. Поэтому нужно цинично использовать этот инструмент — другого варианта нет.

Даже в Сомали есть бизнес

Мы с вами живем в феодальном государстве. Феодалы будут обращаться с вами как с холопами, и рассчитывать на то, что вы удостоитесь другого отношения, если, конечно, вы не являетесь близким феодалу по крови человеком, — наивно. Нужно прекратить воззвания «наверх», носят ли они чисто эмоциональный или эмоционально-письменный характер, и начать заниматься собой, своей жизнью, своей работой.

Поймите: это [предпринимательство] нужно вам. Не стране, не мне. Стране вы не нужны. Маргарет Тэтчер и ее финансисты давным-давно подсчитали, что для обслуживания трубы достаточно 58 миллионов человек. В России проживает 140 миллионов. Мы с вами лишние. Денег на нашу пенсию в бюджете нет. Просто нам об этом не говорят. А когда скажут, будет поздно. Нравится вам это или нет, я говорю честно. Жестко, но честно. Если вы сегодня не оторвете пятую точку от дивана, завтра вы будете голодать.

Предприниматель — это человек, который работает в любых условиях. Даже в Сомали есть бизнес. Другое дело, что если раньше мы дышали под водой, то сейчас мы дышим в песке под водой, но все равно ведь дышим! Но вот хорошо ли это для страны?

Производить в России что-либо бессмысленно. Затраты на все то, что нам навешало государство (энергозатраты, ЖКХ, налоги, псевдосоциалка, взятки), настолько высоки, что производить с каждым годом становится все не выгоднее и не выгоднее.

В принципе, любой бизнес — это ритейл. Были бы торговые точки и площади, а чем торговать — всегда найдется.

Торговля — это не плохо и не хорошо. Купец, торговец — древнейшая, ключевая профессия. Все коммуникации между народами начинались с торговли. Торговля развивает навыки коммуникации. Как говорят в Соединенных Штатах родители своим детям-подросткам, «хочешь велосипед — продай свои старые игрушки».

Так называемый новый бизнес возникает там, где другие плохо работают. С этим в России проблем нет, потому что работаем мы очень плохо. Все бизнесы возникают у нас именно благодаря плохой работе ведущих игроков. Практически всем начинающим предпринимателям я говорю прямо: «Просто своруйте книгу жалоб и предложений у ваших конкурентов, и у вас будет бизнес».

В той разрухе, где мы находимся, можно сидеть вечно. Народ активно адаптируется к новой бедности, точнее, к новой нищете. Поскольку адаптация идет весьма успешно, в этой новой нищете можно находиться сколько угодно долго. Финансовая пропасть тем хороша, что в нее можно падать бесконечно.

Для правящего класса все будет хорошо. А что касается населения, то, чтобы выжить, много не надо. Посмотрите на Северную Корею: можно всю жизнь прожить, питаясь чашкой риса в день, имея одни и те же штаны и пальто. Ведь можно жить! Так что нам мешает? С помощью пропаганды можно приучить людей к любому образу жизни, они еще и довольны будут.

«В принципе, любой бизнес — это ритейл. Были бы торговые точки и площади, а чем торговать — всегда найдется». Фото uvao.ru

В грядущие 5—7 лет в предпринимательстве и экономике будут преобладать две стратегии:

Первая — продление качества. Это, условно говоря, когда вы сносили хорошие дорогие ботинки, на которые у вас нет денег, и вы будете их ремонтировать. Так называемое постсервисное обслуживание.

Вторая — работа с нищими, когда мы продаем товар низкого ценового сегмента. Самой эффективной в России, есть и будет не интернет-торговля, о которой нынче столько высокопарных разговоров, и даже не магазины «возле дома», которые достаточно цивильны, а торговля макаронами и сахаром мешками — в регионах они идут влет. Сетевой бизнес, рассчитанный на нищих, проще и прибыльнее гламура. Последние пять лет это самый выгодный формат во всех отношениях. Таково наше народонаселение. В 2007 году за чертой бедности проживало 17 миллионов человек, в 2014-м — 23 миллиона, сейчас эта цифра увеличилась, полагаю до 30 миллионов.

«Увольте ворующую маму троих детей» и другие бизнес-советы

С персоналом в России дела плохи. В целом ситуация такова: персонала у нас нет, не было и не будет. Демографическая яма продлится еще как минимум 20 лет. Поэтому бизнес-процессы надо затачивать так, чтобы в них было задействовано как можно меньше людей.

