Кто лучше в Татарстане с наркотиками борется: МВД берет числом, а УФСКН килограммами?

В распоряжении редакции «Реального времени» оказалось исследование Института проблем правоприменения (Санкт-Петербург) на тему «Как МВД и ФСКН борются с наркотиками». Согласно ему, 67% всех наркопреступлений в Татарстане регистрируют сотрудники МВД. Доля наркополицейских из УФСКН скромнее — они выявляют 31,6% преступлений в профильной сфере. Сами силовики, с которыми пообщался наш корреспондент, с выводами ученых согласны не во всем.

«Дублирование функций неизбежно ведет к конкуренции»

Согласно исследованию питерского Института проблем правоприменения «Как МВД и ФСКН борются с наркотиками», всего за 2013-2014 годы в России было зарегистрировано 535 тыс. преступлений по статьям 228–234 УК РФ. То есть это статьи, затрагивающие как незаконный оборот наркотиков и сильнодействующих веществ, так и склонение других лиц к потреблению «дури» и организацию притонов. Больше половины этих преступлений выявлены Министерством внутренних дел, больше трети — Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков, оставшаяся часть приходится на ФСБ, Следственный комитет и др.

Проанализировав базы с карточками о возбужденных делах, сотрудники Института проблем правоприменения — экономист, специалист по судебной статистике Дмитрий Скугаревский и социолог, программист Алексей Кнорре — пришли к нескольким выводам:

— Чем больше население региона, тем больше наркопреступлений регистрируется по линии МВД.

— Масса выявляемых ФСКН наркотиков больше в 2-3 раза. Средний размер изъятой партии натуральных каннабиоидов (конопли, марихуаны, гашиша) — 20 граммов в МВД и 39 граммов в ФСКН; героина — 1 грамм в МВД против 2 граммов в ФСКН, анаболических стероидов — 5 и 19 граммов соответственно.

— В одних регионах страны доминирует ФСКН, в других — МВД. При этом дублирование функций неизбежно ведет к конкуренции между ведомствами, которая в 2015 году на фоне сокращения государственных расходов и проекта реорганизации-упразднения ФСКН приняла форму публичной полемики.

Отмечая противоречия между силовиками, авторы исследования помянули Татарстан, напомнив, что с подачи одного ведомства фигурантами уголовного дела стали сотрудники ОБНОН МВД по РТ, а затем дело было возбуждено и в отношении начальника оперативной службы УФСКН по РТ.

Зоны влияния

По результатам исследования, лучше других служб полиция борется с наркобизнесом в Санкт-Петербурге (87,9% от общего числа зарегистрированных наркопреступлений), Москве (82%), Севастополе (76,7%), Свердловской области (75,8%) и Карачаево-Черкесии (74,3%).

Тогда как самые высокие показатели регистрации преступлений ФСКН отмечены в Ингушетии (78,3%), Карелии (69,3%), Псковской (67,4%) и Магаданской (66,9%) областях.

В Приволжском федеральном округе зоны влияния двух ведомств выглядят неоднозначно. В одних, как в Татарстане, доминируют сотрудники МВД по РТ. В Марий Эл соблюдается паритет ведомств, а вот в Мордовии и Саратовской области полиция явно проигрывает наркополиции.

доля УФСКН, %

доля МВД, %

Нижегородская область

29,3

70,6

Удмуртия

29,7

70

Татарстан

31,6

67

Самарская область

33,5

66,4

Башкортостан

36,4

63,4

Пермский край

39,2

60,7

Оренбургская область

43,9

55,8

Марий Эл

48,2

49,7

Ульяновская область

51,8

47,8

Чувашия

52,3

47,6

Пензенская область

52,8

47

Кировская область

53,2

46,5

Мордовия

61,9

38

Саратовская область

64,4

35,4

УФСКН: цифры спорные, а войны и конкуренции нет

Спорными цифры и выводы питерских ученых считает генерал-майор полиции, замначальника УФСКН по РТ Борис Тетенищев: «Какая может быть между нами и МВД конкуренция, если мы работаем в одном направлении — чтобы эта гадость не попала в страну?! И когда кто-то говорит про войну ведомств, это только мешает. Мы никакой войны или враждебного отношения к нам не видим, более того — Госнаркоконтроль формировался на базе МВД, и я лично, и многие мои коллеги в прошлом служили в МВД».

Комментировать уголовные дела в отношении полицейских и наркополицейских Тетенищев не стал. А статистику работы двух ведомств предложил оценивать не в числе дел, а в килограммах. Если службы МВД — от участковых и ГАИ до угрозыска — ловят преступников мелкой сетью и чаще выявляют мелких сбытчиков «дури», то Госнаркоконтроль изначально заточен на крупную рыбу. А штаты двух ведомств несопоставимы: в МВД республики — свыше 18 тыс., в УФСКН — лишь полтысячи сотрудников.

В результате по числу возбужденных дел УФСКН уступает МВД по РТ, но по общему весу изъятых наркотиков опережает более чем в десять раз. В УФСКН ссылаются на оперативные данные, согласно которым татарстанская наркополиция с начала 2015 года изъяла 1 024 кг, а коллеги меньше в 10 с лишним раз (большую часть улова УФСКН составила крупная партия «синтетики» из Восточной Азии, изъятой в ходе оперативной работы татарстанцев в Казани, Новосибирске и Уссурийске в рамках спецоперации — глава ФСКН Виктор Иванов, комментируя ее результаты, сообщал: на черном рынке изъятая партия разошлась бы за 38 млрд рублей, что больше годового бюджета всей службы).

Исходя из сказанного, в УФСКН оперируют своей статистикой, утверждая, что в общем числе групповых наркопреступлений в РТ доля ведомства составила 73%, а среди направленных в суд дел по фактам легализации наркодоходов и организации наркосообществ — все 100%.

Татарстанский ОБНОН сокращать не стали

В МВД Татарстана комментировать взаимоотношения двух ведомств и выводы питерского института желающих не нашлось. Замруководителя пресс-центра ведомства Максим Костромин сообщил лишь, что доминирование сотрудников Госнаркоконтроля в ряде регионов страны объяснимо сокращением подразделений ОБНОНа, но в полиции нашей республики эту службу сохранили. С начала 2015 года сотрудниками МВД по РТ зарегистрировано 2 928 преступлений — на 11% меньше, чем за тот же период 2014-го, схожая динамика наблюдается и у смежников.

На сегодняшний день 90% наркотиков распространяется посредством сети Интернет. Сайты сотнями закрываются и на следующий день открываются вновь. Кроме того, борцов с наркобизнесом очень настораживает агрессивная веб-реклама о возможности «заработать и получить «незабываемые» впечатления» путем распространения якобы легальных психоактивных веществ.

Впрочем, как показала казанская Универсиада, при наличии четкой установки силовикам по силам полностью перекрыть каналы поставок и зачистить город от наркотиков. Героина в столице Всемирных летних студенческих игр-2013 не было еще пару месяцев после их окончания. Борцы с наркотиками при встрече с журналистами «Реального времени» подтвердили этот факт, но отметили: решить задачу помогли десятки тысяч коллег из других регионов и служб, прибывшие для обеспечения порядка в период подготовки и проведения соревнований.

Ирина Плотникова

Новости партнеров