Слова «корпоративная культура» и «мотивация» оставьте для выступлений на форумах на тему «человек человеку друг, товарищ и волк». Работа есть работа, ничего личного. Человек глуп, ленив и безынициативен. Им нужно управлять как биороботом. Человека стимулирует на 30% зарплата и на 70% страх ее потерять. Ваша задача как предпринимателя — заставить работать человека «за орешки». Эксплуатация человека человеком — норма.

Если оставить в сотрудниках маму троих детей, которая ворует, это означает, что я по-хамски отношусь к сотням клиентов, которые обязаны платить за ее воровство. Среди них также немало мам троих детей.

Я просчитываю все до мелочей. Открывая заведение общепита или ритейла, я знаю, сколько там будет ластиков и тряпок для мытья пола. В работе с сотрудниками четко прописываю, кто за что отвечает, за что получает деньги. Прописаны абсолютно все бизнес-процессы. На уровне кассиров — прорисованы в комиксах, на уровне менеджеров — в стратегических целях, которые превращаются в финансовые показатели, от которых зависит зарплата каждого сотрудника. Аналогичный подход применяется в работе с партнерами. Необходимо все закреплять документально, потому что недоговоренности в итоге заканчиваются не в пользу владельца компании.

Прописываются бизнес-процессы банально. Надо взять учебник «Основы информатики и вычислительной техники» за 8-й класс и открыть раздел «Алгоритмы». Этот раздел позволяет прописывать любые процессы, где есть условия и ответы «да» и «нет», делать любые выводы и инструкции в конкретной графической форме. Все ваши продавцы и бухгалтеры должны работать на базе не просто прописанного, а именно прорисованного бизнес-процесса.

Я про своих клиентов знаю все: где он спит, с кем спит, как зовут его кошку, где учатся его дети. Мы готовимся к тендерам так, что разведка «Моссад» отдыхает. На каждого клиента должно быть полное досье, максимально исчерпывающее. Сейчас нет человека, о котором нельзя собрать информацию. Это необходимо затем, чтобы знать, что ему продавать, но и как продавать.

Вы должны определить также район «боевых действий». Для этого необходимо знать все о городах России.

  • У нас 13 городов-миллионников и 13 городов-полумиллионников.
  • Федерации нет, все разрознено, нет единого экономического пространства.
  • Каждый город — это отдельное княжество, в котором своя власть и свои правила для бизнеса.
  • Россия делится на шесть экономических зон: Украина, Кыргызстан, государство «Московия», государство «Санкт-Петербург», остров «Калининград», государство «Российские регионы».
  • Сетевые структуры занимают всего 3% российского рынка. Но они больше оборачивают, потому что основная задача сетей — сокращать издержки.

В бизнесе умение копировать — один из главных секретов. Я скорее куплю компанию, чем буду регистрировать новую. Зачем садиться на раскаленную сковородку собственным задом, если туда уже кто-то сел? Зачем экспериментировать на собственные средства?

Бойтесь Таджикистана

Вся современная стартап-тусовка — это грантоежки, которые прыгают с шоу на шоу. Чиновник приходит «наверх» и говорит: «Нам нужны предприниматели». Осваивает бюджет и создает тусовку. А ребятишки всего лишь изображают из себя молодых Стивов Джобсов, хотя они даже не то что там Стивы Джобсы, они для начала в «Макдональдсе» должны поработать уборщиками в ночную смену.

Перемены, произошедшие в Китае за эти годы, меня шокировали. Город Чанджи, который в 90-х был деревней с земляными дорогами и 200 тысячами населения, сегодня 15-миллионный мегаполис с электричкой, ходящей со скоростью 300 км/ч. И он не единственный в своем роде. Китайцы возводят 20-этажное здание за две недели! Эта нация умеет работать. Да, поначалу труд был рабским, за 50 долларов. Но за 25 лет китайцы сделали фантастический рывок.

Чем занималась Россия все это время?.. Вспоминается анекдот, что славяне были настолько гордой нацией, что когда их угоняли в рабство, они и там не работали.

Если говорят об услугах, мы вряд ли можем что-то китайцам предложить. Даже с точки зрения туризма. Китайцы азартны, им у нас скучно. Если бы у нас были казино, они бы к нам ездили. Белорусский Батька поступил мудрее. В Белоруссию из Китая летают чартеры — играть. А у нас нет отрасли, которая могла бы привлечь китайцев.

В России ничтожная конкуренция. Работая в Бельгии, Чехии, Болгарии, Китае, я могу сказать, что конкуренция там — палец в рот не клади. Наши, кто туда выезжает, практически никто не успешен. Наши, кто уезжает за рубеж, по сути дела, сваливаются. Когда я смотрю на них, мне хочется сказать: «Царь-батюшка запрещал тебе пирожками торговать?».

«Город Чанджи, который в 90-х был деревней с земляными дорогами и 200 тысячами населения, сегодня 15-миллионный мегаполис с электричкой, ходящей со скоростью 300 км/ч». Фото commons.wikimedia.org

Сегодняшние студенты — это люди, которые дожили до 23 лет в инфантильном состоянии. После этого я в своих заведениях вынужден был поставить возрастной ценз, что мы набираем людей старше 28 лет. Студент поголодает, родит ребенка, поймет, что жизнь не намазана маслом, и придется вкалывать.

Наша экономика сегодня не интеллектуальная, она сырьевая. А сырьевая экономика требует большого количества «синих воротничков». Так что, если мы хотим закрыть проблему с мигрантами — нужно закрыть лет на десять все институты и университеты и гнать подрастающее поколение на выполнение той работы, которую сегодня выполняют таджики.

Если говорить об импортозамещении в сельском хозяйстве, то это все от лукавого. Импорт упал примерно на 38%, а наше сельхозпроизводство выросло на 4%. Цифры не сопоставимые. Радостные заявления чиновников о том, что мы полностью заместили импортные сыры, — полная чушь. Мы заместили импортные сыры замазкой из пальмового масла. Замещать приличную вещь барахлом — вот это мы умеем на пять баллов.

Бизнес «с нуля» построить невозможно. Какая-то сумма у вас должна быть. Прикиньте, стандартная столовая (оборот: около 350 клиентов в день, средний чек 250 рублей) стоит порядка 7 миллионов, если строить под ключ. Среднеарифметический магазин стоит 7—10 миллионов. Но надо понимать, что необходимо иметь в запасе деньги на период плановых убытков. Ясно, что такие суммы в России зарабатываются не быстро.

В России арендные ставки завышены в разы. В Америке сетевые магазины Wallmart платят за аренду 50 долларов в год за квадратный метр. В Чехии средняя арендная плата — 9 евро в месяц за квадратный метр. А в Москве — 600 долларов в год, и это еще не самый худший вариант. Причина — отсутствие переизбытка хороших площадей под аренду. Открытие магазина в России в 4 раза дороже, чем, к примеру, в Чехии. Поэтому и товары у нас вчетверо дороже.

К слову, бойтесь Таджикистана. Это очень упертые ребята, которые умеют вкалывать. Если они наладят образование, вы все останетесь на улице.

Почему уплата налогов с каждого предприятия падает, уходит в тень? Налоги — это покупка. Мы с вами как предприниматели, платя налоги, хотим получить дороги, суд, работу полиции, налоговой инспекции и прочее. Эти услуги нам не предоставляются. А раз так — зачем платить?

Около 40% малого и среднего бизнеса живет в «черную», и эта цифра будет расти. Это не более чем ответная реакция на действия властей. Если феодал относится к крестьянину, как к дойной корове, обращается с ним, как мясник со скотиной — «мы сегодня доимся или идем на говядину?» — что крестьянину остается, кроме как уйти в тень?..

С «черным» бизнесом надо общаться, как с забитой собачонкой: выманить, отмыть, накормить — и только после этого она может стать к вам лояльной.

Книга рекомендуется к прочтению!

Альберт Бикбов
Справка

Дмитрий Валерьевич Потапенко — экономист, известный российский предприниматель, медиа-личность, управляющий партнер компании Management Development Group Inc.

Профессиональная деятельность:

  • 1995—1998 гг. — вице-президент по продажам и маркетингу СНГ и странам Балтии Grundig GmbH.
  • 1998—2001 гг. — вице-президент по инвестиционному развитию, ПБК «КредитИмпексБанк». Генеральный директор
  • ОАО «МЭЗ ДСП и Д» (ТМ «Сходня-мебель»).
  • 2001—2003 гг. — заместитель управляющего Группы компаний «Логос», Генеральный директор компании ООО «Центры оптовых продаж» (ТМ «Хорошие Новости»).
  • 2003—2005 гг. — генеральный управляющий РС «Пятерочка» и «Карусель», Западного ФО, Санкт-Петербург и область, Центрального ФО, Москва и область.
  • С 2005 года по настоящее время — управляющий партнер Management Development Group, Inc.
  • Ведущий авторской программы «Курс Потапенко» на радио «Эхо Москвы».

Новости партнеров